5. Миграция населения, урбанизация и миграционная политика
Однако наиболее сложной и долгосрочной задачей государственной политики остается обеспечение занятости крестьян-мигрантов. Крестьянская миграция оказывает очень значительное влияние на формирование рынка рабочей силы и мобильность населения.
Как уже отмечалось, государство еще в 1950-х гг. с помощью таких инструментов как прописка и нормированное продовольственное обеспечение установило жесткий контроль над мобильностью населения. Безусловно, что в условиях плановой экономики, главным объективным фактором, сдерживающим процесс урбанизации, то есть рост городского населения, был крайне низкий уровень производства продовольствия сельским хозяйством, в результате чего руководство страны искусственно сдерживало рост численности городского населения через установление прямого запрета переселения крестьян в города. Поэтому темпы урбанизации в Китае в 1950-1980-е гг. были достаточно низкими по сравнению с развивающимися странами Азии, Африки и Латинской Америки. За 20 лет (1958-1978 гг.) уровень городского населения повысился всего на 1,5%, в то время как доля промышленности в ВВП выросла на 11%.
Запретив стихийную миграцию, государство взяло на себя задачу по переселению городского населения в основном из восточных районов в западные районы страны. Эта политика была направлена на укрепление экономического развития западных регионов за счет квалифицированной рабочей силы из Восточного Китая. С середины 1960-х гг. другим направлением миграционной политики государства стало переселение «грамотной молодежи» в сельскую местность, что объяснялось невозможностью обеспечить молодым людям работу в городе.
С началом экономических реформ ситуация изменилась. Однако на первом этапе реформ руководство страны считало, что Китай сможет, как и в предыдущий период асинхронности процессов урбанизации и индустриализации проводить политику модернизации экономики без развития урбанизации. Предполагалось, что курс модернизации можно будет осуществлять за счет сельской индустриализации, то есть создания поселково-волостных предприятий во вторичном и третичном секторах сельской экономики. Эта политика получила название «покидать землю, не покидая деревню». Сельская индустриализация, проводившаяся за счет создания поселково-волостных предприятий, должна была в конечном итоге привести к интеграции сельской и городской экономик.
Изменение политики государства в отношении миграции в период 1980-х гг. свидетельствовало о начале либерализации в этой сфере. Вначале государство разрешило миграцию крестьян из наиболее отсталых районов, в пределах одной провинции, преимущественно в поселки и уездные города. Таким образом, в 1980-е гг. преобладала «малая» миграция крестьян на небольшие расстояния и на короткий срок. Численность мигрантов была также небольшой и составляла менее 5% населения.
Однако во второй половине 1990-х гг. экономический рост замедлился, а многие поселково-волостные предприятия обанкротились. К тому же, эти предприятия и развившиеся благодаря им в сельской местности малые города и поселки локализовались преимущественно в восточных и юго-восточных районах страны. Во внутренних районах Центрального и Западного Китая они получили незначительное развитие. Поэтому стало совершенно очевидно, что «большая» миграция и процесс урбанизации являются обязательным условием модернизации экономики и оптимизации экономической структуры Китая.
Осознание того факта, что сдерживание процесса урбанизации усугубляет накопление избыточной рабочей силы в деревне, препятствует росту производительности труда в сельском хозяйстве и расширению внутреннего спроса, заставило руководство страны пересмотреть свое отношение к процессу урбанизации и скорректировать миграционную политику. В результате этого городское население стало расти за счет притока крестьян-мигрантов из деревни.
В период 1990-х гг. в Китае началась разработка законодательной базы для регулирования миграционных процессов. В мелких и средних городах, а также некоторых крупных городах, куда шел большой поток мигрантов, например, Гуанчжоу, проводилась реформа системы прописки. В 1998 г. было принято Положение о мигранте, в соответствии с которым все неофициальные мигранты должны были пройти официальную регистрацию и получить удостоверение мигранта. Наличие этого документа давало им право на поиск официальной работы и аренду жилья. Перепись населения 2000 г. позволила выявить новые тенденции в процессе миграции 1990-х гг. По данным переписи, вне мест прописки проживало уже 144 млн. чел. или 11% населения страны. Крестьяне составляли абсолютно большую часть мигрантов – 84%. Хотя миграция по-прежнему в основном ограничивалась пределами одной провинции, тем не менее, уже более 1/3 мигрантов перемещалось в другие провинции.
Но только в 2000-х гг. государство принимает решения, открывающие крестьянам путь к свободному поиску работы в городах. Нормативные акты, принятые в эти годы ВСНП и Госсоветом, регламентировали и стимулировали крестьянскую миграцию. В частности, были отменены такие дискриминационные ограничения, как сборы за временное проживание и регистрацию мигрантов в городах, необходимость получения административных разрешений на использование предприятиями крестьян-мигрантов. В 2006 г. правительство приняло ряд законов и нормативных актов в защиту прав сельских мигрантов. Новое законодательство защищает права крестьян-мигрантов в сфере охраны труда, предоставляет им право участвовать в системе социального страхования, а также защищает права их детей на получение школьного образования. В 2009 г. было принято положение о базовом пенсионном страховании крестьян-мигрантов. Предприятиям запрещается задерживать мигрантам заработную плату, что является очень распространенной ситуацией в городах. Новая политика государства в отношении крестьян-мигрантов включает также создание центров подготовки и повышения квалификации крестьян, регистрации крестьянской безработицы в городах, оказание финансовой поддержки крестьян-мигрантов.
Активизация законотворческой деятельности правительства связана с широко распространенной в городах практикой дискриминации в отношении сельских мигрантов. По оценкам, около 46% сельских мигрантов не имеют трудовых договоров и зачастую не знают о необходимости заключения договоров с работодателями. Многие из них работают по 12-14 часов в день и имеют один выходной день в месяц. Общий объем невыплаченной заработной платы и штрафов мигрантам в конце 2003 г. составил 186 млрд. юаней. Так как все больше сельских мигрантов приезжают в города со своими семьями, то очень большой проблемой для них являются расходы на обучение детей в школе.
Несмотря на дискриминацию в отношении сельских мигрантов процесс миграции в 2000-е гг. принимает очень широкие масштабы, что объясняется рядом факторов. В сельской местности в результате существовавшего длительное время запрещения стихийной миграции скопилась огромная масса лишней рабочей силы. Введение семейного подряда, рост производительности труда в сельском хозяйстве, сокращение сельскохозяйственных земель и обезземеливание крестьянства выталкивают лишнюю рабочую силу из деревни.
Растущая разница в доходах сельского и городского населения, показатель которой по официальным данным составляет 1:3,3, также является важным стимулом для крестьянской миграции в города. Если учитывать дотации, субсидии и прочие выплаты, которые государство предоставляет горожанам, а также многочисленные поборы и налоги, которые выплачивают крестьяне, то соотношение доходов крестьян и горожан достигает, по некоторым оценкам, уже 1:6. Доходы от несельскохозяйственной деятельности составляют уже 50% доходов крестьян, из них более 1/3 формируют доходы в форме заработной платы. Однако сельские предприятия, составляющие основу несельскохозяйственной деятельности в деревне, не в состоянии решить проблему занятости огромного числа бедного сельского населения. Поэтому, когда в конце 1990-х гг. началась либерализация в отношении крестьянской миграции, она приняла очень значительные масштабы.
Китайские экономисты считают, что политика запрещения миграции, а также разделение городской и сельской экономики привели к отставанию урбанизации от индустриализации, серьезным социальным и экономическим последствиям. Низкие доходы и бедность крестьян являются все более серьезным фактором, сдерживающим рост внутреннего потребительского спроса. Поэтому ликвидация всех форм административно-политического разделения китайского общества на городское и сельское является необходимым условием успешного развития страны.
В результате быстрого роста миграции, увеличения числа и масштабов городов уровень урбанизации в последние годы стремительно растет. Если за 1960-1980 гг. уровень урбанизации практически не изменился (1960 г. - 19,7%; 1980 г. – 19,4%), то за 1980-1990 гг. он вырос на 7% – до 26,7%, а к 2006 г. – на 17% (до 44%). В 2009 г. показатель урбанизации составил уже 46%, в то время как среднемировой показатель – 55%. Число горожан за 1978-2008 гг. выросло более чем на 330 млн. чел. Количество городов с населением более 1 млн чел. достигло 58, с населением 0,5-1 млн - 82.
Хотя уровень урбанизации ниже среднемирового показателя, однако, как отмечают китайские экономисты, обычные мировые стандарты урбанизации (количество жителей и характер занятости) мало подходят для Китая. Основной критерий, определяющий принадлежность жителей к городскому или сельскому населению в Китае – прописка по месту жительства. Хотя после того как в Китае была отменена система нормированного распределения продовольствия, крестьяне получили формальную возможность перемещения по стране, однако для постоянного проживания на новом месте было необходимо получить разрешение местных властей, что крайне сложно осуществить на самом деле. Не имея городской прописки, крестьяне-мигранты не могут стать полноценными горожанами. И если раньше это означало, что они не имеют права на получение бесплатного образования, медицинских услуг, бесплатного жилья, продовольственных карточек, то теперь они не имеют права на получение субсидий и дотаций, предоставляемых городским жителям, льгот при приеме на работу, а также по обеспечению своих детей детскими садами и школами.
Процесс урбанизации в Китае идет на двух уровнях. Помимо роста городов и их населения в условиях гипернаселенности китайской деревни развивается сельская урбанизация. Идет рост и развитие экономики и населения в малых городах и поселках городского типа, которые формируются на базе сельских поселений различного уровня.
Одним из основных направлений в области урбанизации является жесткое ограничение чрезмерного роста крупных городов, так как они все больше сталкиваются с проблемами транспорта, экологии, жилья, занятости. В крупных городах проживает более 20% горожан, в то время как в малых городах – 43%. В условиях перенаселенности крупных городов наиболее оптимальным путем решения такой серьезной проблемы китайской экономики как трудоустройство избыточной рабочей силы, является создание и развитие малых городов и поселков, что станет важным сдерживающим фактором на пути движения сельских мигрантов в крупные города.
Этот процесс будет носить длительный характер, но в конечном итоге сначала приморские провинции, а затем и внутренние районы Китая должны достичь такого уровня урбанизации, когда в силу хорошо развитого транспорта, коммуникаций и промышленного уровня будет сложно провести четкую границу между городом и деревней. По прогнозам, доля городского населения к 2020 г. должна достигнуть уровня 60%. При этом численность собственно городского населения составит 700 млн, а численность мигрантов – 300 млн чел.
- О. В. Кучук э к о н о м и к а к и т а я
- 2009 Предисловие
- Раздел I. Экономическое развитие Китая в период второй половины
- Тема I. Развивающиеся страны в мировой экономике
- 1. Особенности развития в дореформенный период.
- 2. Стратегия экономического развития и индустриализация.
- 3. Классификация развивающихся стран.
- 4. Уровень экономического развития и источники роста.
- Тема 2. Экономическое развитие Китая в 50-е гг.
- 1.1. Состояние экономики к началу восстановительного периода
- 1.2. Выбор стратегии экономического развития
- 1.3. Реформы в экономике и их результаты
- 2. Экономическое развитие в период первой пятилетки (1953-1957)
- 2.1. Стратегия развития и формирование новой экономической системы
- 2.2. Преобразование форм собственности
- 2.3. Итоги выполнения плана
- 3. Экономика в годы «большого скачка» (1958-1962)
- 3.1. Оценка экономических преобразований
- 3.2. Экономическая политика «большого скачка»
- 3.3. Создание «народных коммун» и состояние сельского хозяйства
- Тема 3. Экономическое развитие в 60-70-е гг.
- 1.1. Экономическая централизация
- 1.2. Изменение политики в сельском хозяйстве и промышленности
- 2.1. Дезорганизация системы управления экономикой
- 2.2. Состояние экономики в 1971-1976 гг.
- 3. Экономическое развитие в 1977-1978 гг.
- Тема 4. Плановая экономика: китайская модель
- 1. Индустриализация в развивающихся странах
- 2. Особенности приоритетного развития тяжелой промышленности в Китае
- 3. Механизм мобилизации и распределения ресурсов
- 4. Деформация экономической структуры и ее влияние на экономическое развитие
- Тема 5. Экономическая реформа в кнр: ход и результаты
- 1. Предпосылки экономических реформ
- 2. Реформа хозяйственного механизма
- 2.2. Государственный сектор
- 2.3. Распределение материальных ресурсов
- 2.4. Управление внешней торговлей
- 2.5. Кредитно-банковская система
- 3. Результаты проведения экономических реформ
- 3.1. Основные изменения в процессе реформ
- 3.2. Проблемы и трудности на пути реформ
- Раздел II. Общие проблемы современной экономики Китая
- Тема 6. Трансформация структуры собственности
- 1. Сущность и формы собственности в современной экономике
- 2. Эволюция форм собственности в Китае
- 3. Государственный сектор
- 3.1. Реформа государственного сектора
- 3.2. Акционирование государственных предприятий
- 3.3. Проблема государственных монополий
- 3.4. Государственное имущество: проблема контроля
- 4. Коллективный сектор
- 5.1. Истоки и условия формирования частного предпринимательства
- 5.2. Современное положение и проблемы частного сектора
- Тема 7. Региональная политика и региональная экономическая структура
- 1. Региональная политика в дореформенный период и ее результаты
- 2. Новые тенденции в региональной политике в период реформ
- 3. Программы развития внутренних районов
- 3.1. Освоение Западного Китая
- 3.2. Возрождение Северо-Восточного Китая
- 3.3. Программа развития экономики Центрального Китая
- 4. Формирование экономических зон: факторы и тенденции
- 4.1. Экономическая зона бассейна реки Чжуцзян
- 4.2. Экономическая зона бассейна реки Чанцзян
- 4.3. Экономическая зона Бохайского кольца
- 5. Китайские мегаполисы в региональной экономической структуре
- 1997 2006 1997 2007
- 6. Специальные экономические зоны: классификация, задачи и проблемы развития
- 6.1. Первые сэз как продукт политики открытия Китая
- 6.2. Зоны технико-экономического развития
- 6.3. Зоны свободной торговли
- 6.4. Зоны переработки и экспорта
- 6.5. Зоны высоких технологий (звт), технопарки
- 6.6. Комплексная зона Пудун
- Тема 8. Природные ресурсы Китая
- 2. Лесные ресурсы
- 3. Водные ресурсы
- 4. Топливно-энергетические и минеральные ресурсы
- 5. Проблемы производства и потребления энергетических и минеральных ресурсов
- Тема 9. Человеческие ресурсы
- 1. Демографические процессы: факторы роста населения
- 2. Демографические прогнозы
- 3. Влияние демографического фактора на экономический рост
- 4. Возрастная структура и старение населения
- 5. Региональное распределение населения
- 6. Демографическая политика: предпосылки, цели и результаты
- 7. Качество населения и человеческий капитал
- Тема 10. Трудовые ресурсы
- 1. Масштабы рынка труда
- 2. Отраслевая и профессионально-квалификационная структура
- 3. Политика регулирования рабочей силы
- 4. Безработица: причины, масштабы, структура
- 5. Миграция населения, урбанизация и миграционная политика
- 6. Характеристика мигрантов
- Тема 11. Экономическое развитие и экономический рост
- 1. Показатели уровня экономического развития
- 2. Экономический рост. Проблема достоверности официальной статистики
- (В %, по показателю добавленной стоимости)
- 3. Отраслевая структура ввп
- 4. Факторы экономического роста
- 4.1. Фактор инвестиций и инвестиционная политика
- 4.2. Фактор потребительского спроса
- 5. Экологические и социальные издержки модели экономического роста
- 6. Показатели социально-экономического развития
- Раздел III. Отраслевая структура экономики
- Тема 12. Сельское хозяйство
- 1. Основные факторы роста
- 1.1.Земельные ресурсы
- 1.2. Водные ресурсы и ирригационная система
- 1.3. Техническая оснащенность сельского хозяйства
- 1.4. Химизация
- 1.5. Агрономическая наука
- 1.6. Трудовые ресурсы
- 2. Финансирование сельского хозяйства
- 3. Государственная политика регулирования сельского хозяйства
- 4. Организационная структура сельского хозяйства
- 5. Современное состояние и отраслевая структура сельского хозяйства
- 6. Проблема продовольственной безопасности
- 6.1. Факторы, влияющие на продовольственную безопасность
- 6.2. Объем и структура внешней торговли сельскохозяйственной продукцией
- Тема 13. Индустриализация и современное состояние промышленности
- 1. Этапы индустриализации в Китае
- 1.1. Первый этап индустриализации (1953-1979)
- 1.2. Второй этап индустриализации (1980-1995)
- 1.3. Третий этап индустриализации
- 2. Современное состояние промышленного производства
- 3. Отраслевая структура промышленности
- 3.1. Топливно-энергетический комплекс
- 3.1.1. Угольная промышленность
- 3.1.2. Нефтегазовая промышленность
- 3.1.3. Электроэнергетика
- 3.1.4. Энергетическая безопасность и политика энергосбережения
- 3.2. Металлургическая промышленность
- 3.3. Машиностроение
- 3.4. Промышленность высоких технологий
- Тема 14. Третичный сектор
- 1. Внутренняя торговля
- 1.1. Реформа в сфере внутренней торговли
- 1.2. Проблема внутреннего спроса
- 1.3. Современное состояние внутренней торговли
- 2. Транспорт
- 2.1. Железнодорожный транспорт
- 2.2. Автомобильный транспорт
- 2.3. Водный транспорт
- 2.4. Авиационный транспорт
- 2.5. Трубопроводный транспорт
- 3. Информатика и связь
- 4. Недвижимость
- Раздел IV. Финансовая система и финансовый рынок
- Тема 15. Государственные финансы
- 1. Государственный бюджет Китая
- 1.1. Структура государственного бюджета
- Структура расходной части бюджета в 2007 г. (млрд. Юаней, %)
- 1.2. Проблемы формирования государственного бюджета
- 2. Внебюджетные фонды
- 3. Финансовые риски
- Тема 16. Налоги и налоговая система
- 1. Этапы формирования налоговой системы Китая
- 2. Основные виды налогов
- 3. Структура налогообложения
- 4. Реформа налогообложения
- 4.1. Реформа ндс и подоходных налогов
- 4.2. Налоговая реформа в сельской местности
- 5. Проблемы сбора налогов
- Тема 17. Кредитно-банковская система
- 1. Структура и функции кредитно-банковской системы
- 2. Реформа банковской системы Китая
- 3. Структура банковской системы Китая
- 3.1. Центральный банк
- 3.2. Государственные коммерческие банки
- 3.3. Акционерные коммерческие банки
- 3.4. Городские коммерческие банки
- 3.5. Политические банки
- 3.6. Иностранные банки
- 4. Банковские операции
- 4.1. Депозитные операции
- 4.2. Кредитные операции
- 5. Реструктуризация банков
- 5.1. Акционирование банков
- 5.2. Плохие долги: пути решения проблемы
- 5.3. Показатель достаточности капитала
- 6. Денежно-кредитная политика и ее инструменты
- Структура денежной массы (млрд. Юаней) Годы м2 м1 м0
- Темпы роста денежной массы (%)
- 6.1. Регулирование процентных ставок
- 6.2. Изменение нормы обязательного резервирования
- 6.3. Операции на открытом рынке
- 7. Специализированные кредитные организации
- 7.2. Трастово-инвестиционные компании
- Тема 18. Финансовый рынок
- 1. Структура финансового рынка
- 2. Формирование рынка ценных бумаг в Китае
- 3. Рынок акций
- Капитализация фондового рынка Китая
- 5. Особенности функционирования рынка ценных бумаг
- Раздел V. Внешнеэкономические связи и интернационализация экономики
- Тема 19. Внешняя торговля
- 1. Эволюция внешнеторговой стратегии
- 2. Масштабы, динамика, формы внешней торговли
- 3. Структура внешней торговли
- 4. Основные торговые партнеры Китая (2009 г.)
- 5. Торговля услугами
- 6. Вступление Китая в вто: условия и результаты
- Тема 20. Китай в международном движении капитала
- 1. Прямые иностранные инвестиции в Китае
- 1.1. Налоговый механизм стимулирования инвестиционного процесса
- 1.2. География иностранных инвестиций
- 1.3. Отраслевая и региональная структура размещения иностранных инвестиций
- 1.4. Новые тенденции в использовании иностранных инвестиций
- 2. Экспорт китайского капитала
- 2.1. Основные направления вывоза капитала
- 2.2. Незаконный вывоз капитала: оценка масштабов
- Тема 21. Валютное регулирование и валютный курс
- 1. Реформа системы валютного регулирования
- 2. Формирование валютного рынка
- 3. Введение ограниченной конвертируемости юаня
- 4. Политика либерализации движения капитала
- 5. Валютные резервы
- 5.1. Методы подсчета достаточности резервов
- 5.2. Проблема издержек хранения валютных резервов
- 7. Ревальвация юаня: причины и результаты
- Оглавление
- Раздел I. Экономическое развитие Китая во второй половине хх в. 5
- Тема 1. Развивающиеся страны в мировой экономике 5
- Тема 2. Экономическое развитие Китая в 50-х гг.
- Тема 3. Экономическое развитие в 60-70-е гг.
- Тема 8. Природные ресурсы Китая
- Тема 13. Индустриализация и современное состояние промышленности
- Тема 14. Третичный сектор
- Тема 18. Финансовые рынки