5.2. Современное положение и проблемы частного сектора
Поворот к новой модели экономического развития, где частному национальному предпринимательству отводится гораздо более важное место в структуре собственности, чем раньше, обозначился после ХУI съезда КПК в 2002 г. Политика преференций в отношении предприятий иностранного капитала должна уступить место равноправию всех форм собственности. Отказ от дискриминации и поощрение развития национального частного капитала свидетельствует о серьезных переменах в политике государства, которое связывает с национальным капиталом решение ряда сложных проблем социально-экономического развития страны: расширение сферы занятости, снижение нагрузки на государственный бюджет и государственное кредитование, создание конкурентной среды для доминирующих в китайском экспорте предприятий с иностранным капиталом. Развитие частного национального капитала должно послужить противовесом растущей зависимости страны от иностранного капитала, которая может нести серьезные риски для национальной экономики.
Внесение в Конституцию положения о защите прав частного капитала и неприкосновенности «законной» частной собственности, разрешение частным предпринимателям вступать в партию и занимать в ней руководящие посты, принятое на ХУI съезде КПК, свидетельствует об изменении отношения КПК к частному национальному капиталу, которому необходима защита его прав собственника и механизмы, которые бы обеспечивали его политические интересы. Использование в данном случае термина «законная частная собственность» косвенно свидетельствует о том, что достаточно значительная часть индивидуально-частного предпринимательства функционирует в теневой экономике страны. Принятый в 2007 г. Закон о вещном праве также подтвердил равноправие всех форм собственности, включая частную собственность, и конкретизировал положения о владении, пользовании и распоряжении собственностью.
Роль частного сектора в экономике страны в течение последнего десятилетия растет очень быстро, это обстоятельство во многом определяет ускорение темпов роста ВВП. Важным фактором роста частного предпринимательства является постепенное расширение доступа к участию во внешнеэкономической деятельности. В результате его удельный вес в экспорте Китая в 2006 г. поднялся до 22% и превысил удельный вес государственного сектора, который составил менее 20%. В последнее время в понятие частной экономики стали включать не только предприятия частного капитала (сыиндуцзы), но и частные компании с ограниченной ответственностью, а также частные акционерные компании.
Как уже отмечалось, судить о масштабах индивидуально-частного сектора по данным официальной статистики достаточно сложно. Так, по данным статистики 2008 г., индивидуальные хозяйства составляли 27,6 млн. предприятий, на них было занято 56 млн. чел., зарегистрированный капитал - 805 млрд. юаней. К частному сектору относилось 6,24 млн. предприятий с числом занятых 77 млн. чел., зарегистрированный капитал составил 10.750 млрд. юаней. По данным экономической переписи 2004 г., численность частных предприятий составила 1,9 млн. и около 40 млн. предприятий относилось к индивидуальным. При этом только 118 частных промышленных предприятий соответствовали критериям крупных предприятий. По оценке В.Г. Гельбраса, национальный индивидуальный и частный сектор обеспечивает примерно 45% ВВП.
Быстрый рост частного предпринимательства обеспечивается в том числе и за счет экономии на оплате труда работников и социальных расходах. Для частных предприятий очень характерно массовое нарушение трудового законодательства, чрезмерная продолжительность рабочего времени, плохие условия труда, высокий травматизм. По материалам обследований, проведенных в 2006 г. Министерством труда и социального обеспечения, примерно половина крестьян-мигрантов, занятых на частных предприятиях, работают без заключения трудового договора, более половины не получают компенсации за сверхурочную работу и при получении травм на производстве. На большую часть работников частных предприятий не распространяется социальное страхование.
В связи с незавершенностью процессов реформы отношений собственности и существованием большой части переходных форм собственности в Китае большинство экономистов не выделяет частную собственность в качестве самостоятельной формы собственности. Частная форма собственности, как правило, объединяется вместе индивидуальной и коллективной в негосударственную форму собственности. В широком смысле слова негосударственная собственность включает также собственность предприятий с иностранным капиталом. Идет активный процесс слияний и поглощений предприятиями национального и иностранного частного капитала государственных предприятий. Этот процесс проходит, в том числе в таких монополизированных отраслях, как гражданская авиация и железные дороги, финансы и страхование. Он начинался в других более примитивных формах еще в 90-е гг., когда руководство предприятий государственного сектора организовывали собственные компании и различными способами переводили в них имущество подведомственных им государственных предприятий.
Так как правительство Китая не объявляло приватизацию в качестве официальной политики, не были изданы законы, регламентирующие порядок и особенности приватизации. Местные правительства и руководители предприятий государственного сектора получили большие возможности для организации собственных компаний и перевода активов государственных предприятий в свою собственность. В более поздние годы, когда было разработано соответствующее законодательство, началась юридическая приватизация, несмотря на то, что государство до сих пор официально не признает этот процесс. Формальная юридическая приватизация пока плохо разработана с законодательной точки зрения, поэтому процесс часто проходит путем сговора между руководством предприятия, местными властями и частными покупателями.
Другая проблема заключается в том, что несмотря на то, что в последние годы активно разрабатывается законодательство в интересах частного и негосударственного сектора, принимаются партийные и правительственные решения, тем не менее, сохраняется множество барьеров, многие из которых связаны с сохранением административной системы управления и противодействием чиновников партийного и правительственного аппарата на центральном и местных уровнях. Типичным примером является ситуация, сложившаяся в нефтедобыче и нефтепереработке. Хотя к нефтепереработке допущены негосударственные компании, однако продажей этой продукции реально занимаются две самые крупные государственные компании, которые также контролируют и сеть заправочных станций. Многочисленные ограничения на деятельность негосударственных предприятий сохраняются во многих отраслях экономики, например, в энергетике, финансах, образовании, туризме, здравоохранении, на транспорте. Таким образом, хотя эти отрасли формально открыты для деятельности негосударственного капитала, тем не менее, сохраняется множество ограничений и барьеров.
Очень серьезной проблемой для развития негосударственного сектора по-прежнему остается дефицит финансирования. Несмотря на то, что в последние годы государство все более активно стимулирует банковский сектор к кредитованию мелких частных предприятий, тем не менее, основным объектом кредитования коммерческих банков продолжают оставаться государственные предприятия. Частным компаниям достаточно сложно пройти листинг на фондовом рынке - среди компаний на биржах Шанхая и Шэньчжэня они составляют всего 3%. Поэтому основными источниками получения внешнего финансирования для них являются межотраслевые кредиты (между предприятиями) и так называемый народный кредит, то есть неофициально существующие кредитные структуры, оперирующие накоплениями населения. По различным оценкам, на долю народного кредита приходится более 40% финансирования негосударственных предприятий. В некоторых провинциях: Чжэцзян, Гуандун, Фуцзянь и др. на долю народного кредита приходится до 80% финансирования негосударственного сектора.
Китайские экономисты предлагают ввести деятельность многочисленных структур народного кредита в официальное русло и узаконить их деятельность. Еще одним каналом финансирования индивидуально-частных предприятий является создание сети городских и сельских коммерческих банков, численность которых быстро растет. Кроме того, с целью решения проблемы дефицита капитала для частного бизнеса в конце 2008 г. создан специальный инвестиционный фонд, а также планируется создание специального банка. Задача этих финансовых структур заключается в финансировании деятельности мелких и средних индивидуально-частных предприятий.
Вопросы для самопроверки
В каких отраслях сохраняется государственный сектор в рыночной экономике?
Объясните, почему в период экономических реформ 80-90-х гг. в Китае не проводилась приватизация государственного сектора?
Развитию каких форм собственности в Китае отдавался приоритет в 80-90-е гг.?
Что такое поселково-волостные предприятия, и какие причины способствовали их развитию?
Какова современная структура собственности в Китае?
В чем заключались особенности акционирования государственных предприятий?
Какие последствия в социальной сфере имела реформа государственных предприятий в 90-е гг.?
Какие меры были предприняты китайским правительством для сохранения контроля над государственным имуществом?
Объясните, как изменился удельный вес коллективной собственности в структуре собственности и почему?
Охарактеризуйте эволюцию частного сектора в китайской экономике.
Какие критерии определяют отличие индивидуальных предприятий от частных?
Каковы основные источники формирования частного национального капитала в Китае?
Как изменилась государственная политика в отношении национального частного предпринимательства, и какими причинами вызваны эти изменения?
Что препятствует развитию частного предпринимательства в Китае?
- О. В. Кучук э к о н о м и к а к и т а я
- 2009 Предисловие
- Раздел I. Экономическое развитие Китая в период второй половины
- Тема I. Развивающиеся страны в мировой экономике
- 1. Особенности развития в дореформенный период.
- 2. Стратегия экономического развития и индустриализация.
- 3. Классификация развивающихся стран.
- 4. Уровень экономического развития и источники роста.
- Тема 2. Экономическое развитие Китая в 50-е гг.
- 1.1. Состояние экономики к началу восстановительного периода
- 1.2. Выбор стратегии экономического развития
- 1.3. Реформы в экономике и их результаты
- 2. Экономическое развитие в период первой пятилетки (1953-1957)
- 2.1. Стратегия развития и формирование новой экономической системы
- 2.2. Преобразование форм собственности
- 2.3. Итоги выполнения плана
- 3. Экономика в годы «большого скачка» (1958-1962)
- 3.1. Оценка экономических преобразований
- 3.2. Экономическая политика «большого скачка»
- 3.3. Создание «народных коммун» и состояние сельского хозяйства
- Тема 3. Экономическое развитие в 60-70-е гг.
- 1.1. Экономическая централизация
- 1.2. Изменение политики в сельском хозяйстве и промышленности
- 2.1. Дезорганизация системы управления экономикой
- 2.2. Состояние экономики в 1971-1976 гг.
- 3. Экономическое развитие в 1977-1978 гг.
- Тема 4. Плановая экономика: китайская модель
- 1. Индустриализация в развивающихся странах
- 2. Особенности приоритетного развития тяжелой промышленности в Китае
- 3. Механизм мобилизации и распределения ресурсов
- 4. Деформация экономической структуры и ее влияние на экономическое развитие
- Тема 5. Экономическая реформа в кнр: ход и результаты
- 1. Предпосылки экономических реформ
- 2. Реформа хозяйственного механизма
- 2.2. Государственный сектор
- 2.3. Распределение материальных ресурсов
- 2.4. Управление внешней торговлей
- 2.5. Кредитно-банковская система
- 3. Результаты проведения экономических реформ
- 3.1. Основные изменения в процессе реформ
- 3.2. Проблемы и трудности на пути реформ
- Раздел II. Общие проблемы современной экономики Китая
- Тема 6. Трансформация структуры собственности
- 1. Сущность и формы собственности в современной экономике
- 2. Эволюция форм собственности в Китае
- 3. Государственный сектор
- 3.1. Реформа государственного сектора
- 3.2. Акционирование государственных предприятий
- 3.3. Проблема государственных монополий
- 3.4. Государственное имущество: проблема контроля
- 4. Коллективный сектор
- 5.1. Истоки и условия формирования частного предпринимательства
- 5.2. Современное положение и проблемы частного сектора
- Тема 7. Региональная политика и региональная экономическая структура
- 1. Региональная политика в дореформенный период и ее результаты
- 2. Новые тенденции в региональной политике в период реформ
- 3. Программы развития внутренних районов
- 3.1. Освоение Западного Китая
- 3.2. Возрождение Северо-Восточного Китая
- 3.3. Программа развития экономики Центрального Китая
- 4. Формирование экономических зон: факторы и тенденции
- 4.1. Экономическая зона бассейна реки Чжуцзян
- 4.2. Экономическая зона бассейна реки Чанцзян
- 4.3. Экономическая зона Бохайского кольца
- 5. Китайские мегаполисы в региональной экономической структуре
- 1997 2006 1997 2007
- 6. Специальные экономические зоны: классификация, задачи и проблемы развития
- 6.1. Первые сэз как продукт политики открытия Китая
- 6.2. Зоны технико-экономического развития
- 6.3. Зоны свободной торговли
- 6.4. Зоны переработки и экспорта
- 6.5. Зоны высоких технологий (звт), технопарки
- 6.6. Комплексная зона Пудун
- Тема 8. Природные ресурсы Китая
- 2. Лесные ресурсы
- 3. Водные ресурсы
- 4. Топливно-энергетические и минеральные ресурсы
- 5. Проблемы производства и потребления энергетических и минеральных ресурсов
- Тема 9. Человеческие ресурсы
- 1. Демографические процессы: факторы роста населения
- 2. Демографические прогнозы
- 3. Влияние демографического фактора на экономический рост
- 4. Возрастная структура и старение населения
- 5. Региональное распределение населения
- 6. Демографическая политика: предпосылки, цели и результаты
- 7. Качество населения и человеческий капитал
- Тема 10. Трудовые ресурсы
- 1. Масштабы рынка труда
- 2. Отраслевая и профессионально-квалификационная структура
- 3. Политика регулирования рабочей силы
- 4. Безработица: причины, масштабы, структура
- 5. Миграция населения, урбанизация и миграционная политика
- 6. Характеристика мигрантов
- Тема 11. Экономическое развитие и экономический рост
- 1. Показатели уровня экономического развития
- 2. Экономический рост. Проблема достоверности официальной статистики
- (В %, по показателю добавленной стоимости)
- 3. Отраслевая структура ввп
- 4. Факторы экономического роста
- 4.1. Фактор инвестиций и инвестиционная политика
- 4.2. Фактор потребительского спроса
- 5. Экологические и социальные издержки модели экономического роста
- 6. Показатели социально-экономического развития
- Раздел III. Отраслевая структура экономики
- Тема 12. Сельское хозяйство
- 1. Основные факторы роста
- 1.1.Земельные ресурсы
- 1.2. Водные ресурсы и ирригационная система
- 1.3. Техническая оснащенность сельского хозяйства
- 1.4. Химизация
- 1.5. Агрономическая наука
- 1.6. Трудовые ресурсы
- 2. Финансирование сельского хозяйства
- 3. Государственная политика регулирования сельского хозяйства
- 4. Организационная структура сельского хозяйства
- 5. Современное состояние и отраслевая структура сельского хозяйства
- 6. Проблема продовольственной безопасности
- 6.1. Факторы, влияющие на продовольственную безопасность
- 6.2. Объем и структура внешней торговли сельскохозяйственной продукцией
- Тема 13. Индустриализация и современное состояние промышленности
- 1. Этапы индустриализации в Китае
- 1.1. Первый этап индустриализации (1953-1979)
- 1.2. Второй этап индустриализации (1980-1995)
- 1.3. Третий этап индустриализации
- 2. Современное состояние промышленного производства
- 3. Отраслевая структура промышленности
- 3.1. Топливно-энергетический комплекс
- 3.1.1. Угольная промышленность
- 3.1.2. Нефтегазовая промышленность
- 3.1.3. Электроэнергетика
- 3.1.4. Энергетическая безопасность и политика энергосбережения
- 3.2. Металлургическая промышленность
- 3.3. Машиностроение
- 3.4. Промышленность высоких технологий
- Тема 14. Третичный сектор
- 1. Внутренняя торговля
- 1.1. Реформа в сфере внутренней торговли
- 1.2. Проблема внутреннего спроса
- 1.3. Современное состояние внутренней торговли
- 2. Транспорт
- 2.1. Железнодорожный транспорт
- 2.2. Автомобильный транспорт
- 2.3. Водный транспорт
- 2.4. Авиационный транспорт
- 2.5. Трубопроводный транспорт
- 3. Информатика и связь
- 4. Недвижимость
- Раздел IV. Финансовая система и финансовый рынок
- Тема 15. Государственные финансы
- 1. Государственный бюджет Китая
- 1.1. Структура государственного бюджета
- Структура расходной части бюджета в 2007 г. (млрд. Юаней, %)
- 1.2. Проблемы формирования государственного бюджета
- 2. Внебюджетные фонды
- 3. Финансовые риски
- Тема 16. Налоги и налоговая система
- 1. Этапы формирования налоговой системы Китая
- 2. Основные виды налогов
- 3. Структура налогообложения
- 4. Реформа налогообложения
- 4.1. Реформа ндс и подоходных налогов
- 4.2. Налоговая реформа в сельской местности
- 5. Проблемы сбора налогов
- Тема 17. Кредитно-банковская система
- 1. Структура и функции кредитно-банковской системы
- 2. Реформа банковской системы Китая
- 3. Структура банковской системы Китая
- 3.1. Центральный банк
- 3.2. Государственные коммерческие банки
- 3.3. Акционерные коммерческие банки
- 3.4. Городские коммерческие банки
- 3.5. Политические банки
- 3.6. Иностранные банки
- 4. Банковские операции
- 4.1. Депозитные операции
- 4.2. Кредитные операции
- 5. Реструктуризация банков
- 5.1. Акционирование банков
- 5.2. Плохие долги: пути решения проблемы
- 5.3. Показатель достаточности капитала
- 6. Денежно-кредитная политика и ее инструменты
- Структура денежной массы (млрд. Юаней) Годы м2 м1 м0
- Темпы роста денежной массы (%)
- 6.1. Регулирование процентных ставок
- 6.2. Изменение нормы обязательного резервирования
- 6.3. Операции на открытом рынке
- 7. Специализированные кредитные организации
- 7.2. Трастово-инвестиционные компании
- Тема 18. Финансовый рынок
- 1. Структура финансового рынка
- 2. Формирование рынка ценных бумаг в Китае
- 3. Рынок акций
- Капитализация фондового рынка Китая
- 5. Особенности функционирования рынка ценных бумаг
- Раздел V. Внешнеэкономические связи и интернационализация экономики
- Тема 19. Внешняя торговля
- 1. Эволюция внешнеторговой стратегии
- 2. Масштабы, динамика, формы внешней торговли
- 3. Структура внешней торговли
- 4. Основные торговые партнеры Китая (2009 г.)
- 5. Торговля услугами
- 6. Вступление Китая в вто: условия и результаты
- Тема 20. Китай в международном движении капитала
- 1. Прямые иностранные инвестиции в Китае
- 1.1. Налоговый механизм стимулирования инвестиционного процесса
- 1.2. География иностранных инвестиций
- 1.3. Отраслевая и региональная структура размещения иностранных инвестиций
- 1.4. Новые тенденции в использовании иностранных инвестиций
- 2. Экспорт китайского капитала
- 2.1. Основные направления вывоза капитала
- 2.2. Незаконный вывоз капитала: оценка масштабов
- Тема 21. Валютное регулирование и валютный курс
- 1. Реформа системы валютного регулирования
- 2. Формирование валютного рынка
- 3. Введение ограниченной конвертируемости юаня
- 4. Политика либерализации движения капитала
- 5. Валютные резервы
- 5.1. Методы подсчета достаточности резервов
- 5.2. Проблема издержек хранения валютных резервов
- 7. Ревальвация юаня: причины и результаты
- Оглавление
- Раздел I. Экономическое развитие Китая во второй половине хх в. 5
- Тема 1. Развивающиеся страны в мировой экономике 5
- Тема 2. Экономическое развитие Китая в 50-х гг.
- Тема 3. Экономическое развитие в 60-70-е гг.
- Тема 8. Природные ресурсы Китая
- Тема 13. Индустриализация и современное состояние промышленности
- Тема 14. Третичный сектор
- Тема 18. Финансовые рынки