logo search
Кучук

2.4. Авиационный транспорт

Как уже отмечалось, авиационный транспорт является одним из динамично развивающихся секторов транспортного комплекса страны. Тем не менее, доля его в грузообороте страны пока очень незначительна и растет преимущественно в пассажирообороте, что прежде всего объясняется ростом доходов населения. По общему пассажиро- и грузообороту Китай переместился с 35-го на 5-е место в мире, а к 2020 г. должен войти в число первых трех ведущих стран мира. В стране совершаются регулярные рейсы более чем на 1257 гражданских авиалиниях, включая 233 международных. Общая протяженность авиалиний составляет 2 млн. км, одна треть которых приходится на международные. Парк самолетов гражданского назначения в 2007 г. насчитывал 1134 ед., к 2010 г. должен вырасти до 1580 ед., Представлен воздушными лайнерами, в основном купленными у наиболее известных западных самолетостроительных компаний. Они используются не только для международных, но и для внутренних рейсов. Отечественные самолетостроительные компании производят небольшие самолеты для внутренних рейсов, предполагается, что примерно 70% потребностей в легких пассажирских самолетах в будущем будет удовлетворяться за счет отечественной продукции.

Специалисты считают, что авиационный транспорт имеет очень большое будущее не только в пассажирских, но и грузовых перевозках. Об этом свидетельствуют более высокие темпы роста грузоперевозок по сравнению с пассажирскими перевозками, которые наблюдаются в последние годы. В частности, в 2007 г. они составили соответственно 23,5 и 17,8%. Главное преимущество грузоперевозок – скорость доставки. Самый большой грузовой аэропорт страны находится в Пудуне, по объемам грузоперевозок он занимает 4-е место в мире. Основные направления авиаперевозок экспортных грузов идут в Азию, Европу и США. Значительная часть экспортных грузов перевозится с юга Китая через Гонконг.

По прогнозам, к 2020 г. авиация придет на смену железнодорожному транспорту в перевозках пассажиров на средние и дальние расстояния.

Авиационный транспорт относится к числу отраслей, наиболее монополизированных государством, доля государственного сектора в нем составляет около 90%. Частные компании появились совсем недавно и на их долю приходится пока только 4% рынка внутренних авиаперевозок. До недавнего времени в Китае насчитывалось 34 авиакомпании, что, по мнению специалистов, отрицательно сказывалось на эффективности отрасли. Поэтому на основе слияния компаний было создано девять крупных авиационных объединений, которые занимаются авиационными перевозками, импортом и экспортом авиационной техники, поставками авиационного топлива. Следующим шагом стало слияние девяти государственных компаний в три большие группы – Air China (Пекин), China Eastern (Шанхай) и China Southern (Гуанчжоу).