logo search
Кучук

3. Информатика и связь

Развитие этой отрасли получило широкое развитие уже в 80-е гг., когда государство начало вкладывать значительные инвестиции в развитие оптико-волоконной и мобильной связи. Темпы роста этой отрасли увеличились в 90-е гг., составляя в среднем 30% в год, эта динамика сохраняется и в настоящее время. Отрасль информатики и связи развивалась в условиях сохранения государственной монополии. В результате в Китае имеется шесть крупных государственных операторов: China Telecom, China Mobile, China Unicom, China Sat, China Network Communications Corporation, Jitong. Из них China Mobile и China Telecom входят в число 500 крупнейших ТНК, занимая соответственно 230 и 254 место, а их акции котируются на зарубежных фондовых биржах. По условиям вступления в ВТО Китай должен был открыть телекоммуникационный сектор для иностранного капитала, и этот вопрос был одним из самых спорных при переговорах Китая с США и Европейским Союзом. К моменту вступления Китая в ВТО были отменены законы, запрещавшие участие иностранных предприятий или частных лиц в деятельности на рынке услуг связи. Доля участия иностранного капитала на национальном рынке стационарной и мобильной связи ограничивается 49%. Хотя по оценкам экспертов, отрасль пострадает в краткосрочном плане от допуска иностранного капитала из-за более низкой конкурентоспособности национальных операторов, тем не менее, в долгосрочном плане снижение доли государственного сектора в пользу частного капитала сделает ее более конкурентоспособной и эффективной. Хотя конца 90-х гг. в стране осуществляется реформа в секторе телекоммуникаций, цель которой создание конкуренции между национальными компаниями путем разделения монополистов на самостоятельные компании, тем не менее уровень государственного монополизма в этой сфере остается высокой. Китай подписал соглашения и начал продажу акций национальных компаний крупнейшим телекоммуникационным ТНК. В середине 2008 г. количество абонентов мобильной связи увеличилось до 600 млн., в то же время численность абонентов стационарной связи снизилась до 356 млн. чел. Темпы роста в телефонной сети продолжают оставаться очень высокими и составляют ежегодно 40-50%, в то время как в других странах – 15-20%.

Китай располагает одним из самых динамично развивающихся интернет-сообществ. Количество пользователей Интернета к концу 2008 г. возросло до 298 млн. человек (первое место в мире). Однако это только 22,4% от общего количества населения. По этому показателю Китай значительно отстает от развитых стран. Например, в США, Японии и Южной Корее этот показатель превышает 65%. Наиболее широко используется Интернет в Пекине и Шанхае (46,6 и 45,8% населения), а также провинции Гуандун.

С 1999 г. в Китае началась реализация проекта подключения к общенациональной компьютерной сети правительственных структур и национальных предприятий. Реализация проекта e-Government способна стать переломным моментом в изменении модели работы правительственных ведомств, поднять уровень делопроизводства, укрепить контролирующие функции, изменить имидж правительства в глазах общественности, поднять эффективность и снизить себестоимость управления. Практически все крупные предприятия используют Интернет для рекламы, демонстрации продукции, проведения переговоров и подписания документов, приема заказов клиентов и купли-продажи. Мелкие и средние предприятия в гораздо меньшей степени пользуются услугами Интернета, особенно в сфере ведения электронной торговли. Предприятия осваивают электронную торговлю прежде всего с целью снижения стоимости сбыта продукции, использования способа прямых продаж, уменьшения посреднических звеньев и комиссионных расходов. Китайские банки предоставляют услуги через Интернет: клиенты могут производить платежи, рассчитываться через электронную сеть с помощью кредитных карточек, осуществлять электронную торговлю ценными бумагами. Китай становится крупнейшим рынком электронной торговли, создаются технологические, сетевые, коммерческие и законодательные условия для развития электронной торговли, системы электронной сертификации, современных платежей и института кредитования.

В Китае быстро развивается электронный бизнес, то есть купля-продажа товаров и услуг в Интернете, что связано с расширением масштаба интернет-сетей. Первая волна развития электронного бизнеса пришлась на 1999 г., когда появились первые крупные компании электронного бизнеса, общий объем вложенных в них инвестиций за 1999-2000 гг. составил 140 млн. дол. После спада 2000-2002 гг. с 2003 г. началась вторая волна. В конце 2007 г. количество сетевых пользователей, совершавших покупки через Интернет, составило 46 млн. чел. Крупнейшей в Китае электронной торговой площадкой является интернет-сайт Alibaba.com, основанный в 1999 г., через который китайские компании могут рекламировать свои продукты и совершать сделки с компаниями всего мира. По некоторым оценкам, ее доля на рынке электронной торговли составляет около 70%. Инвестиции в сферу электронной торговли быстро растут, наиболее крупные компании электронного бизнеса размещают свои ценные бумаги на зарубежных фондовых рынках, в частности на американской бирже НАСДАК.

В настоящее время к услугам Интернета обращается все большее количество школ, банков, страховых и туристических компаний, кинотеатров, универмагов, которые удовлетворяют спрос китайских пользователей интернет-сети.

Одной из наиболее серьезных проблем в развитии электронного бизнеса в Китае является обеспечение безопасности сделок. Риск сделок в электронном бизнесе обусловлен двумя причинами: технической, (то есть проблема вирусов), и степенью доверия пользователей (проблема безопасности шифров кредитных карт).