7. Качество населения и человеческий капитал
Количественный подход в оценке населения является очень важной, но недостаточной характеристикой, особенно в современных условиях. Качество населения определяет такой фактор производства как производительность труда и является более важной характеристикой, чем количество населения. Качественные характеристики населения включают уровень образования и квалификацию, степень подготовленности к выполнению трудовых функций, сохранение и укрепление здоровья.
Экономическая роль образования в условиях огромных технологических изменений, увеличения объемов знаний, растущей конкуренции в современной мировой экономике неизмеримо возросла. Это требует создания более совершенной системы образования, которая бы способствовала улучшению качества населения и повышению уровня квалификации трудовых ресурсов, и таким образом, содействовала повышению производительности труда. Важнейшим показателем роста образования является увеличение расходов на образование. В развитых странах в последние десятилетия общественные расходы на образование возросли многократно. Например, в США в 1950-1990 гг. расходы на школьное образование выросли в 10 раз, на вузовское образование – в 40 раз, удельный вес расходов на образование составляет 6,5% ВВП. В развитых странах система школьного образования охватывает 100% детей школьного возраста и до 70-90% молодежи соответствующего возраста получает высшее образование.
В Китае в 1949 г. абсолютное большинство населения - 80% было неграмотным, только 20% детей школьного возраста посещали школу. В 1950-е гг. в стране была создана система школьного, специального и высшего образования, в школе уже обучалось более 60% детей школьного возраста. Однако в период 1966-1976 гг. система образования серьезно пострадала, особенно высшее образование, в течение четырех лет был прекращен прием в высшие учебные заведения. В 1993 г. бесплатное высшее образование было отменено.
К настоящему времени доля неграмотного населения в возрасте более 15 лет составляет только 4,1% (в 2000 г. – 6,7%). Доля детей, окончивших начальную школу, составляет 99,4%. Однако доля детей, получивших полное школьное образование (12 лет), ниже, этот показатель составляет 87%, хотя он быстро растет (в 1990 г. – только 40%). В результате демографической политики число детей уменьшается, что отражается, в первую очередь, на количестве детей, обучающихся в начальной школе. Так, если в 1978 г. в начальной школе обучалось 146 млн детей, то в 2010 г. – только 99,4 млн. От системы обязательного начального образования Китай перешел к системе всеобщего обязательного девятилетнего образования.
Резко возросшие требования к качеству и квалификации человеческих и трудовых ресурсов привели к серьезной трансформации государственной политики в сфере образования, акценты в которой сместились в сторону приоритетного развития высшего образования. Если в 2000 г. доля поступивших в вузы составляла только 9% лиц в возрасте 18-22 лет, то в 2007 г. она составила уже 23% (в Южной Корее – 71%, Филиппинах – 31%, в среднем для развивающихся стран этот показатель составляет 18-20%). В 2010 г. в вузах Китая уже обучалось около 23 млн студентов.
Государственные расходы на образование составили в 2006 г. 3,2% ВВП страны, несмотря на то, что еще в девятой пятилетке планировалось достигнуть уровня 4% ВВП. По этому показателю Китай отстает не только от развитых стран (США – 6,5% ВВП), но и многих развивающихся стран. В Индии, Малайзии, Бразилии, Таиланде и других развивающихся странах доля образовательных расходов в ВВП составляет в среднем 4-5% ВВП. По охвату образованием детей школьного возраста Китай занимает 108 место.
Коммерциализация школьного и высшего образования является серьезным препятствием в развитии общества, которое усугубляет социальное неравенство и не способствует повышению качества человеческого капитала. Высокая стоимость образования препятствует получению молодыми людьми необходимой общеобразовательной и профессиональной подготовки и обрекает их на низкий социальный статус. За 20 лет реформ стоимость обучения в вузах выросла в 25 раз. По результатам обследований 2004-2005 гг., расходы на образование детей в деревне составили около 33%, а в городе около 26% семейных бюджетов.
В сфере образования, как и в здравоохранении, в 2005-2006 гг. шли дискуссии по поводу существующих проблем и путей их решения. По мнению участников дискуссии, необходимо отказаться от дальнейшей коммерциализации сферы образования. Предлагается помочь бедной части городского и сельского населения в оплате за обучение за счет государственных средств. Особую проблему составляет состояние образования в сельских районах, разница в расходах на обучение одного ученика в сельской местности по сравнению с городом составляет 3,5. Основное бремя расходов на школьное обучение несет сельское население, что ведет с одной стороны к большому отсеву учащихся, а с другой стороны, - к нехватке школьных учителей и низкому качеству обучения.
По мнению экспертов, Китай должен по примеру большинства других развивающихся стран Азии ввести бесплатное обязательное школьное образование, увеличить расходы на образование, как на уровне центрального, так и на уровне провинциальных правительств.
В 2007 г. правительство объявило о введении бесплатного школьного образования в сельской местности. Программа государственного финансирования школьного образования в сельской местности включает кроме освобождения учеников от оплаты за обучение, финансирование расходов на учебники, реконструкцию сельских школ, предоставление государственной стипендии учащимся профтехучилищ и техникумов из сельских районов, а также детям из бедных городских семей. Последняя мера должна не только способствовать совершенствованию финансовой помощи образованию детей из бедных семей, но и повышению интереса выпускников школ к профессиональным училищам, следовательно, развитию среднего профессионального образования и в целом улучшению структуры среднего образования. Это имеет важное значение, так как абсолютно большую часть общего контингента учащихся профтехучилищ и техникумов составляют дети из бедных семей. К 2010 г. правительство предполагает в полном объеме осуществить систему бесплатного обязательного образования в сельских районах по всей стране, а к 2015 г. завершить его распространение и в городской местности.
В структуре расходов Китая на образование доля финансирования высшего образования повысилась уже до 24% при среднемировом показателе в 16%. Как считают специалисты, смещение приоритетов в сторону высшего образования отрицательно сказывается на его качестве. В целом, однако, значительное увеличение объемов финансирования системы образования, в том числе, за счет допуска частного капитала, способствует улучшению материально-технической базы учебных заведений, росту квалифицированных преподавательских кадров. С конца 1990-х гг. в Китае быстро растет число студентов, воспользовавшихся банковскими кредитами на обучение. По официальным данным, их доля составляет уже 9% от общего числа студентов.
Кардинальные изменения в политике образования в Китае, которые начались в конце 90-х гг., пока не оказали существенного влияния на общий уровень образования трудовых ресурсов. По данным экономической переписи 2004 г., доля занятого населения с неполным школьным образованием составляет 42%, а доля лиц с высшим образованием – 8,7%, в том числе в Восточном Китае до 11,6%. Рекомендуемые ООН стандарты образования для населения: 80% населения должно иметь школьное образование и 26% - высшее образование.
Большое влияние на современное состояние человеческих и трудовых ресурсов оказывает укрепление и сохранение здоровья. В развитых странах современная система здравоохранения складывается после Второй мировой войны. Формируется законодательство, регулирующее деятельность органов здравоохранения и условия пользования медицинской помощью, совершенствуется страховая медицина, основой которой является принцип полной или частичной компенсации расходов граждан за медицинскую помощь, растет число врачей и другого медицинского персонала, улучшается техническое оснащение медицинских учреждений. Основу системы здравоохранения развитых стран составляет государственное финансирование, что более всего характерно для европейских стран.
Удельный вес расходов на здравоохранение в развитых странах в стоимости ВВП вырос с 5% в 1970 г. до 9-10% в 2000 г. (в США – 13% ВВП), показатель расходов на душу населения за этот период вырос в 3 раза. Расходы на укрепление здоровья населения обладают высокой экономической эффективностью, обеспечивают продление жизни и работоспособности людей. По приблизительным расчетам, они приносят в 2-3 раза большие доходы, чем их собственные размеры. В Китае совокупные расходы на здравоохранение в 2009 г. составили около 5% ВВП, при этом на долю правительственных расходов приходится немногим более 1%, что является достаточно низким показателем.
В Китае система здравоохранения сформировалась в условиях плановой экономики. Городское население пользовалось медицинскими услугами, которые оплачивались государством, в связи с этим возникла обширная сфера медицинских учреждений: поликлиник, амбулаторий, больниц при предприятиях государственного сектора. Крестьяне в отличие от городского населения должны были сами финансировать развитие медицинских учреждений, с этой целью создавались кооперативные медицинские фонды, в основе которых были отчисления крестьян и общественных фондов народных коммун.
Экономическая реформа оказала сильное влияние на трансформацию системы здравоохранения в стране. В процессе трансформации системы резко сократилось финансирование здравоохранения со стороны государства (бюджетное финансирование) и государственных предприятий. В деревне после внедрения семейного подряда были практически уничтожены кооперативные медицинские фонды. В результате к 1998 г. доля населения в оплате медицинских услуг увеличилась до 76,4%, а удельный вес бюджетного финансирования снизился до 4,9%.
С 1998 г. начинается реформа в системе здравоохранения, цель которой – создание системы государственного медицинского страхования. В сельской местности воссоздана система кооперативного медицинского обслуживания, которой охвачено практически все сельское население. В городской местности развивается страховая медицина не только для работающего, но также для детского и пожилого населения. Тем не менее к настоящему времени в структуре медицинских расходов основная доля по-прежнему приходится на население. Заметно вырос удельный вес расходов фондов государственного медицинского страхования. В результате структура расходов на здравоохранение изменилась, и расходы населения на снизились с 60% в 2001 г. до 38% в 2010 г.
Расходы на здравоохранение в пересчете на душу населения в 2009 г. составили всего лишь 1192 юаня или 175 дол., что во много раз меньше аналогичного показателя для развитых стран (США - 4900 дол., Германия – 2400 дол., Франция – 2100 дол.). При этом, по данным исследований АОН Китая, абсолютно большая часть этих средств уходит на медицинское обслуживание многочисленной группы партийных и правительственных чиновников. На 1000 населения приходится 1,5 врача (в 2001 г. – 1,7). Важнейшим показателем состояния здоровья нации является достаточно низкий по меркам развивающейся страны уровень младенческой смертности, который составляет в Китае 13,8 на 10000 родившихся детей.
Многие исследователи, анализируя результаты реформы в системе здравоохранения, считают, что основной ее недостаток заключается в том, что государство сокращало финансирование здравоохранения, осуществляя политику коммерциализации медицинских учреждений. Заработная плата работников медицинских учреждений в основном финансировалась за счет их коммерческой деятельности. Кроме того, государство потеряло контроль над рынком лекарств, что привело к высокому росту цен на лекарственные препараты. По данным Мирового банка, в 2003 г. расходы на лекарства в Китае составили 52% всех расходов на здравоохранение, тогда как в большинстве стран они не превышают 15-40%.
Начиная с 2007 г. правительство приняло ряд программ развития здравоохранения и фармацевтики. Значительно возросло государственное финансирование системы здравоохранения, например, в 2009 г. расходы центрального правительства в этой сфере выросли сразу на 49,5%. В течение нескольких последних лет была создана система базового медицинского страхования, которая охватывает 1,2 млрд чел, в том числе, 400 млн городского и 833 млн сельского населения.
Как считают китайские эксперты, необходимо создать всеобъемлющую систему как обязательного, так и добровольного медицинского страхования. Государство должно регулировать рынок услуг здравоохранения, оно должно создать систему контроля над функционированием рынка, количеством, качеством, безопасностью и стоимостью медицинских услуг, оказываемых населению.
Вопросы для самопроверки
В чем разница между современным и традиционным типом воспроизводства населения?
Какие факторы вызвали демографическую революцию в развивающихся странах?
В чем проявляется влияние демографического фактора на экономический рост?
Как повлияла политика ограничения рождаемости на возрастную структуру китайского населения?
Почему удельный вес трудоспособного населения в Китае выше, чем в других странах?
Дайте характеристику современной демографической политики.
В чем причины успешного проведения демографической политики?
Что такое человеческий капитал?
Как можно охарактеризовать государственную политику в области образования в Китае?
Какие новые тенденции характерны для политики в сфере образования?
Сравните структуру расходов городского и сельского населения на здравоохранение в Китае. В чем их различие?
- О. В. Кучук э к о н о м и к а к и т а я
- 2009 Предисловие
- Раздел I. Экономическое развитие Китая в период второй половины
- Тема I. Развивающиеся страны в мировой экономике
- 1. Особенности развития в дореформенный период.
- 2. Стратегия экономического развития и индустриализация.
- 3. Классификация развивающихся стран.
- 4. Уровень экономического развития и источники роста.
- Тема 2. Экономическое развитие Китая в 50-е гг.
- 1.1. Состояние экономики к началу восстановительного периода
- 1.2. Выбор стратегии экономического развития
- 1.3. Реформы в экономике и их результаты
- 2. Экономическое развитие в период первой пятилетки (1953-1957)
- 2.1. Стратегия развития и формирование новой экономической системы
- 2.2. Преобразование форм собственности
- 2.3. Итоги выполнения плана
- 3. Экономика в годы «большого скачка» (1958-1962)
- 3.1. Оценка экономических преобразований
- 3.2. Экономическая политика «большого скачка»
- 3.3. Создание «народных коммун» и состояние сельского хозяйства
- Тема 3. Экономическое развитие в 60-70-е гг.
- 1.1. Экономическая централизация
- 1.2. Изменение политики в сельском хозяйстве и промышленности
- 2.1. Дезорганизация системы управления экономикой
- 2.2. Состояние экономики в 1971-1976 гг.
- 3. Экономическое развитие в 1977-1978 гг.
- Тема 4. Плановая экономика: китайская модель
- 1. Индустриализация в развивающихся странах
- 2. Особенности приоритетного развития тяжелой промышленности в Китае
- 3. Механизм мобилизации и распределения ресурсов
- 4. Деформация экономической структуры и ее влияние на экономическое развитие
- Тема 5. Экономическая реформа в кнр: ход и результаты
- 1. Предпосылки экономических реформ
- 2. Реформа хозяйственного механизма
- 2.2. Государственный сектор
- 2.3. Распределение материальных ресурсов
- 2.4. Управление внешней торговлей
- 2.5. Кредитно-банковская система
- 3. Результаты проведения экономических реформ
- 3.1. Основные изменения в процессе реформ
- 3.2. Проблемы и трудности на пути реформ
- Раздел II. Общие проблемы современной экономики Китая
- Тема 6. Трансформация структуры собственности
- 1. Сущность и формы собственности в современной экономике
- 2. Эволюция форм собственности в Китае
- 3. Государственный сектор
- 3.1. Реформа государственного сектора
- 3.2. Акционирование государственных предприятий
- 3.3. Проблема государственных монополий
- 3.4. Государственное имущество: проблема контроля
- 4. Коллективный сектор
- 5.1. Истоки и условия формирования частного предпринимательства
- 5.2. Современное положение и проблемы частного сектора
- Тема 7. Региональная политика и региональная экономическая структура
- 1. Региональная политика в дореформенный период и ее результаты
- 2. Новые тенденции в региональной политике в период реформ
- 3. Программы развития внутренних районов
- 3.1. Освоение Западного Китая
- 3.2. Возрождение Северо-Восточного Китая
- 3.3. Программа развития экономики Центрального Китая
- 4. Формирование экономических зон: факторы и тенденции
- 4.1. Экономическая зона бассейна реки Чжуцзян
- 4.2. Экономическая зона бассейна реки Чанцзян
- 4.3. Экономическая зона Бохайского кольца
- 5. Китайские мегаполисы в региональной экономической структуре
- 1997 2006 1997 2007
- 6. Специальные экономические зоны: классификация, задачи и проблемы развития
- 6.1. Первые сэз как продукт политики открытия Китая
- 6.2. Зоны технико-экономического развития
- 6.3. Зоны свободной торговли
- 6.4. Зоны переработки и экспорта
- 6.5. Зоны высоких технологий (звт), технопарки
- 6.6. Комплексная зона Пудун
- Тема 8. Природные ресурсы Китая
- 2. Лесные ресурсы
- 3. Водные ресурсы
- 4. Топливно-энергетические и минеральные ресурсы
- 5. Проблемы производства и потребления энергетических и минеральных ресурсов
- Тема 9. Человеческие ресурсы
- 1. Демографические процессы: факторы роста населения
- 2. Демографические прогнозы
- 3. Влияние демографического фактора на экономический рост
- 4. Возрастная структура и старение населения
- 5. Региональное распределение населения
- 6. Демографическая политика: предпосылки, цели и результаты
- 7. Качество населения и человеческий капитал
- Тема 10. Трудовые ресурсы
- 1. Масштабы рынка труда
- 2. Отраслевая и профессионально-квалификационная структура
- 3. Политика регулирования рабочей силы
- 4. Безработица: причины, масштабы, структура
- 5. Миграция населения, урбанизация и миграционная политика
- 6. Характеристика мигрантов
- Тема 11. Экономическое развитие и экономический рост
- 1. Показатели уровня экономического развития
- 2. Экономический рост. Проблема достоверности официальной статистики
- (В %, по показателю добавленной стоимости)
- 3. Отраслевая структура ввп
- 4. Факторы экономического роста
- 4.1. Фактор инвестиций и инвестиционная политика
- 4.2. Фактор потребительского спроса
- 5. Экологические и социальные издержки модели экономического роста
- 6. Показатели социально-экономического развития
- Раздел III. Отраслевая структура экономики
- Тема 12. Сельское хозяйство
- 1. Основные факторы роста
- 1.1.Земельные ресурсы
- 1.2. Водные ресурсы и ирригационная система
- 1.3. Техническая оснащенность сельского хозяйства
- 1.4. Химизация
- 1.5. Агрономическая наука
- 1.6. Трудовые ресурсы
- 2. Финансирование сельского хозяйства
- 3. Государственная политика регулирования сельского хозяйства
- 4. Организационная структура сельского хозяйства
- 5. Современное состояние и отраслевая структура сельского хозяйства
- 6. Проблема продовольственной безопасности
- 6.1. Факторы, влияющие на продовольственную безопасность
- 6.2. Объем и структура внешней торговли сельскохозяйственной продукцией
- Тема 13. Индустриализация и современное состояние промышленности
- 1. Этапы индустриализации в Китае
- 1.1. Первый этап индустриализации (1953-1979)
- 1.2. Второй этап индустриализации (1980-1995)
- 1.3. Третий этап индустриализации
- 2. Современное состояние промышленного производства
- 3. Отраслевая структура промышленности
- 3.1. Топливно-энергетический комплекс
- 3.1.1. Угольная промышленность
- 3.1.2. Нефтегазовая промышленность
- 3.1.3. Электроэнергетика
- 3.1.4. Энергетическая безопасность и политика энергосбережения
- 3.2. Металлургическая промышленность
- 3.3. Машиностроение
- 3.4. Промышленность высоких технологий
- Тема 14. Третичный сектор
- 1. Внутренняя торговля
- 1.1. Реформа в сфере внутренней торговли
- 1.2. Проблема внутреннего спроса
- 1.3. Современное состояние внутренней торговли
- 2. Транспорт
- 2.1. Железнодорожный транспорт
- 2.2. Автомобильный транспорт
- 2.3. Водный транспорт
- 2.4. Авиационный транспорт
- 2.5. Трубопроводный транспорт
- 3. Информатика и связь
- 4. Недвижимость
- Раздел IV. Финансовая система и финансовый рынок
- Тема 15. Государственные финансы
- 1. Государственный бюджет Китая
- 1.1. Структура государственного бюджета
- Структура расходной части бюджета в 2007 г. (млрд. Юаней, %)
- 1.2. Проблемы формирования государственного бюджета
- 2. Внебюджетные фонды
- 3. Финансовые риски
- Тема 16. Налоги и налоговая система
- 1. Этапы формирования налоговой системы Китая
- 2. Основные виды налогов
- 3. Структура налогообложения
- 4. Реформа налогообложения
- 4.1. Реформа ндс и подоходных налогов
- 4.2. Налоговая реформа в сельской местности
- 5. Проблемы сбора налогов
- Тема 17. Кредитно-банковская система
- 1. Структура и функции кредитно-банковской системы
- 2. Реформа банковской системы Китая
- 3. Структура банковской системы Китая
- 3.1. Центральный банк
- 3.2. Государственные коммерческие банки
- 3.3. Акционерные коммерческие банки
- 3.4. Городские коммерческие банки
- 3.5. Политические банки
- 3.6. Иностранные банки
- 4. Банковские операции
- 4.1. Депозитные операции
- 4.2. Кредитные операции
- 5. Реструктуризация банков
- 5.1. Акционирование банков
- 5.2. Плохие долги: пути решения проблемы
- 5.3. Показатель достаточности капитала
- 6. Денежно-кредитная политика и ее инструменты
- Структура денежной массы (млрд. Юаней) Годы м2 м1 м0
- Темпы роста денежной массы (%)
- 6.1. Регулирование процентных ставок
- 6.2. Изменение нормы обязательного резервирования
- 6.3. Операции на открытом рынке
- 7. Специализированные кредитные организации
- 7.2. Трастово-инвестиционные компании
- Тема 18. Финансовый рынок
- 1. Структура финансового рынка
- 2. Формирование рынка ценных бумаг в Китае
- 3. Рынок акций
- Капитализация фондового рынка Китая
- 5. Особенности функционирования рынка ценных бумаг
- Раздел V. Внешнеэкономические связи и интернационализация экономики
- Тема 19. Внешняя торговля
- 1. Эволюция внешнеторговой стратегии
- 2. Масштабы, динамика, формы внешней торговли
- 3. Структура внешней торговли
- 4. Основные торговые партнеры Китая (2009 г.)
- 5. Торговля услугами
- 6. Вступление Китая в вто: условия и результаты
- Тема 20. Китай в международном движении капитала
- 1. Прямые иностранные инвестиции в Китае
- 1.1. Налоговый механизм стимулирования инвестиционного процесса
- 1.2. География иностранных инвестиций
- 1.3. Отраслевая и региональная структура размещения иностранных инвестиций
- 1.4. Новые тенденции в использовании иностранных инвестиций
- 2. Экспорт китайского капитала
- 2.1. Основные направления вывоза капитала
- 2.2. Незаконный вывоз капитала: оценка масштабов
- Тема 21. Валютное регулирование и валютный курс
- 1. Реформа системы валютного регулирования
- 2. Формирование валютного рынка
- 3. Введение ограниченной конвертируемости юаня
- 4. Политика либерализации движения капитала
- 5. Валютные резервы
- 5.1. Методы подсчета достаточности резервов
- 5.2. Проблема издержек хранения валютных резервов
- 7. Ревальвация юаня: причины и результаты
- Оглавление
- Раздел I. Экономическое развитие Китая во второй половине хх в. 5
- Тема 1. Развивающиеся страны в мировой экономике 5
- Тема 2. Экономическое развитие Китая в 50-х гг.
- Тема 3. Экономическое развитие в 60-70-е гг.
- Тема 8. Природные ресурсы Китая
- Тема 13. Индустриализация и современное состояние промышленности
- Тема 14. Третичный сектор
- Тема 18. Финансовые рынки