logo search
Ответы к ГОСам

15. Местное самоуправление как институт народовластия.

В условиях реформ возрастает роль МСУ как фактора демократизации общественной жизни, необходимой предпосылки становления гражданского общества.

МСУ согласно Европейской Хартии составляет одну из основ любого демократического строя. Принцип МСУ, - гласит статья 2 Хартии, - должен быть признан в законодательстве страны, и, по возможности, в конституции страны. Статья 3 Европейской Хартии о МСУ определяет МСУ как право и реальную способность органов МСУ регулировать и управлять в рамках закона и под свою ответственность важной частью публичных дел в интересах своего населения. Таким образом, Европейская Хартия о МСУ, связывая МСУ с правом на самостоятельную и под свою ответственность деятельность, указывает прежде всего на роль местных органов в реализации МСУ в реализации функций местного самоуправления.

Местное самоуправление играет важную роль в механизме народовластия. В рф единственным источником власти является ее многонациональный народ. Конституция РФ закрепляет определенную систему форм реализации принадлежащей народу власти. В соответствии с Конституцией народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы МСУ. Таким образом, Конституция РФ относит гос. власть и власть, осуществляемую органами МСУ, к самостоятельным формам реализации власти народа. В организации МСУ наиболее ярко выражается идея приближения власти к народу. Конституции закрепляет, что МСУ обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Вместе с тем она исходит из того, что право местного самоуправления осуществляется населением как через формы прямого волеизъявления, так и через выборные и другие органы (МСУ осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы МСУ.).

Концептуальные положения Конституции РФ о народовластии и роли в нем МСУ нашли свое отражение ФЗ № 131 «Об общих принципах организации МСУ в РФ» от 06.10.2003:

Местное самоуправление в РФ - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы VCE вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Признаваемое Конституцией и ФЗ право населения на осуществление местного самоуправления предполагает след. формы его реализации: 1. Местный референдум в целях решения непосредственно населением вопросов местного значения. Проводиться на всей территории МО. Решение о назначении принимается представительным органом МО: по инициативе, выдвинутой гражданами, имеющими право на участие в местном референдуме; по инициативе, выдвинутой избирательными объединениями, иными общественными объединениями, уставы которых предусматривают участие в выборах и (или) референдумах; по инициативе представительного органа и главы местной администрации, выдвинутой ими совместно. В местном референдуме имеют право участвовать граждане, место жительства которых расположено в границах МО на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании. Принятое на местном референдуме решение подлежит обязательному исполнению на территории МО и не нуждается в утверждении какими-либо органами гос. власти, их должностными лицами или органами МСУ. 2. Муниципальные выборы - для избрания депутатов, членов выборного органа МСУ, выборных должностных лиц местного самоуправления на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Назначаются представительным органом МО в сроки, предусмотренные уставом. 3. Голосование по отзыву депутата, члена выборного органа МСУ, выборного должностного лица, голосование по вопросам изменения границ МО, преобразования МО. Голосование по отзыву проводится по инициативе населения в порядке, установленном для проведения местного референдума. Основания для отзыва устанавливаются уставом МО и м.б. только его конкретные противоправные решения или действия (бездействие) в случае их подтверждения в судебном порядке.

4. Сход граждан, осуществляющий полномочия представительного органа МО: проводится в поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек для решения вопросов местного значения. Правомочен при участии в нем более половины жителей поселения, обладающих избирательным правом. Может созываться главой муниципального образования самостоятельно либо по инициативе группы жителей поселения численностью не менее 10 человек.

5. Правотворческая инициатива граждан. Может выступить инициативная группа граждан, обладающих избирательным правом. Минимальная численность - не может превышать 3% процента от числа жителей МО, обладающих избирательным правом.

6. ТОС - самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения. Посредством проведения собраний и конференций граждан, а также посредством создания органов территориального общественного самоуправления. В пределах: подъезда многоквартирного жилого дома; многоквартирного дома; группы домов; микрорайона; сельского населенного пункт - не поселения.

7. Публичные слушания. Для обсуждения проектов мун. правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей. Проводятся по инициативе населения, представительного органа или главы муниципального образования. Обязательно: 1) проект устава, проект мун. правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав; 2) проект местного бюджета и отчет о его исполнении; 3) проекты планов и программ развития МО; 4) вопросы о преобразовании МО.

8. Собрание граждан - для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов и должностных лиц МСУ, осуществления ТОС. По инициативе населения, представительного органа, главы МО, а также в случаях, предусмотренных уставом ТОС.

9. Конференция граждан (собрание делегатов). 10. Опрос граждан. Результаты опроса носят рекомендательный характер.

Одно из ключевых понятий, характеризующих сущность МСУ как форму организации и осуществления власти - самостоятельность. Самостоятельность гарантируется государством (Конституцией РФ). Государство признает МСУ в качестве самостоятельной формы осуществления народом принадлежащей ему власти. Это находит свое отражение в организационной обособленности МСУ, его органов в системе управления обществом, государством. Важнейшим признаком МСУ, отражающим его специфику как формы осуществления власти, является собственная ответственность МО.