logo search
Кучук

2. Стратегия экономического развития и индустриализация.

Получив политическую независимость, развивающиеся страны встали перед проблемой выбора модели экономического развития и разработкой соответствующей экономической политики. Главными проблемами, определяющими путь их дальнейшего развития, являлись решение аграрного вопроса и политика индустриализации.

Аграрный вопрос оказался в центре всей проблематики развития. В некоторых странах, как, например, в Китае, выбор делался в пользу общественной собственности, чему в немалой степени способствовала привлекательность для развивающихся стран социалистической модели советского типа. Страны, которые предпочли сохранить частную собственность на землю, должны были выбирать между развитием крупного и мелкого землевладения. Страны с низкой плотностью населения, такие, как Аргентина и Бразилия выбирали первый вариант, для которого был характерен экстенсивный тип ведения сельского хозяйства. Страны с высокой плотностью населения (Южная Корея и Тайвань) перешли к мелкому землевладению с интенсивным типом ведения сельского хозяйства.

Определение стратегии промышленного развития было также связано с решением вопросов, аналогичных выбору модели аграрной реформы. Экономическое отставание от промышленно развитых стран и вера в эффективную плановую экономику побудили многие развивающиеся страны проводить политику активного государственного вмешательства в экономику. Хотя многие страны не прибегали к методу национализации промышленных предприятий, тем не менее, инициатива проведения индустриализации, в большинстве случаев принадлежала правительству.

Оценка участия государства в экономике развивающихся стран пережила периоды от преклонения перед его возможностями в начале 50-х годов до отрицания его позитивной роли в 80-е годы. Характерно, что оба этих крайних варианта связаны с влиянием советского опыта. Многие развивающиеся страны вышли из колониального периода с убеждением в необходимости доминирования государства в экономическом развитии. Государственный контроль по примеру советской модели был приоритетом в этой стратегии. Проведение индустриализации было обусловлено стремлением стран за короткий срок преодолеть отставание на основе промышленного роста при условии лидерства государства в экономике. Эта популярная в 50-70-х годах политика строилась на принципах, типичных для советской экономики, хотя и не доведенных в развивающихся странах до полного огосударствления. Как правило, набор используемых методов включал планирование, существенное расширение государственной собственности, особенно в экономической инфраструктуре и промышленности, регулирование цен, контроль валютного курса и финансовых рынков. При этом сохранял позиции частный сектор и привлекались иностранные инвестиции.

Политика проведения индустриализации в развивающихся странах привела к разным результатам. Некоторые страны Азии и Африки, такие, как Китай, Северная Корея, Алжир, по существу, выбрали вариант сталинской модели проведения индустриализации, для которого было характерно развитие базовых отраслей тяжелой промышленности. Этот вариант сопровождался национализацией и применением методов директивного планирования. Многие страны Азии и Латинской Америки пошли по пути индустриализации, направленной на замещение импорта. Они не ставили перед собой задачу закрыть свои рынки для импортных товаров. Напротив, импортерам отводилась активная роль в формировании внутреннего спроса на те или иные товары, чтобы национальная промышленность могла его постепенно удовлетворить. С этой целью импорт предметов потребления замещался импортом оборудования, необходимого для их производства.

Страны Латинской Америки стали первопроходцами промышленной революции среди развивающихся стран. Однако обрабатывающая промышленность стран Латинской Америки не выдержала конкуренции с импортом. С начала 80-х гг. и вплоть до конца ХХ в. обрабатывающая промышленность уступала по темпам роста добывающей промышленности, а тяжелая промышленность – легкой. Все это отбросило латиноамериканские страны далеко назад и поставило под вопрос возможность завершения индустриализации. Тем не менее им удалось достигнуть определенного прогресса в производстве и переработке минерального и сельскохозяйственного сырья, что способствовало росту экспорта и улучшению внешнеэкономического баланса этих стран.

Некоторые страны Азии, позднее названные новыми индустриальными странами, сделали выбор в пользу развития обрабатывающей промышленности и максимального стимулирования экспорта. Как правило, это были страны, которые по разным причинам делали ставку на внешние факторы. Чтобы гарантировать успех этой стратегии, необходимо было обеспечить высокую эффективность производства, что открывало возможность получать дополнительные средства за счет преодоления узости внутреннего рынка. Постепенно эти страны стали переходить к экспорту товаров со все более высокой степенью переработки, что давало им возможность увеличения доходов. Нужно отметить, что не все страны, сделавшие выбор в пользу экспорториентированного развития, смогли обеспечить высокие и устойчивые темпы экономического роста. Своеобразным индикатором успешности экспортно-ориентированного развития стал азиатский финансовый кризис 1997 г.

Некоторые страны, как, например, Южная Корея, применяли как импортозамещение, так и экспорториентированную стратегию, которые переплелись в так называемой модели двойного роста.

В ходе индустриализации развивающихся стран промышленная структура мирового хозяйства кардинально изменилась. В 1970 г. развивающиеся страны обеспечили 12% мировой промышленной продукции по сравнению с 6% в 1960 г. При этом необходимо подчеркнуть, что увеличение удельного веса развивающихся стран на мировом рынке промышленных товаров шло прежде всего за счет низкотехнологичной трудоемкой продукции. Развивающиеся страны заняли важные позиции в производстве и экспорте таких товаров, как текстиль, готовая одежда, электротехническое оборудование.

Определенное влияние на развитие процесса индустриализации в развивающихся странах оказывал приток иностранного капитала в форме прямых иностранных инвестиций, кредитов и различных программ помощи развитию. Однако использование заемного иностранного капитала не во всех случаях оказалось успешным. Многие развивающиеся страны, активно проводившие политику индустриализации и привлекавшие иностранные кредиты в больших объемах, были вынуждены тратить ежегодно на погашение внешнего долга от 30 до 40% доходов от экспорта. В конце 70-х годов многие развивающиеся страны оказались неплатежеспособными, в результате чего «десятилетие развития» сменилось для них в начале 80-х годов «десятилетием долгов».