logo search
Кучук

1. Прямые иностранные инвестиции в Китае

Что касается привлечения прямых иностранных инвестиций, то Китай занимал особую позицию среди других развивающихся стран Азии. Несмотря на проведение политики открытости с начала 1980-х гг., в стране были введены достаточно значительные отраслевые и региональные ограничения на привлечение прямых иностранных инвестиций. Поэтому иностранный капитал постепенно подключался к экономической деятельности на территории Китая, объемы прямых иностранных инвестиций в период 1980-х гг. не были большими и при этом были представлены исключительно гонконгским капиталом. Предприятия иностранного капитала концентрировались преимущественно в приморских провинциях Гуандун и Фуцзянь, экономическая эффективность их хозяйствования была невысокой.

С середины 1980-х гг. усилилась роль государства в регулировании прямых иностранных инвестиций, были предприняты шаги по их выборочному ограничению и поощрению с точки зрения отраслевой, технологической и территориальной структуры. Национальное законодательство постепенно адаптировалось к общепринятой мировой практике. В результате наметился переход от количественного наращивания внешних ресурсов к многосторонней системе поощрения иностранных капиталовложений. Более 2/3 совместных предприятий, созданных во второй половине 1980-х гг., пришлись на сферу производства: автомобилестроение, нефтепереработка, угледобыча, производство бытовой техники.

Быстрый рост иностранных инвестиций в экономику страны начинается с 1992 г., в результате чего Китай становится лидером по привлечению иностранного капитала в азиатском регионе. Только в 1992 г. было создано столько совместных предприятий, сколько за все предыдущие годы. С этого времени прямые инвестиции становятся основной формой привлечения иностранного капитала. В условиях возрастающей потребности в валюте для оплаты импорта необходимой техники и технологии, сырья и материалов прямые иностранные инвестиции рассматриваются как эффективный способ разрешения противоречия между импортными потребностями и экспортными возможностями.

Вступление Китая в ВТО стимулировало рост объема иностранных инвестиций в Китай. Если за 1994-1999 гг. объем прямых иностранных инвестиций вырос на 7 млрд, то за 2000-2006 гг. – почти на 30 млрд дол. В 2007-2009 гг. объем реально использованных прямых иностранных инвестиций составил соответственно 74,7; 92,4 и 90,5 млрд дол. Несмотря на финансовый кризис, прирост иностранных инвестиций в 2008 г. был особенно значительным – 17,7 млрд дол (23,6%). В 2009 г. в условиях продолжающегося кризиса прирост мировых трансграничных инвестиций сократился на 40%, в Китае сокращение составило только 2,6%. В 2010 г., по прогнозам, объем прямых иностранных инвестиций в Китай должен превысить 100 млрд дол.

В последние годы рост иностранных инвестиций в экономику Китая происходит как на фоне общего снижения объема прямых иностранных инвестиций в мировой экономике, так и замедления темпов экономического роста большинства стран. Если в 2000 г. удельный вес Китая в общем объеме мировых трансграничных инвестиций составлял 2,9%, то в 2002 г. – уже 8,1%. При этом Китай уже давно занимает ведущие позиции среди развивающихся стран-реципиентов иностранного капитала. На него приходится более 22% притока иностранных инвестиций во все развивающиеся страны и более 40% - в развивающиеся страны Азии. Так как Китай по-прежнему остается лидером по темпам экономического роста, поэтому очевидно, что приток иностранного капитала является не столько фактором, сколько индикатором успешного экономического развития и показателем инвестиционной привлекательности.

За период 1979-2009 гг. сумма реально использованных прямых иностранных инвестиций в Китае составила 1 трлн дол, количество созданных предприятий с иностранным капиталом достигло 690 тыс.

На начальном этапе действовал разрешительный порядок создания инвестиционных объектов с участием иностранного капитала. Вопрос об утверждении инвестиционных проектов в зависимости от объема инвестиций решался на уровне Министерства внешней торговли и экономического сотрудничества (сейчас Министерство торговли), отраслевых министерств, а также провинциальных и городских правительств. К настоящему времени в результате либерализации абсолютно большая часть инвестиционных проектов (кроме очень крупных) утверждается на местном уровне

Китайская статистика использует расширенное толкование прямых иностранных инвестиций, включая в них совместные (хэцзы) предприятия с участием иностранного капитала; кооперационные (хэцзо) предприятия с участием иностранного капитала; предприятия, полностью основанные на иностранном капитале (вайшан дуцзы); совместную разработку морских нефтяных ресурсов; компенсационную торговлю; международный лизинг.

Кооперационные предприятия иногда называются контрактными и отличаются от совместных предприятий способом формирования капитала и распределения прибыли. Они создаются без образования юридического лица и на непродолжительные сроки. Иностранный партнер ежегодно в течение оговоренного срока получает фиксированный доход независимо от результатов деятельности предприятия. По истечении срока контракта предприятия переходят в собственность китайского участника; среди них преобладают объекты трудоемких отраслей обрабатывающей промышленности, сферы услуг, туризма, объекты коммунального и гостиничного хозяйства.

Совместные предприятия создаются с образованием юридического лица на срок не менее 30 лет с разделением участия сторон в уставном капитале и распределении прибыли, при этом, китайская сторона получает доступ к использованию технологий иностранного партнера. Инвестиции обеими сторонами вносятся в основном в виде материальных активов: доля иностранного партнера - в форме технологий и оборудования, доля китайской стороны, как правило, представлена основными фондами и рабочей силой. При этом иностранный партнер отвечает за контроль над качеством, а китайский партнер – за управление персоналом.

На начальном этапе привлечения иностранных инвестиций основная масса создаваемых предприятий относилась к категории кооперационных, однако введение налоговых и таможенных льгот, облегчение процесса создания предприятий с иностранным капиталом, учреждение территорий льготного инвестирования в приморском регионе дали толчок развитию совместных предприятий и усилению их экспортной направленности. Уже с середины 80-х гг. основная масса создаваемых предприятий относилась к категории совместных. В числе причин массированного притока прямых иностранных инвестиций следует назвать стабильность социально-политической ситуации, благоприятный инвестиционный климат, наличие огромного внутреннего рынка, чрезвычайную дешевизну рабочей силы, тесные связи с китайской диаспорой за рубежом, сохранение на протяжении длительного времени темпов экономического роста на стабильно высоком уровне.