logo search
Кучук

4. Безработица: причины, масштабы, структура

Среди проблем государственной политики регулирования трудовых ресурсов, наиболее сложных в долгосрочном плане, следует считать проблему безработицы.

На протяжении первых 15 лет экономических реформ официальная статистика давала довольно низкий уровень безработицы, он колебался в пределах 2-3% экономически активного населения. Однако официальная статистика не отражала реального положения в сфере занятости, прежде всего, из-за того, что не учитывала сельскую безработицу. Факторы, которые обеспечивали низкий уровень безработицы – высокий экономический рост, развитие негосударственного сектора, прежде всего трудоемких производств.

Ситуация изменилась в 1990-е гг. В 1993-1994 гг. началась реформа государственного сектора, а в 1997 г. из-за сокращения объемов китайского экспорта по причине азиатского финансового кризиса было закрыто около 3 млн поселково-волостных предприятий в сельской местности. Совместное воздействие внутренних и внешних факторов привело к снижению темпов экономического роста во второй половине 1990-х гг. Банкротство и слияние многих мелких государственных предприятий, модернизация и изменение системы управления государственными предприятиями вызвали массовое увольнение работников.

Структурное урегулирование и утрата сравнительных преимуществ в ряде отраслей легкой промышленности впервые за долгое время привели к структурной безработице. Активная структурная перестройка в городской промышленности была направлена на развитие капиталоемких и техноемких отраслей, которые в отличие от трудоемких не требовали больших объемов рабочей силы. В особенно тяжелом положении оказались сельские мигранты, имеющие низкую квалификацию или не имеющие квалификации. Численность мигрантов росла, а спрос на их рабочую силу падал. Массовое закрытие поселково-волостных предприятий из-за перепроизводства потребительской продукции сократило возможности трудоустройства рабочей силы в сельской местности.

Все эти факторы способствовали резкому росту темпов безработицы, переплетению циклической (которая отражает состояние экономической коньюктуры и превышения предложения рабочей силы над спросом на нее) и структурной (которая вызывается несоответствием структуры спроса и предложения по квалификации) безработицы.

Официальная статистика, по признанию большинства экономистов, абсолютно не отражает реальной картины безработицы в стране. Официально зарегистрированная в городе безработица составила в 2007 г. 4,0%, в 2009 г. 4,3% экономически активного населения. Самый низкий уровень безработицы в мегаполисах, самый высокий - в провинциях Северо-Восточного Китая, а также наименее развитых провинциях Центрального и Западного Китая.

Безработным в Китае считается трудоспособный горожанин в возрасте до 50 лет (женщины – до 45 лет), не имеющий работы в течение 3 месяцев до момента регистрации на бирже труда, который хочет трудиться. Таким образом, в категорию безработных в Китае не включались:

1. Так называемая категория «сяган» - работники, уволенные с государственных или коллективных предприятий, но сохраняющие в течение 3 лет связи с предприятием, которое должно их трудоустроить. Предприятия должны выплачивать этой категории социальные пособия, а также предоставить им возможность пройти обучение в центрах повторной занятости. В случае банкротства предприятия это должны сделать местные власти.

2. Молодежь после окончания школы или вузов, выходящая на рынки труда и ожидающая работу.

3. Безработное сельское население, которое в официальную статистику не включается, пособие по безработице не получает и не может зарегистрироваться на бирже труда, которая учитывает только городских безработных.

Таким образом, можно констатировать, что уровень скрытой безработицы значительно превышает открытую, официально зарегистрированную безработицу. По данным Академии общественных наук Китая, безработица составляет 10% экономически активного населения города. В сельской местности избыточная рабочая сила составляет более 30% рабочей силы, поэтому с учетом сельской безработицы общий уровень безработицы оценивается в 20-25% трудоспособного населения страны. Безусловно, что этот показатель по своим масштабам значительно превышает принятый в мировой экономике естественный уровень безработицы в 5%, что выводит эту проблему в современном Китае на первое место среди социально-экономических проблем.

Мировой финансовый кризис, начавшийся осенью 2008 г., усугубил ситуацию. По оценке В.Г. Гельбраса, в начале 2008 г. безработица в Китае составила 184 млн. чел., то есть около 24% общего количества экономически активного населения. Финансовый кризис сказался в первую очередь на экспортных предприятиях провинции Гуандун и Цзянсу, что привело к массовым увольнениям работников и, прежде всего, крестьян-мигрантов. К концу 2008 г. было уволено 20 млн. крестьян-мигрантов.

Кризис также обострил проблему трудоустройства выпускников вузов. Правительство разработало специальную программу для трудоустройства выпускников вузов. В числе мер, предлагаемых правительством, предоставление кредитов выпускникам в размере до 50 тыс. юаней для организации собственного бизнеса, работа в отдаленных бедных районах Западного Китая, в органах управления деревень и волостей. Предприятиям, которые будут брать на работу выпускников, правительство обещает предоставить налоговые льготы. В рамках антикризисной программы правительства для решения проблемы безработицы крестьян-мигрантов в стране разворачивается широкомасштабное строительство дорог, жилья, других объектов инфраструктуры. В планы правительства также входит ежегодное финансирование обучения 6 млн крестьян-мигрантов.

По прогнозам Министерства труда, ситуация в сфере занятости будет улучшаться очень медленно и останется наиболее значительной в своей скрытой форме, то есть, прежде всего в форме сельской безработицы. К 2030 году скрытая безработица останется на уровне 7,6 – 9% экономически активного населения. Сложной ситуация будет прежде всего из-за продолжающейся модернизации экономики и изменения отраслевой структуры. Основным каналом трудоустройства в условиях продолжающегося перехода к техноемким и наукоемким отраслям в промышленности должен стать третичный сектор, занятость в котором до сих пор остается значительно ниже среднемировых показателей. По данным обследований, третичный сектор в Китае обеспечивает примерно 60% новых рабочих мест. Важнейшим каналом трудоустройства безработных становятся общественные работы: строительство шоссейных и железных дорог, каналов, лесопосадки.

В условиях, когда предложение рабочей силы в течение многих лет стабильно превышает спрос на нее, основными объектами государственной политики обеспечения занятости являются выпускники вузов, инвалиды, семьи с нулевой занятостью, крестьяне-мигранты.

Численность инвалидов в Китае достаточно велика и составляет 83 млн чел. Из них имеют работу 22 млн. чел. Эта категория населения испытывает сильную дискриминацию со стороны работодателей. Несмотря на принятое правительством постановление о том, что инвалиды работники должны составлять не менее 1,5% общей численности работников предприятия, выполнить его достаточно трудно.

В последние годы в числе безработных особо выделяется категория семей с нулевой занятостью. К этой категории относятся семьи с городской пропиской, ни один из членов которых не имеет работы. Не имея источников доходов, эти семьи соответственно попадают в группу самых бедных городских семей, и поэтому обеспечение занятости этих семей выделено правительством в число наиболее важных и приоритетных задач. В 2007 г. в городе зарегистрировано 60 тыс. городских семей с нулевой занятостью. Неучтенное количество таких семей, по оценкам, составляет 240 тыс.