logo search
Кучук

2. Формирование валютного рынка

Приток иностранной валюты в страну в форме экспортной выручки предприятий, а также в форме прямых иностранных инвестиций и кредитов формировал растущий рынок иностранной валюты. С целью ее продажи для обеспечения производственных потребностей предприятий в 1988 г. в ряде крупных городов были созданы центры валютного обмена и регулирования (ЦВОР), в которых разрешалась торговля валютой по рыночным ценам. Центры обмена предоставляли посреднические услуги для предприятий, имевших право на валюту и предприятий, которые такого права не имели, но хотели купить валюту. В ходе последующей либерализации деятельности ЦВОР была введена полная свобода по продаже валюты для всех участников центров, то есть, установлен рыночный валютный курс. Что же касается спроса на валюту, то были установлены ограничения на покупку валюты, это означало, что предприятие должно было иметь право на ведение импортных операций, которое оно получало от ГУВК. Таким образом, обменные центры можно считать первой моделью валютного рынка в Китае.

С ростом объемов внешнеэкономической деятельности, созданием СЭЗ, открытых приморских городов необходимо было увеличить количество участников валютных операций в банковской сфере. Банк Китая, который, начиная с дореформенного периода, осуществлял все валютные операции, не мог удовлетворить все потребности. К валютным операциям постепенно подключаются трастово-инвестиционные, финансовые и кредитные компании, получившие лицензии на проведение валютных операций. Из банковских учреждений такое право получили государственные специализированные банки, а также ряд акционерных коммерческих банков в Шанхае, Шэньчжэне и других районах юго-восточного Китая. При этом, как банковские, так и небанковские учреждения должны были получить лицензию на ведение валютных операций в ГУВК. Срок продолжительности лицензии составлял для банков пять лет, для небанковских учреждений – три года.

В связи с увеличением числа иностранных специалистов, а также туристов в Китае в 1980 г. были введены валютные сертификаты, которые использовались для покупки товаров в магазинах для иностранцев, оплаты транспортных, гостиничных услуг и прочих расчетах. Хотя их официальный курс по отношению к юаню составлял 1:1, однако на черном рынке его курс в разные периоды доходил до 1:1,5 и даже 1:1,8. Валютные сертификаты просуществовали 15 лет, после чего они были постепенно выведены из обращения в связи со значительным улучшением ситуации на рынке потребительских товаров и услуг. За этот период в общей сложности было выпущено 4 млрд юаней валютных сертификатов.

Система валютного регулирования, функционировавшая в 1980-х гг., была крайне несовершенной. В период 1981-1985 гг. была введена система двойного валютного курса: официальный курс, который использовался в международных расчетах и внутренний курс для расчета между предприятиями. Проводилась политика раздельного регулирования валютного курса по текущим операциям (экспорт/ импорт товаров и услуг) и операциям по ввозу и вывозу капитала. Спрос на импорт оборудования и техники со стороны предприятий был огромным, поэтому государство проводило политику ограничения импорта. Существовали проблемы утаивания предприятиями валютных доходов от экспорта, валютные резервы государства на начальном этапе реформы были крайне ограничены. Контроль над движением капитала был достаточно мягким, поэтому масштабы утечки капитала были значительными. Наличие дефицита иностранной валюты и запрет на продажу населению валюты неизбежно приводили к формированию черного валютного рынка, на котором курс доллара был значительно выше, так как спрос значительно превышал предложение.