logo search
Кучук

6. Показатели социально-экономического развития

В течение длительного периода в мировой экономике развитие отождествлялось с экономическим ростом, который трактовался как рост ВВП и увеличение показателя душевого дохода. Однако неудачный опыт развития экономики многих развивающихся стран породил серьезные сомнения в правомерности отождествления экономического развития и экономического роста, сведения экономического роста к количественным показателям. Во многих развивающихся странах в 1950-1960-е гг. были достигнуты высокие темпы роста ВВП и показателя душевого дохода, но в большинстве случаев им не удалось повысить жизненный уровень населения.

Поэтому появились различные комплексные показатели и индексы, характеризующие уровень и качество жизни населения. Одним из таких показателей, получивших широкое распространение, является Индекс человеческого развития (ИЧР), который был предложен ООН в начале 90-х гг. ИЧР ранжирует страны по восходящей от 0 до 1 балла (высший уровень развития) и представляет собой совокупность нескольких показателей: ожидаемая продолжительность жизни; интеллектуальный потенциал, оценивающий средний уровень грамотности взрослого населения и среднее количество лет обучения; величина ВВП на душу населения по ППС. Хотя ИЧР был введен недавно, он широко применяется международными организациями и постоянно совершенствуется. В расширенном варианте ИЧР включает также показатели, характеризующие уровень использования информационных и коммуникационных технологий, показатели социальной стабильности, дифференциации доходов, эффективности государства, соблюдения законности, контроля над коррупцией.

Показатель ИЧР для развитых стран составляет 0,895. Применение ИЧР в Китае показывает довольно значительные успехи социально-экономического развития страны: в 1990 г. он составлял 0,566, а к 2003 г. повысился до 0,755 (81 место среди 177 стран. По показателю расширенного ИЧР позиции Китая намного ниже, что связано с низким уровнем качества институционального развития.

Важным интегрированным показателем, используемым для изучения факторов развития в их взаимосвязи, а также для сравнительного анализа положения различных государств является показатель комплексной государственной мощи (цзунхэ голи) – КГМ. Разработка этого показателя является одним из важных направлений научных исследований в Китае. КГМ рассматривается как общая способность государства путем мобилизации всех ресурсов, как национальных, так и мировых, осуществлять национальную стратегию. Китайский экономист Ху Аньган выделяет 8 видов стратегических ресурсов, составляющих в совокупности основу комплексной государственной мощи:

  1. Экономические ресурсы, характеризуются объемом ВВП;

  2. Человеческие ресурсы: общая численность населения, в том числе трудоспособного населения, а также продолжительность обучения населения старше 15 лет;

  3. Природные ресурсы: обрабатываемые земли, водные ресурсы, производство электроэнергии;

  4. Финансовые ресурсы: объем внутренних инвестиций, прямые иностранные инвестиции, капитал фондовых рынков;

  5. Научно-технические ресурсы: количество научных публикаций, выданных патентов, пользователей Интернета, объем государственных ассигнований на науку;

  6. Административные ресурсы: бюджетные расходы центрального правительства;

  7. Оборонный потенциал: военные расходы, общая численность вооруженных сил;

  8. Международные ресурсы: объем экспорта и импорта, баланс расходов и доходов от реализации/оплаты авторских прав и патентов.

Китай достаточно неравномерно обеспечен перечисленными видами ресурсов, он занимает первое место по обеспеченности человеческими ресурсами, второе место – по обеспеченности природными ресурсами, наиболее слабые позиции – по административным ресурсам. Среди пяти основных стран по показателю КГМ на первом месте находятся США (22,8% совокупного мирового показателя), на втором – КНР (7,8%), третьем – Япония (7,75), четвертом – Индия (4,37%), пятом – Россия (2,81%). Тем не менее, по оценкам китайских аналитиков, имеющиеся ресурсы позволяют Китаю последовательно наращивать КГМ и к середине века стать великой мировой державой.

Вопросы для самопроверки

  1. В чем отличие ВВП от ВНП?

  2. Как рассчитывается ВВП по добавленной стоимости, расходам и доходам?

  3. Как определяется уровень экономического развития?

  4. В чем причины высокого экономического роста развивающихся стран во второй половине ХХ в.?

  5. Почему официальные статистические данные о темпах экономического роста в Китае вызывают сомнения у западных экономистов?

  6. Чем объясняется недостоверность статистических данных по третичному сектору?

  7. Охарактеризуйте отраслевую структуру ВВП Китая. В чем ее особенности по сравнению с развитыми странами?

  8. Какие факторы определяют экономический рост?

  9. Что такое совокупная производительность факторов производства?

  10. Почему фактор инвестиций является основной движущей силой высокого экономического роста Китая?

  11. С чем связано проведение активной финансовой политике в конце 90-х гг. и каковы ее составляющие?

  12. О чем свидетельствует значительное превышение темпов роста инвестиций по сравнению с темпами экономического роста?

  13. Объясните причины низкого потребительского спроса населения?

  14. Каковы экологические и социальные последствия высокого экономического роста?

  15. Каковы различия между содержанием понятия «экономический рост» и «экономическое развитие»?

  16. Дайте характеристику составляющих показателя комплексной государственной мощи.