logo search
Кучук

3.2. Проблемы и трудности на пути реформ

Несмотря на успешность продвижения по пути реформ в ходе их осуществления Китай столкнулся с рядом серьезных трудностей и проблем. Наиболее существенными проблемами в ходе реформ стали:

  1. «Перегрев» экономики и инфляция;

  2. Рост коррупции;

  3. Реформирование государственного сектора;

  4. Запаздывание реформ в кредитно-финансовой сфере;

  5. Обострение региональных диспропорций;

  6. Социальные противоречия и рост социального неравенства.

  7. Чрезмерное потребление ресурсов и экологические проблемы.

Стремительному росту китайской экономики сопутствовали сопровождающие его циклические колебания. Важнейшим проявлением этих колебаний являлся периодически возникающий «перегрев» экономики. Основной причиной перегрева являлись чрезмерные масштабы инвестирования, особенно в отдельных отраслях промышленности. В условиях сосуществования сохранявшейся плановой и формирующейся рыночной систем рынок не мог в полной мере проявить свою роль регулятора деятельности предприятий. Поэтому правительство было вынуждено вмешиваться в этот процесс и административными методами ограничивать масштабы кредитования и инвестирования производственной деятельности предприятий, чтобы снизить чрезмерные темпы роста.

Другим проявлением циклических колебаний китайской экономики в период реформ стали инфляционные процессы. Хотя по сравнению с другими бывшими социалистическими странами уровень инфляции в Китае не был таким высоким, тем не менее китайские экономисты и руководители оценивали инфляцию как очень серьезную проблему. Первый инфляционный скачок произошел в Китае в 1985 г, когда уровень инфляции составил 8,8%, а в 1988 г. он достиг 18,5%. Значительный всплеск инфляции во второй половине 80-х годов был следствием политики поддержания низкой процентной ставки и ослабления контроля со стороны правительства над кредитованием. В результате был потерян контроль над денежной эмиссией, и резко вырос объем выдаваемых предприятиям банковских кредитов. Под влиянием инфляционных ожиданий, то есть ожидания дальнейшего роста цен, население резко увеличило спрос на продукты питания и потребительские товары и таким образом способствовало росту цен.

Наиболее значительного уровня инфляция достигла в 1994 г., составив 24,1%. Антиинфляционная политика правительства включала в себя такие меры, как усиление контроля над масштабами кредитования, введение более строгого контроля над ценами, а также ограничение развития предприятий негосударственного сектора, в том числе закрытие 3 млн. поселково-волостных предприятий в сельской местности. Применение административных мер и ограничений в антиинфляционной политике правительства было неизбежным следствием неразвитости рыночных механизмов регулирования, и поэтому могло носить только временный характер, так как приводило к замедлению экономических реформ.

В 90-е гг. китайская экономика неоднократно проходила через административное урегулирование и упорядочение. Правительство применяло меры макроэкономического контроля, в частности, ужесточив монетарную политику, контроль над масштабами инвестиций и темпами роста. В результате инфляция была снижена до 3,1% в 1997 г. при сохранении относительно высоких темпов экономического роста.

Рост коррупции. Причина широкого распространения и роста коррупции была обусловлена прежде всего существованием «двухколейной» системы в период реформ. В результате сосуществования низких фиксированных и гораздо более высоких рыночных цен на дефицитные ресурсы и продукцию чиновники, занятые их распределением, имели возможность получения огромных доходов за счет разницы цен. По некоторым оценкам, в конце 80-х гг. «системная рента», порожденная разницей между государственными и рыночными ценами на дефицитные ресурсы, государственным и рыночным уровнем процентной ставки и валютного курса, составляла до 20-25% объема ВВП. В это время было создано большое количество административных компаний, подчиненным различного рода правительственным ведомствам, которые занимались продажей ресурсов из планового сектора в рыночном секторе по высоким ценам и получали огромную «ренту». Хотя такого рода «двухколейное» распределение ресурсов способствовало получению ресурсов предприятиями негосударственного сектора по конкурентной цене, обществу пришлось заплатить за это слишком высокую цену.

Реформирование государственного сектора. Государственные предприятия в Китае и их особая управленческая структура являлись продуктом стратегии приоритетного развития тяжелой промышленности в плановой экономике. В начале экономических реформ преобразование государственного сектора осуществлялось в направлении передачи предприятиям некоторых прав по хозяйственному управлению и разрешения распоряжаться частью полученной прибыли. Применение методов экономического стимулирования предприятия и его работников также давало определенный положительный эффект. Однако в условиях формирующейся рыночной экономики многие государственные предприятия, особенно в отраслях тяжелой промышленности оказались нерентабельными и неконкурентоспособными. Так как уровень капиталоемкости государственных предприятий оставался по-прежнему высоким, им было трудно выдержать конкуренцию за ресурсы с предприятиями трудоемких отраслей в негосударственном секторе.

Кроме того, государственные предприятия в Китае несли огромное социальное бремя, выплачивая пенсии и многочисленные дотации своим работникам. Они должны были содержать созданную в дореформенный период социальную сферу: поликлиники, больницы, детские сады, школы и другие учреждения для своих работников и их семей. Серьезную проблему для государственных предприятий представляла избыточная рабочая сила, составлявшая по самым осторожным оценкам около 1/3 сотрудников.

Эти обстоятельства заставляли правительство в течение длительного времени откладывать кардинальную реформу государственных предприятий. Чтобы поддержать неэффективные предприятия, не допустить их банкротства и увольнения работников, государство предоставляло им различные субсидии и льготы. Государственные предприятия также были главными заемщиками на рынке капитала. Реформа государственного сектора началась только в середине 90-х гг. К этому времени около 40% предприятий государственного сектора оценивалось как убыточные, уровень задолженности предприятий банкам составил 75% их активов, крупные масштабы приняло расхищение имущества государственных предприятий.

Запаздывание реформ в кредитно-финансовой сфере. В течение долгого времени правительство проводило политику сдерживания развития негосударственных кредитно-банковских институтов. Монополистами в сфере депозитно-кредитных операций стали четыре государственных банка. Политика дешевого кредита, то есть выдачи кредитов государственным предприятиям по низким процентным ставкам привела к тому, что спрос на кредиты значительно превышал их предложение. В этих условиях государственные предприятия стали основными получателями кредитов, так как кредиты государственных банков, по существу, выступали в качестве своеобразных финансовых субсидий от государства, которые государственные предприятия получали через банковские каналы. Так как убыточность и низкая экономическая эффективность была характерна для многих государственных предприятий, то многие из них оказывались не в состоянии вернуть кредиты и проценты по ним, в результате значительная часть кредитов превращалась в плохие и безнадежные долги банков.

Эта ситуация свидетельствовала о низкой степени самостоятельности государственных банков. Основной инструмент регулирования на рынке кредитов – процентная ставка была фиксированной, то есть определялась Центробанком и не зависела от спроса и предложения на рынке капитала. Поэтому процентная ставка оставалась заниженной, а кредитные ресурсы были доступны преимущественно государственному сектору. Политика сдерживания развития негосударственных кредитно-банковских институтов, которая была характерна в 80-90-е гг., не способствовала развертыванию конкуренции в кредитно-банковской сфере, что порождало серьезные проблемы в системе управления государственными банками.

Обострение региональных диспропорций. Как показывает практика реформ постсоциалистических стран, в процессе перехода от плановой к рыночной экономике, противоречия в социально-экономическом развитии между отсталыми и развитыми регионами обостряются. Экономические реформы в Китае также не привели к сокращению разрыва в экономическом развитии регионов, более того, они стимулировали дальнейшее углубление межрегионального дисбаланса. В наибольшей степени выиграл от реформ Восточный Китай, чему в немалой степени способствовали такие факторы, как более развитая промышленная и транспортная инфраструктура, высокая плотность населения, квалифицированная рабочая сила. Восточный Китай получал наибольшее количество государственных и иностранных инвестиций, налоговых льгот, здесь были сконцентрированы предприятия национального частного капитала, и в полном объеме осуществлялась политика открытости. Это позволило региону оказаться в эпицентре реформ и развития, тогда как центральный и особенно западный регионы значительно отстали. В результате, через 20 лет реформ на восточный регион приходилось около 60% ВВП, в то время как на центральный - 26%, а на западный – только 14%.

Социальные противоречия и рост социального неравенства. Экономическая реформа привела к заметному повышению уровня жизни китайского населения, абсолютное большинство которого, по признаниям китайских руководителей, в дореформенный период пребывало в состоянии крайней бедности. Особенно явно тенденция роста доходов населения проявилась в 80-е гг., когда потребительский спрос превратился в важнейший фактор экономического роста. Более того, в результате внедрения семейного подряда темпы роста среднедушевых доходов крестьян росли быстрее, чем доходы городского населения. Однако по мере дальнейшего развития реформ ситуация изменилась в пользу городского населения, темпы роста доходов которых стали выше, чем у крестьян. К середине 90-х гг. соотношение среднедушевых доходов городского и сельского населения составило 2,7:1 и продолжало расти в последующие годы.

Тем не менее, даже по официальным данным, значительная часть городского и большая часть сельского населения продолжала оставаться в состоянии бедности. С другой стороны, уже в 90-е гг. четко обозначилась ситуация растущего имущественного неравенства. Причины, вызывающие рост неравенства, многообразны: состояние сельского хозяйства, быстро растущая безработица в деревне и городе, жилищная реформа, которая сделала приобретение жилья, недоступным для большой части населения, переход к платным медицинским и образовательным услугам, отсутствие системы социального обеспечения и поддержки бедных слоев населения. Росту имущественного неравенства способствует коррупция, незаконное обогащение правительственных чиновников, наживающих огромные состояния на расхищении государственной собственности. Все это является важными причинами растущего в стране неравенства и чревато серьезными социальными потрясениями.

Чрезмерное потребление ресурсов и экологические проблемы. Экономическая реформа и быстрый рост промышленного производства уже в начале 90-х гг. выявили проблемы, связанные с дефицитом ресурсов и экологией. Осуществляемая в период реформ модель экстенсивного роста создавала чрезмерную нагрузку на окружающую среду, нанося ей непоправимый ущерб, и способствовала чрезмерному расточительному потреблению ресурсов. Показатели затрат энергетических и других видов материальных ресурсов на производство продукции в Китае гораздо выше не только по сравнению с развитыми, но и многими развивающимися странами. В стране существует не только дефицит стратегически важных полезных ископаемых, таких как нефть, природный газ, железная руда, марганец, но и дефицит водных, земельных, лесных ресурсов. Загрязнение воздушной среды, эрозия, засоление, опустынивание и снижение естественного плодородия почв, загрязнение водных источников привели к резкому ухудшению экологической ситуации в стране.

Вопросы для самопроверки

  1. Объясните, в чем заключается отличие китайского пути перехода к рыночной экономике от пути России и стран Восточной Европы.

  2. Почему экономические реформы в Китае начались с преобразования хозяйственного механизма на предприятиях госсектора и в сельском хозяйстве?

  3. Каким образом конкуренция со стороны негосударственного сектора повлияла на реформу государственных предприятий?

  4. Какими причинами объясняется замедленный характер реформ государственного сектора?

  5. Как повлияло создание кредитно-банковской системы на трансформацию механизма инвестирования реального сектора?

  6. Как можно объяснить последовательность реформы ценообразования в Китае: потребительские товары – средства производства – факторы производства?

  7. Что означала политика дешевого кредита, и какие цели она имела?

  8. Почему именно государственные предприятия стали основными получателями кредитов?

  9. Как повлияло создание поселково-волостных предприятий на структуру сельской экономики и структуру занятости сельского населения?

  10. Перечислите основные проблемы и трудности китайского пути к рыночной экономике?

  11. Почему созданная в результате реформ рыночная экономическая система в Китае получила название социалистической?