logo search
Кучук

5. Миграция населения, урбанизация и миграционная политика

Однако наиболее сложной и долгосрочной задачей государственной политики остается обеспечение занятости крестьян-мигрантов. Крестьянская миграция оказывает очень значительное влияние на формирование рынка рабочей силы и мобильность населения.

Как уже отмечалось, государство еще в 1950-х гг. с помощью таких инструментов как прописка и нормированное продовольственное обеспечение установило жесткий контроль над мобильностью населения. Безусловно, что в условиях плановой экономики, главным объективным фактором, сдерживающим процесс урбанизации, то есть рост городского населения, был крайне низкий уровень производства продовольствия сельским хозяйством, в результате чего руководство страны искусственно сдерживало рост численности городского населения через установление прямого запрета переселения крестьян в города. Поэтому темпы урбанизации в Китае в 1950-1980-е гг. были достаточно низкими по сравнению с развивающимися странами Азии, Африки и Латинской Америки. За 20 лет (1958-1978 гг.) уровень городского населения повысился всего на 1,5%, в то время как доля промышленности в ВВП выросла на 11%.

Запретив стихийную миграцию, государство взяло на себя задачу по переселению городского населения в основном из восточных районов в западные районы страны. Эта политика была направлена на укрепление экономического развития западных регионов за счет квалифицированной рабочей силы из Восточного Китая. С середины 1960-х гг. другим направлением миграционной политики государства стало переселение «грамотной молодежи» в сельскую местность, что объяснялось невозможностью обеспечить молодым людям работу в городе.

С началом экономических реформ ситуация изменилась. Однако на первом этапе реформ руководство страны считало, что Китай сможет, как и в предыдущий период асинхронности процессов урбанизации и индустриализации проводить политику модернизации экономики без развития урбанизации. Предполагалось, что курс модернизации можно будет осуществлять за счет сельской индустриализации, то есть создания поселково-волостных предприятий во вторичном и третичном секторах сельской экономики. Эта политика получила название «покидать землю, не покидая деревню». Сельская индустриализация, проводившаяся за счет создания поселково-волостных предприятий, должна была в конечном итоге привести к интеграции сельской и городской экономик.

Изменение политики государства в отношении миграции в период 1980-х гг. свидетельствовало о начале либерализации в этой сфере. Вначале государство разрешило миграцию крестьян из наиболее отсталых районов, в пределах одной провинции, преимущественно в поселки и уездные города. Таким образом, в 1980-е гг. преобладала «малая» миграция крестьян на небольшие расстояния и на короткий срок. Численность мигрантов была также небольшой и составляла менее 5% населения.

Однако во второй половине 1990-х гг. экономический рост замедлился, а многие поселково-волостные предприятия обанкротились. К тому же, эти предприятия и развившиеся благодаря им в сельской местности малые города и поселки локализовались преимущественно в восточных и юго-восточных районах страны. Во внутренних районах Центрального и Западного Китая они получили незначительное развитие. Поэтому стало совершенно очевидно, что «большая» миграция и процесс урбанизации являются обязательным условием модернизации экономики и оптимизации экономической структуры Китая.

Осознание того факта, что сдерживание процесса урбанизации усугубляет накопление избыточной рабочей силы в деревне, препятствует росту производительности труда в сельском хозяйстве и расширению внутреннего спроса, заставило руководство страны пересмотреть свое отношение к процессу урбанизации и скорректировать миграционную политику. В результате этого городское население стало расти за счет притока крестьян-мигрантов из деревни.

В период 1990-х гг. в Китае началась разработка законодательной базы для регулирования миграционных процессов. В мелких и средних городах, а также некоторых крупных городах, куда шел большой поток мигрантов, например, Гуанчжоу, проводилась реформа системы прописки. В 1998 г. было принято Положение о мигранте, в соответствии с которым все неофициальные мигранты должны были пройти официальную регистрацию и получить удостоверение мигранта. Наличие этого документа давало им право на поиск официальной работы и аренду жилья. Перепись населения 2000 г. позволила выявить новые тенденции в процессе миграции 1990-х гг. По данным переписи, вне мест прописки проживало уже 144 млн. чел. или 11% населения страны. Крестьяне составляли абсолютно большую часть мигрантов – 84%. Хотя миграция по-прежнему в основном ограничивалась пределами одной провинции, тем не менее, уже более 1/3 мигрантов перемещалось в другие провинции.

Но только в 2000-х гг. государство принимает решения, открывающие крестьянам путь к свободному поиску работы в городах. Нормативные акты, принятые в эти годы ВСНП и Госсоветом, регламентировали и стимулировали крестьянскую миграцию. В частности, были отменены такие дискриминационные ограничения, как сборы за временное проживание и регистрацию мигрантов в городах, необходимость получения административных разрешений на использование предприятиями крестьян-мигрантов. В 2006 г. правительство приняло ряд законов и нормативных актов в защиту прав сельских мигрантов. Новое законодательство защищает права крестьян-мигрантов в сфере охраны труда, предоставляет им право участвовать в системе социального страхования, а также защищает права их детей на получение школьного образования. В 2009 г. было принято положение о базовом пенсионном страховании крестьян-мигрантов. Предприятиям запрещается задерживать мигрантам заработную плату, что является очень распространенной ситуацией в городах. Новая политика государства в отношении крестьян-мигрантов включает также создание центров подготовки и повышения квалификации крестьян, регистрации крестьянской безработицы в городах, оказание финансовой поддержки крестьян-мигрантов.

Активизация законотворческой деятельности правительства связана с широко распространенной в городах практикой дискриминации в отношении сельских мигрантов. По оценкам, около 46% сельских мигрантов не имеют трудовых договоров и зачастую не знают о необходимости заключения договоров с работодателями. Многие из них работают по 12-14 часов в день и имеют один выходной день в месяц. Общий объем невыплаченной заработной платы и штрафов мигрантам в конце 2003 г. составил 186 млрд. юаней. Так как все больше сельских мигрантов приезжают в города со своими семьями, то очень большой проблемой для них являются расходы на обучение детей в школе.

Несмотря на дискриминацию в отношении сельских мигрантов процесс миграции в 2000-е гг. принимает очень широкие масштабы, что объясняется рядом факторов. В сельской местности в результате существовавшего длительное время запрещения стихийной миграции скопилась огромная масса лишней рабочей силы. Введение семейного подряда, рост производительности труда в сельском хозяйстве, сокращение сельскохозяйственных земель и обезземеливание крестьянства выталкивают лишнюю рабочую силу из деревни.

Растущая разница в доходах сельского и городского населения, показатель которой по официальным данным составляет 1:3,3, также является важным стимулом для крестьянской миграции в города. Если учитывать дотации, субсидии и прочие выплаты, которые государство предоставляет горожанам, а также многочисленные поборы и налоги, которые выплачивают крестьяне, то соотношение доходов крестьян и горожан достигает, по некоторым оценкам, уже 1:6. Доходы от несельскохозяйственной деятельности составляют уже 50% доходов крестьян, из них более 1/3 формируют доходы в форме заработной платы. Однако сельские предприятия, составляющие основу несельскохозяйственной деятельности в деревне, не в состоянии решить проблему занятости огромного числа бедного сельского населения. Поэтому, когда в конце 1990-х гг. началась либерализация в отношении крестьянской миграции, она приняла очень значительные масштабы.

Китайские экономисты считают, что политика запрещения миграции, а также разделение городской и сельской экономики привели к отставанию урбанизации от индустриализации, серьезным социальным и экономическим последствиям. Низкие доходы и бедность крестьян являются все более серьезным фактором, сдерживающим рост внутреннего потребительского спроса. Поэтому ликвидация всех форм административно-политического разделения китайского общества на городское и сельское является необходимым условием успешного развития страны.

В результате быстрого роста миграции, увеличения числа и масштабов городов уровень урбанизации в последние годы стремительно растет. Если за 1960-1980 гг. уровень урбанизации практически не изменился (1960 г. - 19,7%; 1980 г. – 19,4%), то за 1980-1990 гг. он вырос на 7% – до 26,7%, а к 2006 г. – на 17% (до 44%). В 2009 г. показатель урбанизации составил уже 46%, в то время как среднемировой показатель – 55%. Число горожан за 1978-2008 гг. выросло более чем на 330 млн. чел. Количество городов с населением более 1 млн чел. достигло 58, с населением 0,5-1 млн - 82.

Хотя уровень урбанизации ниже среднемирового показателя, однако, как отмечают китайские экономисты, обычные мировые стандарты урбанизации (количество жителей и характер занятости) мало подходят для Китая. Основной критерий, определяющий принадлежность жителей к городскому или сельскому населению в Китае – прописка по месту жительства. Хотя после того как в Китае была отменена система нормированного распределения продовольствия, крестьяне получили формальную возможность перемещения по стране, однако для постоянного проживания на новом месте было необходимо получить разрешение местных властей, что крайне сложно осуществить на самом деле. Не имея городской прописки, крестьяне-мигранты не могут стать полноценными горожанами. И если раньше это означало, что они не имеют права на получение бесплатного образования, медицинских услуг, бесплатного жилья, продовольственных карточек, то теперь они не имеют права на получение субсидий и дотаций, предоставляемых городским жителям, льгот при приеме на работу, а также по обеспечению своих детей детскими садами и школами.

Процесс урбанизации в Китае идет на двух уровнях. Помимо роста городов и их населения в условиях гипернаселенности китайской деревни развивается сельская урбанизация. Идет рост и развитие экономики и населения в малых городах и поселках городского типа, которые формируются на базе сельских поселений различного уровня.

Одним из основных направлений в области урбанизации является жесткое ограничение чрезмерного роста крупных городов, так как они все больше сталкиваются с проблемами транспорта, экологии, жилья, занятости. В крупных городах проживает более 20% горожан, в то время как в малых городах – 43%. В условиях перенаселенности крупных городов наиболее оптимальным путем решения такой серьезной проблемы китайской экономики как трудоустройство избыточной рабочей силы, является создание и развитие малых городов и поселков, что станет важным сдерживающим фактором на пути движения сельских мигрантов в крупные города.

Этот процесс будет носить длительный характер, но в конечном итоге сначала приморские провинции, а затем и внутренние районы Китая должны достичь такого уровня урбанизации, когда в силу хорошо развитого транспорта, коммуникаций и промышленного уровня будет сложно провести четкую границу между городом и деревней. По прогнозам, доля городского населения к 2020 г. должна достигнуть уровня 60%. При этом численность собственно городского населения составит 700 млн, а численность мигрантов – 300 млн чел.