logo search
Кучук

4.3. Экономическая зона Бохайского кольца

Экономическая зона Цзинсаньцзяо кроме Пекина, Тяньцзиня и Таньшаня включает еще шесть городов столичной провинции Хэбэй. Население этого региона составляет более 7% населения страны, ВВП – 9,3% национального ВВП, объем внешней торговли – 14%. Основными отраслями, обладающими сравнительными преимуществами в этом регионе, являются черная металлургия, угольная и газовая промышленность. Однако главный источник экономического роста столичного региона - преимущества в развитии высшего образования, научных исследований и кадров, а также отрасли высоких технологий, центром которых является зона высоких технологий Чжунгуаньцунь в Пекине, созданная на базе объединения многочисленных университетов (университет Цинхуа, Пекинский университет), научных центров и институтов. Многие предприятия высоких технологий были созданы университетами и научными центрами.

Центром следующей экономической зоны Лусаньцзяо является г. Циндао, а также города Цзинань и Яньтай одной из наиболее развитых и открытых провинций Северного Китая - Шаньдун. Источником высокого экономического роста стали крупнейшие китайские транснациональные корпорации, такие как Хайер, Хайсинь, Цинпи, Шуансин. Корпорация «Хайер» занимает первое место среди торговых марок Китая, ее доля на внутреннем рынке – 30%, а также входит в первую сотню самых распространенных мировых брендов. Другой важнейшей причиной экономического роста этой зоны является большой объем привлекаемых иностранных инвестиций, среди которых лидируют инвестиции из Южной Кореи.

В целом в Бохайском субрегионе доминирует тяжелая капиталоемкая промышленность: производство оборудования, тракторов, стали и стального проката, химическая отрасль, большой удельный вес занимает производство вычислительной и бытовой техники. Ведущими промышленными центрами региона являются Тяньцзинь и Пекин.

После того как в 2003 г. была выдвинута стратегия возрождения старой промышленной базы Северо-Восточного Китая руководство региона и экономисты предложили создать еще одну экономическую зону. Такой транспортно-экономической зоной стала провинция Ляонин с городами Далянь, Шэньян и Цзинчжоу - Ляосаньцзяо (辽三角). Выбор провинции Ляонин в качестве новой точки роста не случаен, так как она является самой экономически развитой провинцией в Северо-Восточном Китае, кроме того, это самая урбанизированная провинция в стране. Тем не менее, по сравнению с остальными тремя экономическими зонами Ляосаньцзяо занимает самые слабые позиции. Преобладающие в ней, как и во всем регионе Северо-Востока, предприятия государственного сектора не могут стать движущей силой экономического роста. Позиции иностранного и национального частного капитала по сравнению с другими зонами также заметно слабее. Поэтому экономисты предлагают привлечь негосударственный капитал с юга Китая, а также технологии и оборудование, что помогло бы решить задачу реконструкции старой промышленной базы всего региона Северо-Востока.