30. Конституция рф. Структура, основное содержание. Порядок внесения поправок и изменений. Защита Конституции рф.
К – осн. закон гос-ва, обладающий высшей юр. силой, закрепляющ его полит. и экон. систему, устанавл принципы орг-ции и деят-ти органов гос. власти и МСУ, основ. права, свободы и обязанности личности и гарантии их реализации. К РФ - 12.12.93г. на всенародном голосовании.
Содержание и структура К: структура - расположение статей и частей, деление на разделы и главы и т.п. логическая связанность различных институтов. 1. К. РФ, как и большинства стран, начинается с преамбулы - вводного текста (как правило, излагает сущность и главные задачи гос-ва, цели К и провозглашает ее принятие). Преамбула содержит идею приоритета прав и свобод чел., настраивает общ-во на внутр. (гражд.) мир, отражает идею сохранения гос. единства России, возрождения ее суверенной государственности в сочетании с равноправием и самоопределением народов. 2. К РФ состоит из 2 разделов: Раздел 1 состоит из 9 глав, к-е состоят из статей: Гл. 1 "Основы конституц. строя" – основа К. и остальной текст К не может ей противоречить: РФ - Россия есть демократ. федерат. правовое соц. гос-во с республиканской формой правления. Чел., его права и свободы – высш. ценность. Носитель суверенитета и единств. источник власти в РФ - многонац. народ, к-й осущ-т свою власть непосредственно, ч/з органы гос. власти и МСУ. Суверенитет РФ распр-ся на всю ее территорию. К РФ и ФЗ имеют верховенство на всей территории РФ.В РФ гарантируются единство экон. пространства, поддержка конкуренции, свобода экон. деятельности. В РФ признаются и защищаются частная, гос., муниц. и иные формы собственности. Земля и природные ресурсы могут находиться в частной, гос., мун. и иных формах собственности. Гос. власть в РФ осущ-ся на основе разделения на законод., исполнит. и судебную. Органы ветвей власти самостоятельны. В РФ признается и гарантируется МСУ, к-е в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы МСУ не входят в систему органов гос. власти. В РФ признается идеолог. и полит. многообразие, многопартийность. РФ - светское гос-во. Нет гос. или обязат религии, религ. объединения отделены от гос-ва и равны перед законом. К РФ имеет высшую юр. силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить К. Общепризн принципы и нормы м/народного права и м/н договоры РФ – часть правовой системы. Верховенство м/н договора РФ над законом. Гл. 2 “Права и свободы чел. и гражданина” - закрепление статуса личности, осн. прав, свобод и обязанностей чел. и гражданина. Фактически все права можно условно разделить на 3 группы: 1. Чел. как индивид, со своей жизнью, неприкосновенностью и свободой (право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность и т.д., неприкосновенность жилища, свобода совести, вероисповедания, мысли и слова) 2. Возможности участия в обществ. жизни и делах гос-ва (право участвовать в упр-нии делами гос-ва непосред-но/через представителей, избирать и быть избранными в органы гос. власти и МСУ). 3. Права, позволяющие быть участником экон. процессов (право на свободное использование своих способностей и имущества, на свободный труд и т.п.). Помимо этого К. гарантирует право на образование, а так же гос. и судебная защиту прав и свобод. Права и свободы м. б. ограничены только ФЗ, только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ констит. строя, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности гос-ва. Гл. 3 “Федеративное устройство” - перечисляются все субъекты РФ, далее опр-ся их статус, территория РФ и гарантируются права малочисленных коренных народов, рас-ся вопросы ведения РФ, совместного ведения РФ (предметы ведения субъектов РФ не перечислены), важнейшие правила построения федерат. отношений в РФ, а так же опр-ся, что ден. единица РФ - рубль. Гл. 4 “Президент РФ” посвящена статусу, порядку и условиям избрания, правам, функциям. По К. Президент обладает обширн. полномочиями: назначает с согласия ГД Председателя Прав-ва РФ и имеет право председательствовать на его заседаниях; принимает решение об отставке Прав-тва; назначает выборы ГД, распускает ГД в порядке, предусмотренных К, назначает референдум, вносит законопроекты в ГД; подписывает и обнародует ФЗ и т.д. Гл. 5. Федер. собрание: парламент РФ - является представит. и законодат. постоянно действующим органом РФ, состоящим из 2 палат - Совета Федерации и ГД.
Гл. 6 Правит-во РФ: осущ-ет исполнит. власть, состоит из Председателя, его замов и федер. министров. Так же опр-на компетенция, в пределах к-й Прав-во издает распоряжения и постановления, условия прекращения деят-ти Прав-ва.
Гл. 7. Судеб власть: правосудие осущ-ся только судом, судьи независимы (подчиняются только К. и ФЗ), неприкосновенны, финансир-е судов – только из федер. бюджета. Статус, состав и полномочия Констц., Верховного и Высшего арбитр судов РФ. Гл. 8. МСУ: опр-ет, что МСУ в РФ обеспечивает самостоят решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение мун. собственностью, осущ-ся гражданами путем референдума, выборов, др. форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы МСУ. Гл. 9. Конституц. поправки и пересмотр К.: Предложения о поправках и пересмотре положений К могут вносить Президент, Совет Федерации, ГД, Правительство, законодательные (представительные) органы субъектов, а также группа численностью не менее 1/5 членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы. Положения глав 1, 2 и 9 не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. Если предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции будет поддержано 3/5 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с ФКЗ созывается Конституционное Собрание. Поправки к главам 3 - 8 принимаются в порядке, предусмотренном для принятия ФКЗ, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов. Изменения в статью 65 Конституции, определяющую состав РФ, вносятся на основании ФКЗ о принятии в РФ и образовании в ее составе нового субъекта РФ, об изменении конституционно-правового статуса субъекта. В случае изменения наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа новое наименование субъекта РФ подлежит включению в статью 65 Конституции РФ. Раздел 2 “Заключит и переходные положения” опр-т день вступления К. в силу – день офиц. ее опубликования по результатам всенародного голосования, день принятий К. -12.12.93 опр-ет переход полномочий от ранее дейстовавших органов власти к вновь созданным и высшую юр. силу К.
Юр. св-ва К: 1. Конституция – законодат акт высшей юр. силы: никакой др. НПА РФ не должен противоречить содержанию К., в случае противоречия он утрачивает свою юр. силу. 2. К. – законодат. акт прямого действия: для придания юр. силы нормам К. не нужны доп. законы, каждая норма действует непоср. 3. Особый порядок принятия (референдум). 4. Особый порядок внесения изменений. 5. К – база для отраслевого закон-ва: в ней содержатся нормы всех отраслей, а далее осущ-ся их развитие. 6. К имеет особый порядок защиты. Президент – гарант К.
ЗАЩИТА КОНСТИТУЦИИ заключается в устранении конкретных (уже совершенных) нарушений конституционных норм. Этим данное понятие отличается от охраны Конституции, направленной на предупреждение конституционных правонарушений. Эту задачу призваны выполнять все гос. органы и органы МСУ. Охрана и защита Конституции России являются прерогативой Конституционного Суда, являющегося судебным органом конституционного контроля и призванного осуществлять защиту основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечивать и утверждать верховенство и прямое действие Конституции.
БЛОК ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
- 1. Роль государства в развития общества. Правовое, социальное государство
- 2. Структура высших органов государственной власти России и проблемы ее совершенствования.
- Законодательная власть (зв) в системе государственного управления.
- 4. Исполнительная власть в системе государственного управления.
- 5. Судебная власть в системе государственного управления.
- 6. Региональная модель мсу (на примере Архангельской области).
- 7. Государственная гражданская служба: законодательная база, основные права и обязанности госслужащих, категории, группы должностей
- 8. Административная реформа и основные направления совершенствования государственного и муниципального управления в России.
- Профессиональная этика государственных служащих.
- 10. Муниципальная организация местного самоуправления.
- 11. Север в стратегии развития России. Миссия Архангельской области в ее реализации.
- 12. Место и роль Архангельской области в России. Проблемы взаимоотношения с соседними регионами.
- 13. Характеристика внутренней и внешней среды организации, методы их стратегического анализа. Информационные ресурсы внешней и внутренней среды организации.
- 14. Служебные аномалии в государственной службе (бюрократия, коррупция): проблемы и пути решения.
- 15. Местное самоуправление как институт народовластия.
- 16. Территориальное общественное самоуправление в системе мсу: нормативно-правовые основы, функции, перспективы развития.
- 17. Общественно-деятельностная структура муниципальной организации местного самоуправления.
- 18. Организационная культура и ее влияние на деятельность организации.
- 19. План-е как функция упр-я. Этапы план-я. Факторы, ограничивающие возможности план-я.
- 20. Представительный орган муниципального образования в системе местного самоуправления (формирование, статус, компетенция, структура).
- 21. Местная администрация как муниципальная управленческая организация (формирование, статус, функции, структура).
- 22. Современные подходы к содержанию и роли управления
- 23. Особенности национальных моделей управления: японская, американская, западноевропейская.
- 24. Проблемы управления персоналом в условиях восстановления экономики после кризиса
- 25. Процесс подбора и отбора персонала. Формирование резерва управленческих кадров государственной службы
- 26. Управление адаптацией персонала, формы и методы развития персонала
- Оценка результативности труда персонала.
- 28. Информационные системы управления: понятие, свойства, структура, классификация.
- 29. Реализация программы «электронное правительство» (эп), проблемы и перспективы оказания государственных услуг в электронном виде.
- 30. Формирование связей с общественностью в государственном и муниципальном управлении. Организация и полномочия пресс-службы.
- 1. Конституционные основы организации местного самоуправления в рф
- Понятие и виды юридических лиц. Порядок создания и прекращения деятельности юридического лица.
- 4. Понятие, условия действительности гражданско-правовых сделок. Виды недействительных сделок. Правовые последствия признания сделки недействительной.
- 6. Понятие и виды обязательств в гражданском праве. Принципы и место их исполнения. Способы обеспечения исполнения обязательств.
- 7. Понятие, порядок заключения, виды гражданско-правовых договоров. Основания изменения и расторжения гражданско-правового договора.
- 8. Понятие, содержание, субъекты права собственности и иных вещных прав. Способы защиты права собственности и иных вещных прав.
- 9. Представительство и доверенность в гражданском праве (понятие, виды).
- 10. Понятие, предмет и система российского трудового права. Основные принципы и источники трудового права.
- 11. Субъекты трудового права. Понятие и классификация субъектов трудового права. Защита персональных данных работника.
- 12. Социальное партнерство в сфере труда
- 13. Понятие, содержание и виды трудового договора.
- 14. Рабочее время. Режим рабочего времени. Время отдыха. Перерывы в работе. Отпуска.
- 15. Понятие и виды гарантий и компенсаций в трудовом праве. Оплата и нормирование труда.
- 16. Понятие, виды и условия возникновения материальной ответственности сторон трудового договора. Основные способы защиты трудовых прав работника.
- 10. Кр. Севера и приравнен. К ним местностям
- 18. Рассмотрение индивидуальных и коллективных трудовых споров.
- 19. Трудовой распорядок. Дисциплина труда. Охрана труда. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников.
- 20. Понятие, предмет, метод, система и источники административного права рф
- 21. Понятие, особенности административно-правовых норм. Структура и виды административных правоотношений
- 22. Предмет, задачи и принципы законод-ва об админ. Правонарушениях (апн). Апн и админ. Ответственность.
- 23. Понятие, цели, виды административного наказания. Назначение административного наказания
- 24. Понятие, виды, требования и процесс принятия административных актов. Административный договор.
- 25. Понятие, виды и система субъектов административного права. Сущность, функции, способы обеспечения законности в государственном управлении.
- 26. Классификация административных правонарушений (апн), виды наказаний, подведомственность дел и порядок производства по делам об административных правонарушениях на территории ао.
- 27. Возбуждение, рассмотрение, пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях
- 28. Производство по делам об административных правонарушениях. Участники производства, их права и обязанности. Предмет доказывания. Доказательства. Оценка доказательств.
- 29.Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях.
- 30. Конституция рф. Структура, основное содержание. Порядок внесения поправок и изменений. Защита Конституции рф.
- 1. Спрос и предложение, факторы их определяющие. Механизмы рыночного равновесия
- 2. Рациональный выбор потребителя. Основные теории поведения потребителя.
- 3. Рациональное поведение фирмы на рынках готовой продукции в различных конкурентных условиях
- 4. Особенности поведения фирм на факторных рынках
- 5. Макроэкономический анализ. Основные цели и показатели развития национальной экономики.
- 6. Различные подходы к экономической роли государства. Два типа задач и функции государства в экономике
- 7. Рынок труда и безработица. Особенности рынка труда в рф. Государственное регулирование рынка труда
- Инфляция: причины, виды, способы измерения. Антиинфляционная политика государства.
- 9. Сущность, направления и основные инструменты фискальной политики
- 10. Необходимость и инструменты монетарной политики: различные варианты регулирования денежного рынка
- 11. Экономические отношения в системе всемирного хозяйства. Проблемы привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику. Влияние глоального финансового кризиса на экономику России.
- 12. Структурная политика государства, структурные кризисы и сдвиги. Проблемы реструктуризации Российской экономики.
- 13. Инвестиционная политика государства. Инвестиционная привлекательность и инвестиционный климат.
- 14. Сущность и необходимость антимонопольного регулирования. Тарифное регулирование естественных монополий, жкх.
- 15. Распределение доходов, регулирование распределения доходов. Социальная политика.
- 16. Основные принципы и формы кредита. Государственный кредит. Кредитные методы регулирования рыночной экономики.
- 17. Банковская система рф. Место и роль Центрального банка России в денежно- кредитной политике государства
- 18. Функции денег. Понятие денежного обращения. Состояние денежного обращения в Российской Федерации.
- 19. Структура и звенья финансовой системы России. Финансовые институты.
- 20. Сущность и основные функции налогов и сборов. Классификация налогов. Уровни налоговой системы рф.
- 21. Построение бюджетной системы рф. Государственный бюджет. Бюджетный федерализм.
- 22. Формирование региональных и муниципальных бюджетов: проблемы и пути оптимизации. Межбюджетные трансферты.
- 23. Программно-целевой метод управления финансами на региональном и муниципальном уровнях.
- 24. Муниципальное хозяйство.
- 25. Учёт материалов. Методы оценки материальных запасов. Контроль запасов.
- 26.Муниципальная собственность.
- 27. Основные показатели социально-экономического развития региона.
- 29. Рыночная инфраструктура региона.
- 30. Бизнес-план развития региона