logo search
Кучук

3. Классификация развивающихся стран.

В период 60-70-х годов в результате эволюции экономического и социального развития произошло расслоение развивающихся стран на различные категории. Среди них выделились страны с высоким уровнем дохода на душу населения, которые приблизились к границе индустриальных обществ или перешагнули через нее. До недавнего времени в эту группу включали так называемых «азиатских тигров» (Тайвань, Южная Корея, Гонконг и Сингапур) и наиболее развитые страны Латинской Америки (Бразилия, Аргентина, Мексика). Все они называются «новыми индустриальными странами». С 1998 г. «азиатских тигров» Международный валютный фонд включил в группу развитых стран. Экономика новых индустриальных стран характеризуется высокой степенью включенности в мировой рынок и высоким уровнем развития обрабатывающей промышленности.

Отдельную группу образуют нефтеэкспортирующие страны, обладающие уникальными природными ресурсами (Катар, Кувейт, Бахрейн, Саудовская Аравия, Ирак). Их отличает выгодное экономическо-географическое положение, важная роль на рынке энергетического сырья, солидный ресурсный потенциал развития. В 90-е гг. к ним стали присоединяться другие нефтеэкспортеры в Южной Азии (Индонезия), Африке (Алжир, Ангола, Судан, Конго) и Латинской Америке (Венесуэла).

Среди развивающихся стран следует выделить группу наименее развитых стран, таких как Афганистан, Бангладеш, Сомали, Чад, Эфиопия. Для них характерен чрезвычайно низкий доход на душу населения, повсеместно преобладают доиндустриальные формы труда, а в экономике господствующие позиции занимает сельское хозяйство.

Безусловно, что эта градация не является неизменной, и со временем в ней происходят подвижки, связанные с переходом отдельных стран в другие категории. Это касается не только «азиатских тигров», но и, например, таких крупных стран, как Китай и Индия, уровень экономического развития которых достаточно сильно изменился.

Государственное участие в процессе экономического развития обеих стран было очень ярко выраженным, однако в отличие от Китая Индия выбрала промежуточный путь, характеризуемый созданием экономики смешанного типа. Государственный сектор в Индии был создан в 50-60-х годах, когда частный капитал не имел достаточных ресурсов для создания предприятий базовых отраслей. Государство сконцентрировало в своих руках предприятия добывающей промышленности, транспорт и внешнюю торговлю, широко применяло индикативное планирование, чтобы решить продовольственную проблему оно начало осуществление в 60-х годах так называемой «зеленой революции». В 70-е годы правительство Индии приступило к либерализации экономической политики, активно проводило импортозамещающую политику в промышленности, в больших масштабах привлекало иностранный капитал. По мере развития и укрупнения частного капитала государство уходило из предпринимательства, сохраняя, тем не менее, активную государственную роль в регулировании макроэкономических процессов, что позволило Индии уже в 90-е годы выйти в число наиболее быстро развивающихся стран мира.

Китай и Индия, являясь демографическими гигантами, сумели использовать свое преимущество обладания огромной армией дешевой, достаточно дисциплинированной и квалифицированной рабочей силы. В отличие от некоторых других развивающихся стран они не совершали резких движений ни в приватизации огромной государственной собственности, ни в отказе от регулирующих функций государства в экономике. Благодаря взвешенному подходу к реорганизации хозяйственного механизма им удалось осуществить переход к рыночной экономике с минимальными потерями и сохранением высокой динамики роста, нарастить свой экономический потенциал и повысить свою долю в мировом промышленном экспорте.