logo search
Кучук

1.1. Налоговый механизм стимулирования инвестиционного процесса

Важнейшей составной частью инвестиционного режима является налоговая политика, которая играет существенную роль в привлечении иностранных инвестиций. Разработка законодательства, регулирующего деятельность иностранного предпринимательского капитала в Китае, началась в конце 70-х гг. и включала многочисленные льготы для иностранных инвесторов. Единый подоходный налог для всех видов предприятий с иностранным капиталом после унификации системы налогообложения в 1994 г. составил 33%. Широко использовалась политика уменьшения и освобождения от налогов на определенный период времени (налоговые каникулы).

Так, совместные предприятия со сроком действия свыше 10 лет полностью освобождались от уплаты подоходного налога в течение первых двух лет, начиная с первого года получения прибыли, и платили его в половинном размере в последующие три года. Были введены льготы для поощрения использования высоких технологий и увеличения экспорта продукции. Высокотехнологичным предприятиям мог быть продлен срок уплаты подоходного налога в половинном размере на 3 года, а совместным предприятиям, экспортирующим не менее 70% своей продукции, подоходный налог мог быть снижен на 50%. Налоговые преференции предоставлялись предприятиям производственной сферы, а также при реинвестировании прибыли иностранных участников высокотехнологичных и экспортно-ориентированных совместных предприятий.

В специальных экономических зонах (СЭЗ), зонах высоких технологий (ЗВТ), а также зонах технико-экономического развития (ЗТЭР) предприятиям с иностранным капиталом был предоставлен еще более льготный по сравнению с другими территориями инвестиционный режим. Ставка подоходного налога составляла для них 15%. Срок налоговых каникул увеличивался до 5 лет, в последующие 5 лет подоходный налог взимался в размере 50%, при реинвестировании прибыли уплаченный подоходный налог возмещался в размере от 40 до 100%. Предприятия с иностранным капиталом, созданные в открытых городах восточного побережья, платили подоходный налог в размере 24%.

Предприятиям с иностранным капиталом предоставлялся льготный режим валютного регулирования. В 1980-х гг. в отличие от национальных предприятий, которые могли оставлять в своем распоряжении только небольшую часть экспортной валютной выручки, предприятия с участием иностранного капитала оставляли в своем распоряжении всю прибыль в иностранной валюте, которая помещалась на специальные счета в Банке Китая. В середине 1990-х гг., когда была осуществлена унификация валютного курса юаня, валютный режим для национальных предприятий и предприятий с иностранным капиталом был также унифицирован. При этом предприятия с иностранным капиталом сохранили право на специальные валютные счета. Однако в отличие от национальных предприятий иностранные инвесторы не могли покупать иностранную валюту в государственных банках. После введения конвертируемости юаня по текущим операциям с 1997 г. предприятия с иностранным капиталом получили доступ к ресурсам межбанковского валютного рынка.

Совместные предприятия пользовались также таможенными льготами. Они освобождались от уплаты импортной пошлины на производственное оборудование, сырье, транспортные средства для собственных нужд; на производимые ими экспортные товары, за исключением тех, вывоз которых был ограничен; на импорт потребительских товаров, не находящихся под государственным контролем. В 1996 г. Китай в целях консолидации импортных доходов и в соответствии с требованиями ВТО, ввел импортные таможенные пошлины на ввозимое совместными предприятиями оборудование, в том числе в качестве вклада в их уставной фонд, а также сырье и полуфабрикаты. При этом созданным незадолго до этого совместным предприятиям был предоставлен переходный период с сохранением предоставленных ранее льгот.

Вместе с тем, для иностранного предпринимательского капитала сохранялось много ограничений. Иностранные инвестиции были разрешены преимущественно в сфере промышленности и сельского хозяйства. Третичный сектор в 1980-х гг. был закрыт для иностранного капитала, в 1990-х гг. был разрешен ограниченный доступ в ряде отраслей, таких как финансы и страхование, транспортные услуги, но при этом жестко ограничивалась доля иностранного партнера в уставном капитале. Для того чтобы защитить национальную промышленность от конкуренции иностранного капитала были созданы экономические зоны на юге страны, которые предоставляли наиболее льготные условия функционирования предприятий с иностранным капиталом. Обращает внимание, что из пяти специальных экономических зон, три: Шэньчжэнь, Шаньтоу и Чжухай были созданы в провинции Гуандун, еще одна зона Сямэнь – в провинции Фуцзянь, то есть, они были рассчитаны на приток капитала «соотечественников» из Гонконга, Тайваня и Аомыня. Поэтому СЭЗ предоставили максимально благоприятные условия для созданных этническими китайцами экспортноориентированных производств.