logo search
Кучук

3.3. Создание «народных коммун» и состояние сельского хозяйства

К еще более тяжелым последствиям привела политика коммунизации деревни, которая также началась в 1958 г. Производственные, кредитные и снабженческо-сбытовые кооперативы были объединены с административной властью в деревне в рамках народных коммун. Как правило, народная коммуна объединяла несколько кооперативов высшего типа и состояла в среднем из 20 тыс. человек. Народная коммуна осуществляла не только хозяйственные, но и административные функции, обеспечивая образование, здравоохранение и общественный порядок в сельской местности. В ходе насильственного объединения крестьян в коммуны были ликвидированы приусадебные земельные участки, запрещено заниматься подсобными промыслами, обобществлено все имущество крестьян, включая скот, птицу и сельскохозяйственный инвентарь, введено «бесплатное» питание в общественных столовых, количество которых в 1958 г. составило 3,4 млн.

Народные коммуны, по замыслам ее создателей, должны были развиваться за счет собственных накоплений, полностью обеспечивая потребности крестьян в сельскохозяйственном инвентаре, удобрениях и других факторах производства. Создание народных коммун усилило натурализацию сельскохозяйственного производства. Принцип уравнительности стал основным в распределении доходов и снабжении продовольствием, оплата труда в коммуне производилась в натуральной форме. Уравнительное распределение уничтожило экономическую заинтересованность крестьян, что неизбежно вело к значительному снижению объемов производства сельскохозяйственной продукции. Ликвидация подсобных промыслов и приусадебных участков привела к закрытию рынков сельскохозяйственной продукции и значительному уменьшению поставок продовольствия и потребительских товаров в город.

В народной коммуне крестьяне не могли распоряжаться произведенной продукцией, которую государство изымало в соответствии с планами «единых закупок» сельскохозяйственной продукции. Народная коммуна стала тем институциональным механизмом, через который государство осуществляло контроль над производством, потреблением и распределением сельскохозяйственной продукции. Такая политика диктовалась необходимостью наращивать сельскохозяйственный экспорт в целях продолжения индустриализации.

Объем производства зерновых, который в 1952 г. составил 164 млн., в 1958 г. – 185 млн. тонн, в соответствии с программой «большого скачка» должен был вырасти в 1962 г. до 500 млн. тонн. Однако в результате коммунизации деревни он сократился до 160 млн. тонн в 1960 г. Государственные закупки зерна увеличились с 25% объема урожая в 1957 г. до 39,6% в 1959 г. и 35,6% в 1960 г. Уровень жизни в стране резко упал, потребление зерна на душу населения сократилось на 20%. Так как городское население было переведено на снабжение по продовольственным карточкам, которое государство старалось поддерживать хотя бы на минимальном уровне, оно в меньшей степени пострадало от начавшегося в стране голода. Голод охватил сельское население многих провинций. Самый сильный голод был в зернопроизводящих провинциях Аньхой, Сычуань, Хэнань и Ганьсу. Даже по официальной статистике убыль населения в результате голода составила 15 млн. чел., по оценкам некоторых китайских и западных демографов, число умерших от голода было значительно больше. Государство было обратиться к импорту зерна. В результате чистый экспорт (без импорта) зерновых, который в 1959 г. достиг наивысшего уровня (4,2 млн. т.), в 1961 г. составил (-) 4,5 млн. т.

В период «большого скачка» государство продолжило политику укрепления позиций государственного сектора, но в отличие от периода первой пятилетки, когда было построено большое количество крупных и средних государственных предприятий, в конце 50-х гг. индустриализация осуществлялась за счет строительства на средства местных властей десятков тысяч мелких государственных предприятий. Даже предприятия коллективной формы собственности в этот период попали в сферу директивного планирования.

Период «большого скачка» завершился экономическим кризисом. При норме накопления, составившей в среднем 30,8%, темпы роста национального дохода снизились до минусовых значений. Темпы промышленного роста, хотя и были положительными, но также резко сократились, составив в среднем 3,8%. Темпы роста инвестиций в основной капитал государственных предприятий сначала резко взмыли вверх, составив в 1958 г. 87,7%, а затем в 1962 г. снизились до минусовой величины в (-) 67,2%. Сокращение темпов роста также было характерно для экспорта, бюджетных доходов и других важнейших показателей экономического развития.

Вопросы для самопроверки

  1. Какие причины препятствовали экономическому развитию Китая в период до 50-х гг.?

  2. Почему Китай выбрал стратегию приоритетного развития тяжелой промышленности, и как она отразилась на отраслевой структуре экономики?

  3. В чем заключалась разница при проведении аграрной реформы в Китае и на Тайване в 1950-1952 гг.?

  4. Какие меры, принятые в восстановительный период, способствовали последующему переходу Китая к централизованной плановой экономике?

  5. Объясните, в чем смысл введения государственной монополии в плановой экономике, и в каких сферах она наиболее значима?

  6. В каких целях государство проводило политику кооперирования крестьян, и какие результаты имела эта политика?

  7. Какие виды кооперативов в сельской местности были созданы в период первой пятилетки?

  8. Почему государство ликвидировало частную собственность, и основой экономики стал государственный сектор?

  9. В чем выражался авантюризм политики «большого скачка»?

  10. Какими причинами объясняется проведение политики децентрализации управления предприятиями?

  11. Что такое «коммунизация» деревни, и какие последствия она имела для сельского хозяйства?