6. Демографическая политика: предпосылки, цели и результаты
Демографический взрыв и высокий уровень рождаемости усиливают необходимость регулирования воспроизводства населения. Демографическая политика представляет собой систему самых разнообразных мероприятий, с помощью которых государство воздействует на упорядочение процессов воспроизводства населения, обеспечение умеренного разумного его роста. Демографическая политика в Китае берет свое начало в середине 1950-х гг., причиной ее послужил разразившийся в стране первый демографический бум. Руководство страны приняло решение о необходимости привести рост населения в соответствие с экономическими ресурсами. На этом этапе демографическая политика сводилась в основном к использованию мер социально-психологического воздействия на репродуктивное поведение населения, прежде всего, пропаганде семьи, ограничивающейся тремя, а затем и двумя детьми.
Однако уже в конце 1950-х гг., в период «большого скачка», а затем и в период «культурной революции» в 1960-е гг. проведение демографической политики было прервано. Вторая перепись населения в середине 1960-х гг. зафиксировала вторую волну демографического бума в стране. В начале 1970-х гг. государство вновь вернулось к проведению демографической политики, которая на протяжении этого десятилетия формировалась как комплекс мер экономического, административного и социально-психологического характера. Суть проводимой государством демографической политики заключалась в воздействии на динамику демографических процессов путем регулирования численности населения. Эта политика получила в Китае название «ограничение рождаемости» (цзихуа шэнъюй).
Для разработки демографической политики и осуществления контроля над демографической ситуацией в Китае был создан Государственный Комитет по планированию рождаемости. Плановые показатели рождаемости разрабатывались Комитетом на каждый год и являлись одним из важнейших показателей пятилетних планов, которые являлись обязательными для каждого региона.
Суть политики ограничения рождаемости сводилась к трем основным установкам: поздние браки, позднее рождение детей и ограничение количества детей. С 1979 г. эти установки были конкретизированы в политике «однодетной» семьи. Несмотря на то, что в 1980 г. был принят в новой редакции Закон о браке, однако в нем не нашли отражения положения новой политики ограничения рождаемости. В соответствии с Законом возраст вступления в брак для девушек и молодых людей был поднят до 20 и 22 лет, однако фактически реальный возраст вступления в брак не мог быть ниже 25 и 27 лет. При вступлении в брак молодые люди были обязаны соблюдать политику однодетной семьи, нарушение обязательств вело к применению достаточно жестких экономических и административных санкций. В случае рождения внепланового второго ребенка семья должна была уплатить штраф, сумма которого определялась региональными властями, и была очень значительной для бюджета семьи. Наказание нарушителей политики однодетной семьи могло включать в себя такие меры, как понижение в должности, дискриминация в решении квартирного вопроса, при предоставлении ребенку места в детском саду и школе. Все социальные льготы, на которые могла рассчитывать семья, предоставлялись только семьям, соблюдавшим политику однодетной семьи. Кроме того, такие семьи получали премию до достижения ребенком 16 лет, в настоящее время размер премии составляет 50 юаней в месяц. Необходимо отметить очень сильное психологическое воздействие на поведение семьи со стороны общества, которое осуждало нарушителей политики ограничения рождаемости. Планирование семьи и ограничение рождаемости рассматривалось как важнейшее условие повышения благосостояния общества и отдельной семьи, как государственная задача, которую обязаны выполнять все члены общества.
Для осуществления задачи планирования семьи в Китае велась специализированная подготовка социальных работников, которые проходили обучение на краткосрочных медицинских курсах. В сферу их деятельности входила просветительская работа и контроль над репродуктивным поведением населения страны.
Отношение различных слоев населения к политике ограничения рождаемости в стране с преобладанием крестьянского населения не было одинаковым. Политика однодетной семьи не соответствовала представлениям крестьянского населения о размерах семьи. Поэтому в 1984 г. она была смягчена в отношении сельского населения, которому было разрешено иметь двух детей в случае, если первым ребенком в семье была девочка, а также в ряде провинций, где разрешалось иметь двух детей. Исключения были сделаны в отношении национальных меньшинств и отдельных категорий населения. После 1998 г. политика ограничения рождаемости была вновь пересмотрена в сторону ужесточения.
Китайские демографы выделяют четыре типа семей в современном Китае. Первый тип – это однодетные семьи, которые характерны для городов и деревень экономически развитых районов Восточного Китая. Второй тип характерен для большинства деревень, в которых разрешено иметь второго ребенка в случае, если первый ребенок женского пола (так называемые 1,5 ребенка). Третий тип семей с двумя детьми независимо от пола первого ребенка характерен для сельской местности экономически слаборазвитых регионов. Наконец, четвертый тип семей с тремя детьми характерен для территорий проживания национальных меньшинств. По данным различных обследований, соотношение четырех типов семей выглядит следующим образом: 35,4%; 53,6%; 9,7%; 1,3%. По данным официальной статистики, соотношение семей выглядит несколько иначе: с одним ребенком – 63,1%; с двумя детьми – 35,6%; с тремя детьми – 1,3%.
Следует отметить, что, хотя политика однодетной семьи была принята в общенациональном масштабе, тем не менее, в ряде регионов местные власти разрешали иметь двух детей в семье. В настоящее время в масштабах страны в семьях, где оба супруга происходят из однодетных семей, разрешено иметь двух детей, а в сельской местности семи провинций в семьях, где один из супругов происходит из однодетной семьи, разрешается иметь двух детей.
Политика однодетной семьи в соответствии с первоначальными планами должна была осуществляться только в рамках одного поколения. Несмотря на явные успехи этой политики, абсолютное большинство демографов считает, что планирование рождаемости остается долгосрочной задачей, имеющей решающее значение для успешного социально-экономического развития страны. Рост населения необходимо и дальше ограничивать с тем, чтобы стабилизировать достигнутый низкий уровень рождаемости и повысить качественные характеристики населения. Хотя нынешний уровень рождаемости в Китае и сопоставим с аналогичным показателем развитых стран, однако этот уровень пока не стабилен. По причине неравномерности регионального развития и недостаточного развития системы социального страхования планирование рождаемости в отдаленных сельских районах и районах проживания национальных меньшинств сталкивается с большими проблемами. В ближайшие десятилетия численность населения будет продолжать возрастать на 10 млн чел. в год, что будет оказывать сильное давление на решение проблемы занятости и экологии.
По оценкам, в результате осуществления с начала 1970-х гг. политики ограничения рождаемости Китаю удалось элиминировать 400 млн рождений, что в огромной мере уменьшило государственные расходы на обеспечение растущего поколения, смягчило давление населения на ресурсы, содействовало развитию экономики и повышению уровня благосостояния населения. Политика ограничения рождаемости привела к существенному снижению показателя числа рождений на одну женщину, которое сократилось до показателя ниже уровня замещения (1,4 ребенка).
В ходе социально-экономического развития последних десятилетий и в результате проведения демографической политики семья в Китае как социальный институт претерпела большие изменения. Ценностное значение семьи в общественном сознании китайцев стало снижаться, в результате чего при продолжающемся росте численности населения размеры семьи уменьшились, а ее структура претерпела существенные изменения. Если в начале 1970-х гг. средний размер семьи составлял 4,8 чел., то в 2010 г. он снизился до 3,1 чел. Нуклеарная (однопоколенная) семья стала преобладать не только в городах (90%), но и в сельской местности (67,3% всех семей). Общая тенденция изменений в составе семьи в Китае выглядит следующим образом: рост численности и доли нуклеарных семей, семей типа динкэ (особый тип, выделяемый китайской статистикой, в нем объединяются добровольно бездетные семьи), а также неполных семей. В крупных городах большое количество молодых семей отказывается от рождения детей.
Быстрый переход от традиционной многопоколенной семьи к современной модели семьи, для которого потребовалось всего несколько десятков лет, породил серьезные проблемы. Важнейшей проблемой является неразвитость системы пенсионного обеспечения и социального страхования, особенно в сельской местности. Традиционная семья, для которой характерно большое количество детей, являлась важным условием выживания пожилого населения. Современная семья уже не может выполнять функцию поддержки пожилого населения, поэтому в условиях роста старения населения в Китае необходимо ускорить создание системы социального обеспечения.
Демографическая политика в Китае оказала серьезное влияние на изменение соотношения мужского и женского населения. Удельный вес мужского населения в общей численности населения преобладает над женским, что не соответствует мировой тенденции. В 2010 г. это соотношение составило 51,3:48,7. Объяснение этому можно найти в том, что родители отдают предпочтение рождению мальчиков. Перепись 1990 г., в которой проводился подсчет новорожденных мальчиков и девочек, показала, что на 100 новорожденных девочек пришлось 113,8 мальчиков.
В 2009 г. китайские демографы определили величину дисбаланса полов в 119,5 мальчиков на 100 девочек, что отличается от определенной ООН средней нормы соотношения полов при рождении: 102-107 мальчиков на 100 девочек. Хотя масштабы соотношения полов при рождении оцениваются по-разному, однако сам факт дисбаланса сомнению не подвергается. Тем не менее вначале китайские демографы предполагали, что это происходит за счет недоучета новорожденных девочек, которых родители специально не регистрируют, чтобы воспользоваться шансом рождения еще одного ребенка. Более поздние обследования показали, что повышение числа мальчиков в соотношении полов является следствием демографической политики. Ограничение семей рождением одного ребенка приводит к выбору родителей в пользу рождения мальчика. Семьи, в которых родился мальчик, ограничиваются одним ребенком в отличие от семей, где первым ребенком является девочка. В этом случае родители стремятся исключительно к рождению мальчика, прибегая к традиционным или современным методам предварительного определения пола ребенка. Эта тенденция стала особенно характерной в 1980-е гг. и продолжает сохраняться в настоящее время, создавая серьезную проблему дисбаланса полов, особенно в сельской местности. По оценкам, к 2020 г. число мужчин в возрасте 20-29 лет будет примерно на 30 млн больше, чем женщин.
- О. В. Кучук э к о н о м и к а к и т а я
- 2009 Предисловие
- Раздел I. Экономическое развитие Китая в период второй половины
- Тема I. Развивающиеся страны в мировой экономике
- 1. Особенности развития в дореформенный период.
- 2. Стратегия экономического развития и индустриализация.
- 3. Классификация развивающихся стран.
- 4. Уровень экономического развития и источники роста.
- Тема 2. Экономическое развитие Китая в 50-е гг.
- 1.1. Состояние экономики к началу восстановительного периода
- 1.2. Выбор стратегии экономического развития
- 1.3. Реформы в экономике и их результаты
- 2. Экономическое развитие в период первой пятилетки (1953-1957)
- 2.1. Стратегия развития и формирование новой экономической системы
- 2.2. Преобразование форм собственности
- 2.3. Итоги выполнения плана
- 3. Экономика в годы «большого скачка» (1958-1962)
- 3.1. Оценка экономических преобразований
- 3.2. Экономическая политика «большого скачка»
- 3.3. Создание «народных коммун» и состояние сельского хозяйства
- Тема 3. Экономическое развитие в 60-70-е гг.
- 1.1. Экономическая централизация
- 1.2. Изменение политики в сельском хозяйстве и промышленности
- 2.1. Дезорганизация системы управления экономикой
- 2.2. Состояние экономики в 1971-1976 гг.
- 3. Экономическое развитие в 1977-1978 гг.
- Тема 4. Плановая экономика: китайская модель
- 1. Индустриализация в развивающихся странах
- 2. Особенности приоритетного развития тяжелой промышленности в Китае
- 3. Механизм мобилизации и распределения ресурсов
- 4. Деформация экономической структуры и ее влияние на экономическое развитие
- Тема 5. Экономическая реформа в кнр: ход и результаты
- 1. Предпосылки экономических реформ
- 2. Реформа хозяйственного механизма
- 2.2. Государственный сектор
- 2.3. Распределение материальных ресурсов
- 2.4. Управление внешней торговлей
- 2.5. Кредитно-банковская система
- 3. Результаты проведения экономических реформ
- 3.1. Основные изменения в процессе реформ
- 3.2. Проблемы и трудности на пути реформ
- Раздел II. Общие проблемы современной экономики Китая
- Тема 6. Трансформация структуры собственности
- 1. Сущность и формы собственности в современной экономике
- 2. Эволюция форм собственности в Китае
- 3. Государственный сектор
- 3.1. Реформа государственного сектора
- 3.2. Акционирование государственных предприятий
- 3.3. Проблема государственных монополий
- 3.4. Государственное имущество: проблема контроля
- 4. Коллективный сектор
- 5.1. Истоки и условия формирования частного предпринимательства
- 5.2. Современное положение и проблемы частного сектора
- Тема 7. Региональная политика и региональная экономическая структура
- 1. Региональная политика в дореформенный период и ее результаты
- 2. Новые тенденции в региональной политике в период реформ
- 3. Программы развития внутренних районов
- 3.1. Освоение Западного Китая
- 3.2. Возрождение Северо-Восточного Китая
- 3.3. Программа развития экономики Центрального Китая
- 4. Формирование экономических зон: факторы и тенденции
- 4.1. Экономическая зона бассейна реки Чжуцзян
- 4.2. Экономическая зона бассейна реки Чанцзян
- 4.3. Экономическая зона Бохайского кольца
- 5. Китайские мегаполисы в региональной экономической структуре
- 1997 2006 1997 2007
- 6. Специальные экономические зоны: классификация, задачи и проблемы развития
- 6.1. Первые сэз как продукт политики открытия Китая
- 6.2. Зоны технико-экономического развития
- 6.3. Зоны свободной торговли
- 6.4. Зоны переработки и экспорта
- 6.5. Зоны высоких технологий (звт), технопарки
- 6.6. Комплексная зона Пудун
- Тема 8. Природные ресурсы Китая
- 2. Лесные ресурсы
- 3. Водные ресурсы
- 4. Топливно-энергетические и минеральные ресурсы
- 5. Проблемы производства и потребления энергетических и минеральных ресурсов
- Тема 9. Человеческие ресурсы
- 1. Демографические процессы: факторы роста населения
- 2. Демографические прогнозы
- 3. Влияние демографического фактора на экономический рост
- 4. Возрастная структура и старение населения
- 5. Региональное распределение населения
- 6. Демографическая политика: предпосылки, цели и результаты
- 7. Качество населения и человеческий капитал
- Тема 10. Трудовые ресурсы
- 1. Масштабы рынка труда
- 2. Отраслевая и профессионально-квалификационная структура
- 3. Политика регулирования рабочей силы
- 4. Безработица: причины, масштабы, структура
- 5. Миграция населения, урбанизация и миграционная политика
- 6. Характеристика мигрантов
- Тема 11. Экономическое развитие и экономический рост
- 1. Показатели уровня экономического развития
- 2. Экономический рост. Проблема достоверности официальной статистики
- (В %, по показателю добавленной стоимости)
- 3. Отраслевая структура ввп
- 4. Факторы экономического роста
- 4.1. Фактор инвестиций и инвестиционная политика
- 4.2. Фактор потребительского спроса
- 5. Экологические и социальные издержки модели экономического роста
- 6. Показатели социально-экономического развития
- Раздел III. Отраслевая структура экономики
- Тема 12. Сельское хозяйство
- 1. Основные факторы роста
- 1.1.Земельные ресурсы
- 1.2. Водные ресурсы и ирригационная система
- 1.3. Техническая оснащенность сельского хозяйства
- 1.4. Химизация
- 1.5. Агрономическая наука
- 1.6. Трудовые ресурсы
- 2. Финансирование сельского хозяйства
- 3. Государственная политика регулирования сельского хозяйства
- 4. Организационная структура сельского хозяйства
- 5. Современное состояние и отраслевая структура сельского хозяйства
- 6. Проблема продовольственной безопасности
- 6.1. Факторы, влияющие на продовольственную безопасность
- 6.2. Объем и структура внешней торговли сельскохозяйственной продукцией
- Тема 13. Индустриализация и современное состояние промышленности
- 1. Этапы индустриализации в Китае
- 1.1. Первый этап индустриализации (1953-1979)
- 1.2. Второй этап индустриализации (1980-1995)
- 1.3. Третий этап индустриализации
- 2. Современное состояние промышленного производства
- 3. Отраслевая структура промышленности
- 3.1. Топливно-энергетический комплекс
- 3.1.1. Угольная промышленность
- 3.1.2. Нефтегазовая промышленность
- 3.1.3. Электроэнергетика
- 3.1.4. Энергетическая безопасность и политика энергосбережения
- 3.2. Металлургическая промышленность
- 3.3. Машиностроение
- 3.4. Промышленность высоких технологий
- Тема 14. Третичный сектор
- 1. Внутренняя торговля
- 1.1. Реформа в сфере внутренней торговли
- 1.2. Проблема внутреннего спроса
- 1.3. Современное состояние внутренней торговли
- 2. Транспорт
- 2.1. Железнодорожный транспорт
- 2.2. Автомобильный транспорт
- 2.3. Водный транспорт
- 2.4. Авиационный транспорт
- 2.5. Трубопроводный транспорт
- 3. Информатика и связь
- 4. Недвижимость
- Раздел IV. Финансовая система и финансовый рынок
- Тема 15. Государственные финансы
- 1. Государственный бюджет Китая
- 1.1. Структура государственного бюджета
- Структура расходной части бюджета в 2007 г. (млрд. Юаней, %)
- 1.2. Проблемы формирования государственного бюджета
- 2. Внебюджетные фонды
- 3. Финансовые риски
- Тема 16. Налоги и налоговая система
- 1. Этапы формирования налоговой системы Китая
- 2. Основные виды налогов
- 3. Структура налогообложения
- 4. Реформа налогообложения
- 4.1. Реформа ндс и подоходных налогов
- 4.2. Налоговая реформа в сельской местности
- 5. Проблемы сбора налогов
- Тема 17. Кредитно-банковская система
- 1. Структура и функции кредитно-банковской системы
- 2. Реформа банковской системы Китая
- 3. Структура банковской системы Китая
- 3.1. Центральный банк
- 3.2. Государственные коммерческие банки
- 3.3. Акционерные коммерческие банки
- 3.4. Городские коммерческие банки
- 3.5. Политические банки
- 3.6. Иностранные банки
- 4. Банковские операции
- 4.1. Депозитные операции
- 4.2. Кредитные операции
- 5. Реструктуризация банков
- 5.1. Акционирование банков
- 5.2. Плохие долги: пути решения проблемы
- 5.3. Показатель достаточности капитала
- 6. Денежно-кредитная политика и ее инструменты
- Структура денежной массы (млрд. Юаней) Годы м2 м1 м0
- Темпы роста денежной массы (%)
- 6.1. Регулирование процентных ставок
- 6.2. Изменение нормы обязательного резервирования
- 6.3. Операции на открытом рынке
- 7. Специализированные кредитные организации
- 7.2. Трастово-инвестиционные компании
- Тема 18. Финансовый рынок
- 1. Структура финансового рынка
- 2. Формирование рынка ценных бумаг в Китае
- 3. Рынок акций
- Капитализация фондового рынка Китая
- 5. Особенности функционирования рынка ценных бумаг
- Раздел V. Внешнеэкономические связи и интернационализация экономики
- Тема 19. Внешняя торговля
- 1. Эволюция внешнеторговой стратегии
- 2. Масштабы, динамика, формы внешней торговли
- 3. Структура внешней торговли
- 4. Основные торговые партнеры Китая (2009 г.)
- 5. Торговля услугами
- 6. Вступление Китая в вто: условия и результаты
- Тема 20. Китай в международном движении капитала
- 1. Прямые иностранные инвестиции в Китае
- 1.1. Налоговый механизм стимулирования инвестиционного процесса
- 1.2. География иностранных инвестиций
- 1.3. Отраслевая и региональная структура размещения иностранных инвестиций
- 1.4. Новые тенденции в использовании иностранных инвестиций
- 2. Экспорт китайского капитала
- 2.1. Основные направления вывоза капитала
- 2.2. Незаконный вывоз капитала: оценка масштабов
- Тема 21. Валютное регулирование и валютный курс
- 1. Реформа системы валютного регулирования
- 2. Формирование валютного рынка
- 3. Введение ограниченной конвертируемости юаня
- 4. Политика либерализации движения капитала
- 5. Валютные резервы
- 5.1. Методы подсчета достаточности резервов
- 5.2. Проблема издержек хранения валютных резервов
- 7. Ревальвация юаня: причины и результаты
- Оглавление
- Раздел I. Экономическое развитие Китая во второй половине хх в. 5
- Тема 1. Развивающиеся страны в мировой экономике 5
- Тема 2. Экономическое развитие Китая в 50-х гг.
- Тема 3. Экономическое развитие в 60-70-е гг.
- Тема 8. Природные ресурсы Китая
- Тема 13. Индустриализация и современное состояние промышленности
- Тема 14. Третичный сектор
- Тема 18. Финансовые рынки