logo search
Кучук

1. Реформа системы валютного регулирования

Несмотря на влияние этих факторов на валютный курс, на практике, как, в частности показывает пример Китая, оно не является столь прямолинейным. После образования КНР в 1950-е годы была введена централизация всех валютных ресурсов в руках государства, установлен фиксированный валютный курс, и все валютные операции стали совершаться только через Банк Китая и Народный банк Китая.

Реформа системы валютного регулирования в Китае являлась важной составной частью экономических реформ. Переход к рыночной экономике и активному международному сотрудничеству привел к формированию устойчивого спроса на иностранную валюту и потребовал соответствующих изменений в валютном регулировании. В 1979 г. было создано Главное управление валютного контроля (ГУВК), которое подчиняется НБК.

Его функции:

1 Установление валютного курса, проведение валютной политики и разработка законодательства.

2. Контроль над валютными накоплениями, валютными платежами, ценными бумагами в валюте.

3. Контроль над валютными расходами кредитных учреждений и т.д.

Началась разработка законодательства, в соответствии с которым в стране стала создаваться новая система валютного регулирования. В прежней плановой экономике все валютные расчеты вело центральное правительство, и распределение валюты осуществлялось в плановом порядке. Обращение и использование иностранной валюты было запрещено как гражданам, так и предприятиям.

С началом экономических реформ предприятия, проводившие модернизацию и реконструкцию, стали испытывать потребность в иностранной валюте прежде всего для импорта оборудования и технологий. В результате проведения реформы в сфере распределения валюты государство разрешило оставлять предприятиям определенную долю экспортной валютной выручки в иностранной валюте на производственные потребности. Остальную часть иностранной валюты предприятия должны были продать государству по официальному валютному курсу. Установленная валютная квота составляла 100% экспортной валютной выручки для предприятий СЭЗ, в других зонах технико-экономического развития – 80%, в остальных провинциях – 25%. Целью этого разрешения было стимулировать экспортную деятельность предприятий. Такое право получили предприятия государственного и коллективного сектора, работавшие на экспорт, более того, они могли по фиксированной цене продать излишки валюты другим государственным и коллективным предприятиям, которые в ней нуждались. В 1986 г. также были разрешены валютные взаиморасчеты внутри страны между предприятиями с иностранным капиталом.

Тем не менее, централизованное плановое распределение валюты сохранялось. В условиях отсутствия жестких экономических ограничителей импортные запросы предприятий, не ведущих экспортного производства и не зарабатывавших иностранной валюты, чрезвычайно возросли, и местные правительства, а также министерства лоббировали их интересы.