logo search
Кучук

4. Основные торговые партнеры Китая (2009 г.)

Большая доля внешней торговли Китая приходится на страны Азии (53%), страны ЕС (16,5%), США (13,5%). Удельный вес стран Латинской Америки и Африки пока очень незначителен и составляет соответственно 4,7% и 3,3% объема внешней торговли Китая. КНР продолжает увеличивать свой экспорт в развитые страны, проводит долгосрочную политику по наращиванию импорта природных ресурсов и сырья из развивающихся стран Азии, Латинской Америки и Африки. Крупнейшим импортером китайских товаров остаются США, на их долю приходится 18% китайского экспорта. В свою очередь, Китай является крупнейшим экспортным рынком для США и все более активно наращивает объем своих инвестиций в американскую экономику. В импорте КНР лидирует Япония, доля которой составляет 13%.

Особое место в торговых отношениях Китая занимает Гонконг. В дореформенный период он выполнял для закрытой китайской экономики роль окна во внешний мир. Значение Гонконга еще более возросло в начале экономических реформ, так как именно через него шла большая часть китайского экспорта. В настоящее время он занимает третье место во внешнеторговом обороте и второе место – в экспорте Китая. Гонконг по-прежнему сохраняет свое значение как транзитная площадка для экспортно-импортных операций Китая. Через него вывозится значительная часть машин и оборудования, а также продукции легкой и текстильной продукции Китая.

В последние годы быстро растет доля азиатского региона во внешнеторговом обороте Китая, в том числе доля стран АСЕАН (Таиланд, Малайзия, Индонезия, Филиппины), на них приходится 9% внешнеторгового оборота Китая. Важнейшими торговыми партнерами стали Южная Корея и Тайвань, занимающие четвертое и пятое места. Среди новых торговых партнеров следует отметить появление Индии, на которую приходится 2% внешнеторгового оборота Китая.

Таблица 29. Основные торговые партнеры Китая в 2009 г. (млрд дол.)

Страна

Внешнеторговый

оборот

Объем экспорта

Китая

Объем импорта

США

298,2

220,8

77,4

Япония

228,8

97,9

130,9

Гонконг

174,9

166,2

8,7

Ю. Корея

156,2

53,7

102,5

Тайвань

106,2

20,5

85,7

Германия

105,6

49,9

55,7

Австралия

60,0

20,6

39,4

Малайзия

51,9

19,6

32,3

Сингапур

47,8

30,0

17,8

Индия

43,4

29,6

13,7

Россия

38,8

17,5

21,3

Торговля с Россией. Внешнеторговый оборот Китая с Россией в последние годы характеризуется высокими темпами роста. Если в 2000 г. объем товарооборота между двумя странами составлял 8 млрд дол, то в 2008 г. он поднялся до 56,8 млрд дол, в результате чего Россия заняла седьмое место во внешнеторговом обороте Китая. В 2007 г. впервые у России образовалось отрицательное сальдо в торговле с КНР. Причина этого заключается в том, что рост китайского экспорта в Россию значительно выше, чем рост российского экспорта в Китай. В результате кризиса в 2009 г. объем торговли между двумя странами сократился на 1/3, и Россия в структуре торговых партнеров Китая переместилась на 11-е место.

По данным официальной российской статистики, в структуре китайского импорта из России на сырьевые товары приходится 90%, в том числе на минеральное топливо, нефть и нефтепродукты - 56%, лесоматериалы – 16%, цветные металлы – 6,5%. Доля машин и оборудования в российском экспорте является крайне незначительной и составляет всего 1,5%. Для структуры китайского экспорта в Россию характерны те же тенденции, что и в целом для китайского экспорта. Продукция машиностроения и электроники в китайском экспорте в Россию вышла на первое место, поднявшись до 53,9%. Доля продукции легкой промышленности сократилась до 15,1% китайского экспорта. Увеличивается экспорт в Россию мебели и стройматериалов. Около 20% товаров, продаваемых в крупных сетевых супермаркетах России, импортируется из Китая. Удельный вес сельскохозяйственной продукции составляет 5% китайского экспорта в России.

В структуре внешней торговли Китая и России преобладает обычная торговля, резервы которой в условиях глобализации давно исчерпаны. С другой стороны, слабо развитое инвестиционное сотрудничество ограничивает ассортимент российско-китайской торговли, ведет к преобладанию сырьевой направленности российского экспорта. Накопленные китайские инвестиции в России составляют 1,6 млрд дол, а российские в Китае – 720 млн дол.

Ключевой проблемой внешнеторговой стратегии Китая является повышение конкурентоспособности экспорта. Задача заключается не только в укреплении позиций на мировом рынке высокотехнологичных товаров, где Китай занимает пока достаточно скромное место, но и в невысоком качестве многих китайских товаров, несоответствии их международным стандартам, низкой квалификации рабочего и инженерно-технического персонала. Совершенно очевидно, что решение этой проблемы может дать только коренная перестройка всей структуры экономики и, прежде всего, структуры промышленности.

Превращение Китая в «мировую фабрику», основу которой составляет большой экспорт и большой импорт, ведет к все большей зависимости страны от мирового рынка и мировой экономической конъюктуры, а также вызывает все большие трения с основными импортерами. Снижение темпов экономического роста в странах, являющихся крупными импортерами китайских товаров, неизбежно отражается на росте объемов китайского экспорта. Другая проблема заключается в том, что Китай имеет положительное сальдо в торговле с США и странами ЕС и отрицательное сальдо – с большинством стран Восточной Азии (Япония, Южная Корея, Сингапур, Тайвань). Одна из основных причин заключается в том, что Китай импортирует из стран Восточной Азии комплектующие для производства продукции, которую затем экспортирует в США и ЕС. По официальным китайским данным за 2008 г., самое большое положительное торговое сальдо Китай имел с США – 171 млрд дол, на втором месте - страны ЕС (160 млрд дол). В 2009 г. этот показатель сократился для обоих партнеров, но остался достаточно высоким. Однако следует учитывать, что США и страны ЕС применяют другую методику подсчета, которая учитывает экспорт и импорт китайских товаров, идущих через Гонконг. Кроме того, американская таможня считает полную стоимость китайского экспорта, в то время как значительная ее часть производится за пределами Китая в других странах Азии. По мнению многих западных экономистов, заниженный курс китайского юаня является главной причиной высокого положительного сальдо Китая в торговле с США и странами ЕС.