logo search
Кучук

3.4. Государственное имущество: проблема контроля

Актуальной является проблема обеспечения права собственности государства на имущество, находящееся в распоряжении предприятия. Продажа и акционирование государственных предприятий сопровождаются занижением стоимости государственного имущества, хищениями и различными спекулятивными сделками, приводящими к утечке государственного имущества. По некоторым оценкам, ежегодно утечка государственного имущества составляет 40 млрд. юаней. По другим данным, финансовые доходы от продажи государственного имущества в 2003 г. должны были составить 100 млрд. юаней, однако государство получило только 1 млрд. юаней. Несмотря на то, что в соответствии с законодательством процесс продажи и перехода государственного имущества в другие формы собственности должен проходить через открытые аукционы, по данным статистики за 2005 г., эта форма перехода применялась только в 10% случаев.

С целью усиления контроля над государственным имуществом правительство предприняло ряд шагов. Была создана система так называемого вневедомственного, то есть внешнего контроля над деятельностью предприятий, так как внутренний контроль со стороны правительственных органов был признан слабым и зачастую неэффективным. В 1998 г. был учрежден институт специальных уполномоченных контролеров Государственного совета. В результате деятельности института уполномоченных было выявлено большое количество предприятий, на которых совершались грубые финансовые нарушения, осуществлялась различного рода незаконная деятельность, был характерен низкий управленческий уровень и т.д. Деятельность этой структуры еще раз показала, что, несмотря на формальный отказ от методов прямого административного вмешательства, государство на практике продолжает оказывать сильное воздействие на производственную деятельность государственных предприятий.

Следующим шагом в совершенствовании контроля над государственным имуществом на предприятиях стало создание в 2003 г. Комитета по контролю и управлению государственным имуществом при Госсовете КНР и его многочисленных филиалов на местах. В соответствии с предоставленными полномочиями, Комитет направляет и содействует реформированию и реорганизации государственных предприятий; осуществляет надзор за сохранением государственного имущества; совершенствует и укрепляет структуру управления; проводит процедуру назначения, увольнения и аттестации руководителей предприятия; разрабатывает проекты законов и административно-правовых норм управления госимуществом; осуществляет руководство и контроль в отношении управления государственной собственностью на предприятиях. Так как главной проблемой государственного сектора на современном этапе остается утечка капитала, то к числу основных задач Комитета по контролю и управлению государственным имуществом также относится сохранение и защита государственного капитала, концентрация общественного капитала за счет привлечения частного иностранного и национального капитала, повышение качества структуры капитала.

На данной ступени развития Комитеты являются переходной структурой, совмещающей функции контроля и управления государственным имуществом. После завершения реформы государственного сектора, которое предполагается к 2015-2020 гг., Комитеты уже не смогут непосредственно вмешиваться в деятельность предприятия. Объектом их контроля останется государственная часть имущества на предприятии, которой они будут управлять от имени государства как собственники и акционеры. Они также не смогут назначать или увольнять руководителей предприятия, которые будут выбираться правлением акционеров.

В настоящее время в общей сложности Комитет и его филиалы контролируют деятельность более 1000 государственных предприятий. Большая часть сотрудников Комитета – чиновники партийных и правительственных органов, с чем связаны негативные стороны его деятельности, использование административных методов управления. Многие местные филиалы Комитета считают своей главной задачей полную распродажу государственного имущества.

В будущем за государственным сектором должны сохраниться базовые сооружения (аэропорты, порты, ирригационные объекты), военная промышленность, базовые отрасли (связь, коммуникации, энергетика, сырьевые производства), а также часть крупных предприятий и корпораций в электронике, машиностроении, нефтехимии и автомобилестроении. Монополия государства в авиационном и железнодорожном транспорте, кредитно-банковских учреждениях и страховых компаниях продолжает сохраняться, тем не менее, в начале текущего десятилетия правительство начало процесс акционирования в этих отраслях третичного сектора. Это потребует очень длительного времени и привлечения капитала иностранных и китайских частных инвесторов.

Активизация процесса акционирования государственного сектора и продажи государственного имущества стимулировала очередную дискуссию. Некоторые зарубежные и китайские экономисты считают, что в Китае начался процесс приватизации. Тем не менее, правительство предпочитает использовать другую формулировку – «преобразование форм общественной собственности». Оно подчеркивает, что акционирование предприятий не может рассматриваться как форма приватизации и перехода государственной собственности в частные руки, напротив, оно является формой концентрации капитала, которая позволит государству более эффективно управлять материальными и финансовыми ресурсами.

Отмечается, что в результате политики создания крупных объединений и корпораций сократилось вмешательство государства в производственную деятельность, повысился уровень менеджмента на государственных предприятиях. Положительным результатом реформы государственного сектора стало уменьшение удельного веса убыточных государственных предприятий и сокращение социального бремени.