1. Конституционные основы организации местного самоуправления в рф
Местное самоуправление неотъемлемо связано с демократией и федерализмом. Конституция определяет во многом сущность и гарантии МСУ, которое представляет собой наиболее приближенную к проблемам и потребностям граждан форму власти. МСУ, несмотря на свой «локальный» характер, является важнейшей сферой общественных отношений, от эффективности реформ которой зависит поддержка населением осуществляемых преобразований, а значит, и социальная результативность реформ в целом. МСУ является одной из основ конституционного строя РФ, признается и гарантируется Конституцией. Признаки МСУ: является одной из структур гражданского общества, представляет собой общественное явление, принцип территориальной ограниченности, организуется и функционирует как структура, учитывающая историческую, национальную, этническую, культурную и иную общности, предполагает единство самостоятельности и ответственности при решении вопросов местного значения, исходит из интересов населения соответствующей территории, опирается на правовую базу.
КОНСТИТУЦИЯ. МСУ обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы МСУ. Структура органов определяется населением самостоятельно. ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" от 06.10.2003 N 131-ФЗ. МСУ в РФ - это такой способ организации и осуществления власти на местах, который обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Не являясь частью системы гос органов, органы МСУ - форма осуществления публичной власти, власти народа. Вот почему деятельность органов МСУ характеризуется такими свойственными органам гос власти чертами, как наличие властных полномочий, обязательность принимаемых решений для всех физических, а также юридических лиц и организаций, находящихся на территории, в рамках которой действуют соответствующие органы МСУ. МСУ осуществляется на всей территории РФ. Территории МО — городов, поселков, станиц, районов (уездов), сельских округов (волостей, сельсоветов) и других МО - устанавливается в соответствии с ФЗ-и и законами СРФ с учетом исторических и иных местных традиций. МО действует в соответствии с уставом, примерное содержание которого определяется законом об общих принципах организации МСУ в РФ. Устав МО разрабатывается МО самостоятельно. Он принимается представительным органом МСУ или населением непосредственно. Устав МО подлежит гос регистрации в порядке, установленном законом СРФ. Устав вступает в силу после его официального опубликования (обнародования). МО вправе иметь собственную символику (гербы, эмблемы и т.д.), отражающую исторические, культурные, социальные, экономические, национальные и иные местные традиции. Федеральные ОГВ, ОГВ субъектов РФ создают необходимые правовые, организационные, материально-финансовые условия для становления и развития МСУ и оказывают содействие населению в осуществлении права на МСУ.
КОНСТИТУЦИЯ (С.132) четко определили две группы полномочий МСУ: 1) собственные полномочия органов МСУ по самостоятельному решению вопросов местного значения; 2) гос полномочия, которыми могут в соответствии с законом наделяться органы МСУ. Более подробно определены в ФЗ № 131.
Органы МСУ не входят в систему органов гос власти. В структуру органов МСУ, устанавливаемую уставом МО, входят следующие органы и должностные лица МСУ:
представительный орган МО, глава МО, местная администрация, контрольно-счетный орган МО, иные органы местного самоуправления.
Физические лица как субъекты гражданских правоотношений. Основания, порядок признания и правовые последствия признания гражданина безвестно отсутствующим, умершим, ограниченно дееспособным, недееспособным.
ФЛ - граждане РФ, иностранные граждане и лица без гр-ва. ФЛ - чел, признаваемый субъектом регулируемых этим правом обществ. отношен. Правосубъектность - обобщающая юр. категория, отражает устанавливаемые и признаваемые законом кач-ва, которыми надлежит обладать участнику общественных отношений, регулируемых той/иной отраслью права. Носителем прав, обязанностей, ответственности м.б. только обладатель правосубъектности. В гражданском праве она выражается в правоспособности(ПСС) и дееспособности(ДСС). Осн. хар-ки ФЛ: 1. Правоспособность – способность иметь права и нести обяз-ти, предусм-е законом. Признаки: равенство, неотчуждаемость, невозможность ограничения иначе, чем в случаях и порядке, установленных законом. Возникает в момент рождения гражданина и прекращается его смертью. Содержание ПСС: Граждане могут иметь имущество на праве собственности; наследовать и завещать имущество; заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью; создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами; совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах; избирать место жительства; иметь права авторов произведений науки, литературы и искусства, изобретений и иных охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности; иметь иные имущественные и личные неимущественные права. Исключения: условное прекращение ПСС: признание человека безвестно отсутствующим, умершим. 2. Дееспособность(ДСС) – Спос-ть гр-на своими действиями приобретать и осущ гр права, создавать для себя гражд-е обязанности и исполнять их (гражданская ДСС) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении 18 лет. Полный или частичный отказ гр-на от ПСС или ДСС и другие сделки, направленные на ограничение ПСС или ДСС, ничтожны, за искл случаев, когда такие сделки допускаются законом. Виды ДСС: полная (с 18), частичная (6-14 малолетних, 14-18 – несовершеннолетних)), ограниченная (по решению суда), полностью неДСС лица (по решению суда).
Полная ДСС возникает ранее 18 лет в случае: вступл в брак (остается и в случае его расторжения), эмансипация – признание несовершеннолет-го полностью деесп-м органами опеки и попечительства, если: ему 16 лет и он работает по ТР договору, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя(если они не согласны, то возм. судеб. порядок) занимается предпринимат деят-ю.
Малолетние от 6 до 14 лет вправе самост совершать: мелкие бытовые сделки; сделки, направл на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо гос регистрации; распор-ся карманными деньгами. Имущ отвечать по сделкам малолетнего, в том числе по сделкам, совершенным им самостоятельно, несут его родители, усыновители или опекуны, если не докажут, что обязательство было нарушено не по их вине. Эти лица в соотв с законом также отвечают за вред, причиненный малолетними.
Несовершеннолет в возрасте от 14 до 18 лет вправе самостоятельно, без согласия родителей, усыновителей и попечителя: те же, что и у малолет +1) распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами; 2) осуществлять автор. права; 3) делать вклады в банки и распоряжаться ими; 4) совершать мелкие бытовые сделки. По достижении 16 - быть членами кооперативов, заключать труд. договор. Остальные сделки - с письменного согласия своих представителей. Элементы ДСС: 1. Сделкоспособность (способность совершать любые сделки, не запрещенные законом) - с 6 лет. 2. Деликтоспособность (способность лица нести самостоят имуществ ответ-ть). 3. Воз-ть самост. защиты своих прав. Воз-ть осущ-ть преприн. деят-ть (с согласия родителей с 16 лет).
Признание гра-на неДСС. Гра-н, кот вследствие психич расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими, м. б. признан судом неДСС (обяз-на судебно-мед. экспертиза, заявление могут подавать род-ки, органы опеки, психиатр. заведения). Над ним устанавл опека. От его имени сделки совершает опекун. Если основания, в силу к-х гр-н был признан неДСС, отпали, суд признает его ДСС. На основании решения суда отменяется опека. Огранич ДСС Гра-н, кот вследствие злоупотребл спиртными напитками или наркотич средствами ставит свою семью в тяжелое материальное положение, м.б. ограничен судом в ДСС. Над ним устанавл попечительство. Он вправе совершать мелкие бытовые сделки. НО совершать другие сделки, а также получать заработок, пенсию и иные доходы и распоряжаться ими он может лишь с согласия попечителя. Но самостоятельно несет имущ ответ-ть по соверш им сделкам и за прич им вред. Если основания отпали, суд отменяет ограничение. На основании реш суда отменяется установл над гр-ном попечительство. Опека и попечительство устанавливаются для защиты прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан. Опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются также в целях их воспитания. Опека устанавливается над малолетними, а также над гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства. Опекуны являются представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки. Попечительство устанавливается - в возрасте от 14 до 18 лет, а также над гражданами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами. Попечители дают согласие на совершение тех сделок, которые граждане, находящиеся под попечительством, не вправе совершать самостоятельно. Попечители несовершеннолетних оказывают подопечным содействие в осуществлении ими своих прав и исполнении обязанностей, а также охраняют их от злоупотреблений со стороны третьих лиц.
Признание гр-на безвестно отсутствующим. Гражданин м.б. по заявлению заинтересованных лиц признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания. Последствия: 1. Имущество гражданина при необходимости постоянного управления им передается на основании решения суда лицу, к-е определяется органом опеки и попечительства и действует на основании договора о доверительном управлении, заключаемого с этим органом. Из этого имущества выдается содержание гражданам, которых безвестно отсутствующий обязан содержать, и погашается задолженность обязательствам. 2. Орган опеки и попечительства может и до истечения года назначить управляющего его имуществом. Отмена решения о признании безвестно отсутствующим. В случае явки или обнаружения места пребывания гражданина суд отменяет решение о признании его безвестно отсутствующим.
Объявление гражданина умершим. М.б. объявлен судом умершим, если в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания в течение 5 лет, а если он пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, - в течение 6 месяцев. Военнослужащий или пропавший без вести в связи с военными действиями, может быть объявлен судом умершим не ранее чем по истечении 2 лет со дня окончания военных действий. Днем смерти гражданина, объявленного умершим, считается день вступления в законную силу решения суда. В случае явки или обнаружения места пребывания гражданина, суд отменяет решение об объявлении его умершим. Независимо от времени своей явки гражданин может потребовать от любого лица возврата сохранившегося имущества, которое безвозмездно перешло к этому лицу. Лица, к которым имущество гражданина, объявленного умершим, перешло по возмездным сделкам, обязаны возвратить ему это имущество, если доказано, что, приобретая имущество, они знали, что гражданин, объявленный умершим, находится в живых.
- 1. Роль государства в развития общества. Правовое, социальное государство
- 2. Структура высших органов государственной власти России и проблемы ее совершенствования.
- Законодательная власть (зв) в системе государственного управления.
- 4. Исполнительная власть в системе государственного управления.
- 5. Судебная власть в системе государственного управления.
- 6. Региональная модель мсу (на примере Архангельской области).
- 7. Государственная гражданская служба: законодательная база, основные права и обязанности госслужащих, категории, группы должностей
- 8. Административная реформа и основные направления совершенствования государственного и муниципального управления в России.
- Профессиональная этика государственных служащих.
- 10. Муниципальная организация местного самоуправления.
- 11. Север в стратегии развития России. Миссия Архангельской области в ее реализации.
- 12. Место и роль Архангельской области в России. Проблемы взаимоотношения с соседними регионами.
- 13. Характеристика внутренней и внешней среды организации, методы их стратегического анализа. Информационные ресурсы внешней и внутренней среды организации.
- 14. Служебные аномалии в государственной службе (бюрократия, коррупция): проблемы и пути решения.
- 15. Местное самоуправление как институт народовластия.
- 16. Территориальное общественное самоуправление в системе мсу: нормативно-правовые основы, функции, перспективы развития.
- 17. Общественно-деятельностная структура муниципальной организации местного самоуправления.
- 18. Организационная культура и ее влияние на деятельность организации.
- 19. План-е как функция упр-я. Этапы план-я. Факторы, ограничивающие возможности план-я.
- 20. Представительный орган муниципального образования в системе местного самоуправления (формирование, статус, компетенция, структура).
- 21. Местная администрация как муниципальная управленческая организация (формирование, статус, функции, структура).
- 22. Современные подходы к содержанию и роли управления
- 23. Особенности национальных моделей управления: японская, американская, западноевропейская.
- 24. Проблемы управления персоналом в условиях восстановления экономики после кризиса
- 25. Процесс подбора и отбора персонала. Формирование резерва управленческих кадров государственной службы
- 26. Управление адаптацией персонала, формы и методы развития персонала
- Оценка результативности труда персонала.
- 28. Информационные системы управления: понятие, свойства, структура, классификация.
- 29. Реализация программы «электронное правительство» (эп), проблемы и перспективы оказания государственных услуг в электронном виде.
- 30. Формирование связей с общественностью в государственном и муниципальном управлении. Организация и полномочия пресс-службы.
- 1. Конституционные основы организации местного самоуправления в рф
- Понятие и виды юридических лиц. Порядок создания и прекращения деятельности юридического лица.
- 4. Понятие, условия действительности гражданско-правовых сделок. Виды недействительных сделок. Правовые последствия признания сделки недействительной.
- 6. Понятие и виды обязательств в гражданском праве. Принципы и место их исполнения. Способы обеспечения исполнения обязательств.
- 7. Понятие, порядок заключения, виды гражданско-правовых договоров. Основания изменения и расторжения гражданско-правового договора.
- 8. Понятие, содержание, субъекты права собственности и иных вещных прав. Способы защиты права собственности и иных вещных прав.
- 9. Представительство и доверенность в гражданском праве (понятие, виды).
- 10. Понятие, предмет и система российского трудового права. Основные принципы и источники трудового права.
- 11. Субъекты трудового права. Понятие и классификация субъектов трудового права. Защита персональных данных работника.
- 12. Социальное партнерство в сфере труда
- 13. Понятие, содержание и виды трудового договора.
- 14. Рабочее время. Режим рабочего времени. Время отдыха. Перерывы в работе. Отпуска.
- 15. Понятие и виды гарантий и компенсаций в трудовом праве. Оплата и нормирование труда.
- 16. Понятие, виды и условия возникновения материальной ответственности сторон трудового договора. Основные способы защиты трудовых прав работника.
- 10. Кр. Севера и приравнен. К ним местностям
- 18. Рассмотрение индивидуальных и коллективных трудовых споров.
- 19. Трудовой распорядок. Дисциплина труда. Охрана труда. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников.
- 20. Понятие, предмет, метод, система и источники административного права рф
- 21. Понятие, особенности административно-правовых норм. Структура и виды административных правоотношений
- 22. Предмет, задачи и принципы законод-ва об админ. Правонарушениях (апн). Апн и админ. Ответственность.
- 23. Понятие, цели, виды административного наказания. Назначение административного наказания
- 24. Понятие, виды, требования и процесс принятия административных актов. Административный договор.
- 25. Понятие, виды и система субъектов административного права. Сущность, функции, способы обеспечения законности в государственном управлении.
- 26. Классификация административных правонарушений (апн), виды наказаний, подведомственность дел и порядок производства по делам об административных правонарушениях на территории ао.
- 27. Возбуждение, рассмотрение, пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях
- 28. Производство по делам об административных правонарушениях. Участники производства, их права и обязанности. Предмет доказывания. Доказательства. Оценка доказательств.
- 29.Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях.
- 30. Конституция рф. Структура, основное содержание. Порядок внесения поправок и изменений. Защита Конституции рф.
- 1. Спрос и предложение, факторы их определяющие. Механизмы рыночного равновесия
- 2. Рациональный выбор потребителя. Основные теории поведения потребителя.
- 3. Рациональное поведение фирмы на рынках готовой продукции в различных конкурентных условиях
- 4. Особенности поведения фирм на факторных рынках
- 5. Макроэкономический анализ. Основные цели и показатели развития национальной экономики.
- 6. Различные подходы к экономической роли государства. Два типа задач и функции государства в экономике
- 7. Рынок труда и безработица. Особенности рынка труда в рф. Государственное регулирование рынка труда
- Инфляция: причины, виды, способы измерения. Антиинфляционная политика государства.
- 9. Сущность, направления и основные инструменты фискальной политики
- 10. Необходимость и инструменты монетарной политики: различные варианты регулирования денежного рынка
- 11. Экономические отношения в системе всемирного хозяйства. Проблемы привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику. Влияние глоального финансового кризиса на экономику России.
- 12. Структурная политика государства, структурные кризисы и сдвиги. Проблемы реструктуризации Российской экономики.
- 13. Инвестиционная политика государства. Инвестиционная привлекательность и инвестиционный климат.
- 14. Сущность и необходимость антимонопольного регулирования. Тарифное регулирование естественных монополий, жкх.
- 15. Распределение доходов, регулирование распределения доходов. Социальная политика.
- 16. Основные принципы и формы кредита. Государственный кредит. Кредитные методы регулирования рыночной экономики.
- 17. Банковская система рф. Место и роль Центрального банка России в денежно- кредитной политике государства
- 18. Функции денег. Понятие денежного обращения. Состояние денежного обращения в Российской Федерации.
- 19. Структура и звенья финансовой системы России. Финансовые институты.
- 20. Сущность и основные функции налогов и сборов. Классификация налогов. Уровни налоговой системы рф.
- 21. Построение бюджетной системы рф. Государственный бюджет. Бюджетный федерализм.
- 22. Формирование региональных и муниципальных бюджетов: проблемы и пути оптимизации. Межбюджетные трансферты.
- 23. Программно-целевой метод управления финансами на региональном и муниципальном уровнях.
- 24. Муниципальное хозяйство.
- 25. Учёт материалов. Методы оценки материальных запасов. Контроль запасов.
- 26.Муниципальная собственность.
- 27. Основные показатели социально-экономического развития региона.
- 29. Рыночная инфраструктура региона.
- 30. Бизнес-план развития региона