logo search
Кучук

3.3. Проблема государственных монополий

В отличие от развитых стран естественные монополии, а также другие виды монопольных предприятий в Китае являются государственными предприятиями. Реформа по разделению и реструктуризации государственных монополий началась в Китае с 1998 г. Сфера монополий в Китае представлена добычей полезных ископаемых, производством электроэнергии, а также рядом отраслей, которые в условиях правительственных ограничений конкуренции со стороны других предприятий, получают монопольные сверхприбыли. К монополиям относятся предприятия железнодорожного и авиационного транспорта, стационарной и мобильной связи, финансов и страхования. Так в частности, сферу стационарной и мобильной связи представляют четыре корпорации, нефтедобычу и нефтепереработку – шесть корпораций. Антимонопольный закон в Китае разрабатывался с середины 90-х гг. и вступил в силу в 2008 г. Отсутствие необходимого законодательства, которое регламентировало бы поведение монополий на рынке, не способствует проведению реформы государственных монополий, которая пока не приносит ощутимых результатов.

Проблема государственного монополизма в Китае связана с незавершенностью реформы государственных предприятий и неразделенностью функций правительства и предприятий (чжэнци буфэнь). Проведение реформ в сфере связи, железных дорог, почты и коммуникаций, производства электроэнергии вызывает серьезные споры и противодействие.

В последние годы объектом серьезных дискуссий стали государственные предприятия центрального подчинения. К ним относятся очень крупные корпорации, находящиеся в полной государственной собственности, либо являющиеся государственными холдингами. Из 141 предприятия центрального подчинения 90 прошли процесс акционирования, в том числе 70 предприятий размещают акции на зарубежных финансовых рынках. Их отношения с государством носят особый характер, который, в частности, выражается в том, что ведущие руководители предприятий назначаются правительством. И только в 2008 г. начался эксперимент, в ходе которого правление акционеров получило право приглашать главных менеджеров на конкурсной основе. Особое положение этих предприятий обеспечивает им монопольные прибыли, что позволяет их руководителям и сотрудникам получать значительно более высокие доходы, чем на других предприятиях.

По мнению специалистов Мирового банка, монопольные прибыли государственных предприятий являются одной из причин чрезмерного инвестирования и перегрева китайской экономики, а также подталкивают их к чересчур активным операциям по слияниям и поглощениям, особенно за рубежом.

Еще одна сторона особых отношений государственных предприятий центрального подчинения с правительством заключается в их «политической нагрузке», которая выражается в обязанности этих предприятий финансировать различные мероприятия руководства страны, передавая для этого значительные суммы. Одним из таких примеров является предоставление финансовой и материальной помощи пострадавшим от землетрясения уездам провинции Сычуань.

Особые отношения с правительством позволяют этим предприятиям получать более чем внушительные дотации из государственного бюджета. Например, в 2007 г. крупнейшая корпорация страны – Китайская национальная нефтехимическая компания (КННК), прибыль которой составила 70 млрд. юаней, получила из бюджета дотации в сумме 12,3 млрд. юаней.

Таким образом, положение государственных предприятий центрального подчинения, многие из которых относятся к сфере естественных монополий, весьма напоминает положение российских естественных монополий. Тем не менее, в 2007 г. Госсовет принял постановление об изменении механизмов управления и функционирования предприятий центрального подчинения. Предприятия, являющиеся государственными холдингами, должны формировать специальный бюджет государственного имущества. Прибыль, полученная от использования государственного имущества, должна инвестироваться в развитие предприятия.

Следующее новшество касается передачи государству части прибыли, полученной предприятиями центрального подчинения. В плановой экономике все предприятия государственного сектора помимо уплаты торгово-промышленного налога должны были передавать полученную прибыль в государственный бюджет. После перевода на налоговую основу отчисления от прибыли были заменены подоходным налогом. В связи с трудностями реформирования в 90-х гг. государственные предприятия были освобождены от передачи части прибыли в бюджет (после проведения налоговой реформы в 80-х гг. часть прибыли в бюджет отдавали только наиболее рентабельные предприятия).

В соответствии с постановлением Госсовета 2007 г. предприятия центрального подчинения делятся на три категории. Предприятия первой категории, которые преимущественно относятся к сырьевым отраслям (нефтяная, угольная, нефтехимическая, электроэнергетика, телекоммуникации, табачная), отчисляют в государственный бюджет 10% прибыли. Предприятия второй категории относятся к конкурентным отраслям (сталелитейная, электроника, транспорт, торговля, строительство) и отчисляют 5% полученной прибыли. И, наконец, предприятия военной промышленности и научно-исследовательских учреждений на ближайшие три года освобождаются от передачи прибыли в бюджет. Государственные холдинги, а также предприятия, в которых часть имущества принадлежит государству, должны отдавать в бюджет часть прибыли в соответствии с долей государственного имущества.

Передача в бюджет части прибыли государственными компаниями, а также нефтедобывающими предприятиями является распространенной практикой в ряде развитых стран, а также в странах-нефтеэкспортерах. Реформа государственных предприятий в Китае привела к улучшению их экономических показателей и повышению эффективности. Прибыль государственных предприятий растет достаточно высокими темпами. Если объем прибыли предприятий центрального подчинения в 2006 г. составил 770 млрд. юаней, то в 2007 г. этот показатель повысился до 1 трлн. юаней. Поэтому отчисление части прибыли государственными предприятиями в бюджет является логическим шагом продолжающейся реформы государственных предприятий.