logo search
Кучук

3.1. Основные изменения в процессе реформ

Результатом проведения комплексных реформ в Китае в период 80-90-х гг. стал постепенный переход от плановой к рыночной экономике. Наиболее значимым проявлением успешности реформ стал высокий экономический рост, среднегодовые темпы которого составили 9,4%. ВВП страны за этот период вырос в 5 раз. Основой экономического роста являлся рост промышленного производства, темпы которого составили 11,5% в год. Благодаря введению семейного подряда значительно улучшилась ситуация в сельском хозяйстве. Среднегодовые темпы роста сельского хозяйства повысились до 4,7%. И хотя зерновое производство росло гораздо более низкими и нестабильными темпами (в среднем - 1,7%), тем не менее они превышали рост населения, что позволило решить проблему обеспечения страны продовольствием. К середине 90-х гг. практически полностью была ликвидирована карточная система на продукты питания и потребительские товары для населения.

Важнейшей движущей силой экономического роста стал негосударственный сектор, который сформировался в результате отказа от так называемой «одноцветной экономики». Основой для развития негосударственного сектора явились предприятия национального индивидуально-частного и иностранного капитала, коллективной и кооперативно-паевой собственности. Развитие негосударственного сектора позволило получить новые дополнительные ресурсы, перераспределение которых позволило раскрыть роль рыночного механизма в экономике страны. В наибольшей степени негосударственный сектор был связан с трудоемкими капиталосберегающими отраслями, использующими преимущество Китая в дешевой рабочей силе, прежде всего, в легкой промышленности. Процесс перераспределения ресурсов повлек за собой целый ряд структурных изменений, включая зарождение и развитие рынков потребительской продукции и факторов производства, улучшение структуры инвестиций, привлечение иностранного капитала, расширение внешней торговли. Так как темпы роста на предприятиях негосударственного сектора по сравнению с государственным сектором были значительно выше, поэтому удельный вес негосударственного сектора в экономике страны, особенно в промышленном производстве, становился все более значительным и все более активно влиял на развитие рыночной экономики.

Наиболее важной частью негосударственного сектора в период реформ стали поселково-волостные предприятия, которые создавались в сельской местности в промышленном производстве и третичном секторе. Основным преимуществом этих предприятий стала избыточная дешевая рабочая сила в китайской деревне и более высокая по сравнению с государственным сектором конкурентоспособность. В результате к концу 90-х гг. поселково-волостные предприятия обеспечивали почти 22% промышленного производства страны и 12% продукции третичного сектора. Это означало, что за 20 лет реформ поселково-волостные предприятия стали важным фактором роста не только сельской, но и всей национальной экономики.

Важнейшим результатом реформ стало улучшение отраслевой структуры экономики. Приоритетное развитие получили те отрасли, в которых Китай обладал сравнительными преимуществами, то есть, трудоинтенсивные отрасли легкой промышленности и сельского хозяйства. По мере перелива ресурсов в сферы с более высокой эффективностью отмечается тенденция роста удельного веса в ВВП отраслей обрабатывающей промышленности, а также третичного сектора. В результате сокращения доли сельского хозяйства за годы реформ с 33% до 15%, и соответственно роста третичного сектора с 18% до 30% произошла оптимизация и модернизация структуры экономики.

Положительные изменения произошли и в структуре занятости населения. Традиционная стратегия развития длительное время удерживала несколько сотен миллионов крестьян в аграрном секторе, в результате чего экономический рост не сопровождался перестройкой структуры занятости и развитием урбанизации. Правительство, используя организационную структуру народных коммун и систему прописки, разделившую город и деревню, удерживало огромную массу крестьян в сельской местности и в сельском хозяйстве. В ходе реформ правительство отменило двойную систему прописки и трудоустройства, при которой крестьяне могли жить только в деревне и заниматься только сельским хозяйством, на унитарную систему прописки, то есть отказалось от запрета для крестьян самостоятельно переходить к несельскохозяйственному производству. Быстрое развитие промышленности, а также отраслей третичного сектора в сельской местности способствовало перемещению значительной массы крестьян в несельскохозяйственное производство (более 130 млн. чел.), что в свою очередь привело к улучшению структуры занятости в целом. Таким образом, создание поселково-волостных предприятий в корне изменило длительное время остававшуюся неизменной структуру занятости сельского населения и ускорило процесс модернизации в деревне.

Развитие новых форм собственности в городе также способствовало созданию большого количества дополнительных рабочих мест. Это не только содействовало оптимизации отраслевой структуры экономики, но и сыграло важную роль в снижении уровня безработицы в городе и деревне. В результате за 20 лет реформ удельный вес занятых в сельском хозяйстве сократился с 70,5% до 50%, а занятых в третичном секторе повысился с 14% до 30%.

Реформы покончили с политикой обособленности и закрытости экономики страны. На протяжении всего периода реформ степень внешней открытости китайской экономики постоянно возрастала. В 1980 г. были созданы первые четыре специальные экономические зоны (СЭЗ) – Шэньчжэнь, Чжухай, Шаньтоу и Сямэнь в провинциях Гуандун и Фуцзянь. В 1984 г. были открыты внешнему миру 14 приморских городов-портов на восточном побережье и остров Хайнань. В 1985 г. было принято решение об открытии дельты рек Янцзы и Чжуцзян, на следующий год открыты провинции Шаньдун и Ляодун. С 1991 г. стратегия открытости осуществлялась в отношении всех прибрежных районов Восточного Китая, а затем начался переход к открытости внутренних регионов.

Наиболее сильное воздействие политика открытости оказала на развитие внешней торговли и приток иностранного капитала. Только за период 80-х гг. среднегодовые темпы роста внешней торговли составили 14,8%, значительно превысив темпы роста ВВП. В результате по объему внешнеторгового товарооборота Китай переместился с 25-го места в 1978 г. на 7 место в 2000 г. Колоссальный рост был характерен для притока иностранного капитала как в косвенной форме, то есть в форме кредитов, так и в форме прямых иностранных инвестиций. Так, если за 1979-1984 гг. фактически было использовано всего 4,1 млрд. дол. прямых иностранных инвестиций, то только за 1997 г. этот показатель увеличился до 45 млрд. дол. Рост объемов внешней торговли и притока иностранного капитала означали движение китайской экономики в направлении международной экономической интеграции и переход ко все большей степени открытости.

В конечном итоге экономические реформы имели своей целью переход от традиционной экономической системы к рыночной экономике, о чем официально было объявлено в 1992 г. на ХIУ съезде КПК. Новая формирующаяся система получила официальное название социалистической рыночной экономики и характеризовалась активным участием государства в регулировании экономики. Процесс перехода Китая к новой экономической системе оценивается не только китайскими, но зарубежными экономистами, как логически более последовательный и наиболее успешный по сравнению с аналогичными процессами в странах Восточной Европы и бывшего Советского Союза. Важнейшей характеристикой перехода Китая к новой системе является политика градуализма, то есть постепенность осуществления реформ. Как показал опыт проведения реформ, политика градуализма несет в себе гораздо более низкие издержки и риски по сравнению с реформами в других бывших социалистических странах, которые вследствие применения стратегии так называемой «шоковой терапии», пережили сильнейший экономический спад, разрушение созданного производственного потенциала и очень существенное падение жизненного уровня населения.