logo
Ответы к ГОСам

16. Территориальное общественное самоуправление в системе мсу: нормативно-правовые основы, функции, перспективы развития.

Одной из форм МСУ, одной из составляющих права на МСУ является территориальное общественное самоуправление. ТОС, это - деятельность граждан. Во-вторых, это состояние самоорганизации, готовности к самоуправлению, умение жителей, наличие условий для самоуправления. В-третьих, это институт, то есть наличие дееспособной системы органов самоуправления и средств управления: органы + жители, способные к самоуправлению. В-четвертых, - это и форма участия населения в решении вопросов местного значения. Наконец, это общественные организации, общественные объединения, говоря точнее, это органы общественной самодеятельности. ТОС являясь неотъемлемой частью МСУ, становится одной из основ формирующегося гражданского общества. Реализация права на самоуправление создает условия для участия граждан в решении вопросов местного значения. С точки зрения конституционно-установленных прав человека и гражданина территориальное общественное самоуправление является механизмом (системой) реализации двух конституционных прав граждан: на объединение и проведение собрания по месту жительства с целью защиты общих интересов населения данной микротерритории.

Нормативно-правовые основы: Конституция о праве граждан на собрания и на объединения, нормы Гражданского кодекса, ФЗ «Об общественных объединениях», ФЗ 131, НПА РФ, субъектов и органов МСУ. ФЗ № 131 «Об общих принципах организации МСУ» наиболее полно раскрывает: ТОС - самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения. Границы территории, на которой осуществляется ТОС, устанавливаются представительным органом поселения по предложению населения, проживающего на данной территории. ТОС осуществляется в поселениях непосредственно населением посредством проведения собраний и конференций граждан, а также посредством создания органов ТОС. Может осуществляться в пределах территорий проживания граждан: подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом; группа жилых домов; жилой микрорайон; сельский населенный пункт, не являющийся поселением; иные территории.

Органы ТОС избираются на собраниях или конференциях граждан, проживающих на соответствующей территории. ТОС считается учрежденным с момента регистрации его устава. Порядок регистрации определяется уставом МО и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования. ТОС в соответствии с его уставом может являться юридическим лицом и подлежит гос. регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации. Собрание граждан по вопросам организации и осуществления ТОС считается правомочным, если в нем принимают участие не менее одной трети жителей соответствующей территории, достигших 16летнего возраста. Конференция граждан по вопросам организации и осуществления ТОС считается правомочной, если в ней принимают участие не менее двух третей избранных на собраниях граждан делегатов, представляющих не менее одной трети жителей соответствующей территории, достигших 16летнего возраста.

К исключительным полномочиям собрания, конференции граждан: 1) установление структуры органов ТОС; 2) принятие устава ТОС, внесение в него изменений и дополнений; 3) избрание органов ТОС; 4) определение основных направлений деятельности ТОС; 5) утверждение сметы доходов и расходов ТОС и отчета о ее исполнении; 6) рассмотрение и утверждение отчетов о деятельности органов ТОС.

Органы ТОС: 1) представляют интересы населения, проживающего на территории; 2) обеспечивают исполнение решений, принятых на собраниях и конференциях граждан;

3) могут осуществлять хозяйственную деятельность по благоустройству территории, иную хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соотв. территории, как за счет средств указанных граждан, так и на основании договора между органами ТОС и органами МСУ с использованием средств местного бюджета; 4) вправе вносить в органы МСУ проекты мун. правовых актов.

В уставе ТОС устанавливаются: 1) территория, на которой оно осуществляется; 2) цели, задачи, формы и основные направления деятельности; 3) порядок формирования, прекращения полномочий, права и обязанности, срок полномочий органов; 4) порядок принятия решений, приобретения, пользования и распоряжения имуществом и финансовыми средствами; 5) порядок прекращения осуществления ТОС.

Проблемы и перспективы: * неинформированность населения; * в бюджетах МО должны предусматриваться средства на развитие ТОС; * при представительных органах должны создаваться комитеты (комиссии) по ТОС, что будет способствовать разработке и совершенствованию нормативной правовой базы; * органы ТОС должны иметь не только Уставы и планы работы, но и долгосрочные программы действий по развитию своих территорий; * в местных администрациях для уполномоченных выборных лиц ТОС и членов органов ТОС должно быть организовано обучение; * интересы органов ТОС во многом переплетаются с деятельностью предприятий ЖКХ, поэтому органам МСУ необходимо оказать помощь в организации конструктивного сотрудничества в решении данных вопросов; * в настоящее время у органов МСУ двойственное отношение к органам ТОС. С одной стороны - органы местного самоуправления видят в органах ТОС своих помощников в решении местных задач, с другой стороны - не способствуют приданию этим органам статуса юридических лиц, передачи или делегирования им части своих полномочий из-за определенной боязни порождения альтернативного органа власти. В результате чего, не имея достаточно материальной базы и определенных полномочий, органы ТОС могут решать узкий круг проблем; * для того, чтобы активнее представлять интересы ТОС в органах законодательной и исполнительной власти необходимо создание ассоциаций (союзов) органов ТОС.

Становление территориального общественного самоуправления в России - процесс длительный. Пока положено только начало этому процессу. Через ТОС, которое является для населения понятным, доступным и управляемым, граждане приобщаются к демократическим ценностям и идеям, становятся ответственными как за свою судьбу, так и за жизнь общества соответствующей территории.