logo search
Кучук

2.2. Состояние экономики в 1971-1976 гг.

Проект четвертого пятилетнего плана на 1971-1975 гг., который так и не был утвержден, был составлен в соответствии с требованиями обеспечения высоких темпов экономического роста для подготовки к войне. Первый год нового плана проходил в продолжающейся ситуации нового «скачка». Однако в руководстве страны возникли острые разногласия по проблемам чрезмерно высокой нормы накоплений, высоких темпов роста и политики приоритетного развития тяжелой промышленности.

Начавшийся с 1970 г. процесс постепенного восстановления органов хозяйственного управления привел к возвращению многих политических деятелей и хозяйственных руководителей, репрессированных в начале «культурной революции», что вызвало изменения в расстановке политических сил и стимулировало серию новых политических компаний. С 1972 г. началось проведение серии мер, направленных на очередное урегулирование экономики. Возобновилась деятельность Госсовета, был восстановлен Государственный плановый комитет, Государственное статистическое управление и другие ведомства по управлению экономикой. Был предложен ряд мер по улучшению деятельности предприятий и восстановлению форм материального стимулирования работников. Часть предприятий была возвращена в систему центрального подчинения.

Серьезные изменения произошли в сфере внешнеэкономических связей. В период 1972-1973 гг. Китай заключил ряд соглашений с западными странами о получении кредитов под закупки техники и оборудования. Крупные средства были выделены на закупку оборудования для производства химических удобрений, химического волокна, развития электроники, вычислительной техники и других современных отраслей машиностроения.

Однако продолжавшаяся политическая борьба в руководстве страны не позволила продолжить позитивные изменения в экономической политике страны. Местные органы власти выступали за сохранение региональной экономической обособленности. Сепаратизм местных властей оказывал крайне негативное влияние на развитие горизонтальных экономических связей между предприятиями и регионами. Массовая политическая компания «критики Линь Бяо и Конфуция», развернувшаяся в 1974 г., послужила одной из главных причин падения промышленного производства. Огромные средства в период четвертой пятилетки, так же как и в предыдущий период третьей пятилетки были затрачены на строительство предприятий военной промышленности в центральных регионах страны. В последующие 80-е гг. китайские экономисты оценивали программу строительства «третьей линии обороны» как крупный экономический просчет. За период «культурной революции» на эту программу было затрачено 139 млрд. юаней из общей суммы капиталовложений 290 млрд. юаней, при этом ввод основных фондов составил только 51%.

В целом за годы «культурной революции» наиболее значительное падение темпов экономического роста и снижение показателей экономической эффективности пришлось на 1967, 1968, 1974 и 1976 гг. Об этом в первую очередь свидетельствуют показатели инвестиций и ВВП. Если в третьей пятилетке (1966-1970) норма накопления составила 26%, а среднегодовой рост ВВП – 6,9%, то в четвертой пятилетке норма накопления поднялась до 33%, а среднегодовой рост ВВП наоборот понизился до 5,5%. Если за 1953-1965 гг. ВВП вырос более чем в 2 раза, то за 1966-1976 гг. – всего на 71,5%. Только за 1974-1976 гг. потери валовой продукции промышленности составили 100 млрд. юаней.

Период 1970-1976 гг. был наиболее тяжелым для экономического развития страны. Особенно сильно снизилась эффективность и возросла ресурсоемкость производства. Кризис энергетики превратился в острейшую проблему китайской экономики. Из-за дефицита топлива и энергии многие промышленные предприятия работали не на полную мощность. Ресурсная база не могла удовлетворить потребности энергоемкой экономики. Доля убыточных предприятий в промышленности увеличилась с 29 до 37%. Из-за кризиса сельского хозяйства и хронического дефицита продовольствия руководство страны было вынуждено ежегодно импортировать более 2 млн. т. зерна. Доля стоимости валовой продукции промышленности и сельского хозяйства во внешней торговле снизилась с 8,2% в 1952-1954 гг. до 5,9% в 1976-1978 гг. Бюджетные расходы постоянно превышали доходы, за 1974-1976 гг. дефицит бюджета вырос почти в 4 раза. В результате политики низкой заработной платы в городе и крайней бедности сельского населения уровень потребления населения рос очень медленно. За 1952-1978 гг. потребление населения выросло только в 1,8 раза.

В 1975 г. впервые после 10-летнего перерыва состоялась очередная сессия ВСНП, на которой с докладом об итогах и перспективах экономического развития страны выступил премьер Госсовета Чжоу Эньлай. Давая оценку перспектив экономического развития Китая, Чжоу Эньлай вернулся к программе «четырех модернизаций», которая была выдвинута им еще в 1964 г. В соответствии с этой программой к концу столетия предполагалось осуществить модернизацию сельского хозяйства, промышленности, обороны, науки и техники. Даже предложенная в таком общем виде программа Чжоу Эньлая была безусловным шагом вперед, так как дальнейшее экономическое развитие страны рассматривалось в аспекте использования национальных научно-технических ресурсов, а также активного использования каналов внешней торговли для получения из-за рубежа современного оборудования и технологий.

1976 г. был очень тяжелым для Китая, так как в этот год умирают политические лидеры Мао Цзэдун и Чжоу Эньлай.