25. Понятие, виды и система субъектов административного права. Сущность, функции, способы обеспечения законности в государственном управлении.
Субъект АП - обладатель прав и обяз-тей, к-ми он наделен с целью реализации полномочий, возложенных на него АП. Субъекты АП могут стать субъектами АПО, если есть: админ-правовые нормы, предусм права и обязанности субъекта;- админ правоспособность и дееспособность;основание возникновения, изменения и прекращения правоотношения. Админ правоспособность - установленная и охраняемая гос-м возможность субъекта вступать в адм-правовые отношения. Адм дееспособность - способность субъекта своими действиями приобретать права и создавать юр обязанности, реализовывать их в рамках конкр админ-правовых отношений. Субъекты АП: РФ, субъекты, гос и негос орг-ции. Админ дееспособностью обладают органы испол власти.
Субъект адм-правовых отношений (АПО) - лицо или орг-ция, к-е в соответствии с действ законод-м явл-ся участниками управл отношений, регулируемых нормами АП, наделены опр правами и обяз-ми в сфере гос упр-я и способны их осущ-ть. Субъекты АП/АПО м.б.: Индивидуал: граждане РФ;- иностр граждане; лица без гражданства. Коллективн:а) гос орг-ации (органы ИВ, их структур подразделения, наделенные собств компетенцией, гос. предприятия их подразделения, филиалы и представительства; гос учреждения). б) негос орг-ции: органы МСУ, обществ объединения (партии, союзы, движения и т. п.), труд коллективы; различные коммер организации; Граждане как субъекты АП Адм-прав статус граждан РФ -часть общего прав статуса, уст-го Конституцией, З РФ "О гражданстве РФ" и др. Админ статус гражданина - комплекс прав и обяз-й граждан, закрепл нормами АП + гарантии их реализации. Админ правосубъектность:- админ правосп-ть - способность иметь опр права, предусм нормами АП, и выполнять обяз-ти в сфере гос упр-я. админ деесп-сть - способность гражданина своими действиями приобретать, осущ-ть права и обяз-ти, предусмотр нормами АП, и нести отв-сть в соответствии с админ-правов нормами (виды полная - с 18 лет; огранич - с 16; частичная - с 7 ). На нее влияет наличие у граждан опр заболеваний – м.б признаны частично/полностью недееспособными. В зависимости от механизма реализации права: абсолют - права, к-ми лица пользуются по своему усмотрению, а субъекты власти обязаны защищать их (на админ жалобу, трудоустройство); относит - права, для реализации к-х нужен акт госоргана (лицензия на осущ-е опр деят-ти). В зависимости от оснований возникновения: общие -распр-ся на все отрасли и сферы упр-я (право на участие в гос упр-и); спец - права в той или иной сфере или отрасли упр-я. По содержанию: на участие в г упр-и; на гос участие, содействие, помощь компетент орг-ций; на защиту (формы: админ жалоба, жалоба, защита, на помощь негос орг-ций). Обяз-ти по возможности реализации: абсолют - возлагаются на кажд и не зависят от обст-ств (соблюдение законов);относит - возникают из правомерн действий, направлены на приобретение/испол-е прав. Адм-правовые гарантии прав, свобод и интересов 1. Экон — это материал условия для фактич реализации прав и свобод граждан. - стаб и эфф работа промышл-ти, устойч фин и денеж система .2. Полит -признание источником власти народа: приоритет личности и гражд в общ-ве и гос-ве; признание прав и свобод чел высшей ценностью; многопартийность; идеолог разнообразие; и т.д. 3. Организац - система правоохранит, контролир, инспектирующих, надзирающих и др гос и общ орг-й: судеб, прокуратура, ОВД, Счет палата и т.п. 4. Юр - система прав норм, закреплх условия и порядок реализации прав, свобод граждан, меры их охраны и защиты в случае их нарушения. Орг-правов гарантий -2 вида: судебные и внесуд. К-ей установлено, что права и свободы чел и гражд обеспечиваются правосудием. Кажд гарантируется судебная защита его прав и свобод. Констит Суд РФ. К внесудебным – деят-ть др гос органов, органов МСУ, на обеспечение прав, свобод и обязанностей и их защиту и восстановление – ответ-сть должн лиц. Уполномоч по правам чел(ФКЗ) способствует: восст-ю наруш прав; совершен-е законод-ва РФ; выявлению/устранение наруш прав; прав просвещению. В систему гарантий прав - Комиссия по правам чел при Президенте РФ. Обращения граждан.1. Предложение не связ с нарушением прав или интересов граждан, на улучшение, совершенствование работы. 2. Заявление - по поводу реализации права или интереса, не связ с его нарушением. 3. Жалоба – устные/письм, индивид или коллектив обращения граждан в связи с нарушением прав или интересов гражданина, общественных интересов. 2 подвида. 1. Общая право подачи - все граждане. 2. Спец, право подачи -лица как участникам гражд и уголов процесса, админ и дисциплин произв-ва, труд споров и т.д. Орган ИВ - структур подразделение гос-властн механизма, создаваемое спец для повседн функц-ния в системе разделения властей с целью исполнения законов в процессе упр-я экон, соц-культурной и админ-полит сферами жизни общ-ва. Черты: 1. сост часть гос аппарата по практ реализации задач и функций ИВ. 2. носители опр объема гос-властных полномочий (издание правовых актов в пределах компетенции и обеспечение их исполнения). 3. обладают оператив самостоят-ю, границы -компетенция. 4 опр законод-вом террит масштаб деят-ти. 5. Образование, реорг-ция и ликвидация осущ-ся в порядке, устан законод-м РФ и ее субъектов, Президентом РФ, главами субъектов, представ органами. Орган испол власти является учреждением, обособленным:-организационно; -функционально- исполнение законов и др НПА – деят-ть по рук--ву в сфеpax общ жизни в соответствии с компетенцией; юр -имеет самостоят админ-правовой статус. Компетенция органа ИВ: задачи органа, функции, обяз-сти и права, отв-ость, формы и методы деят-ти, структуру органа. Функции: прогноз-е, план-е, кадровое дело, финанс-е, материал-техническое обеспечение, контроль и др. Методы: принятие норматив, общих и индивид прав актов; разработка мер по их обеспечению: инструктирование, инспектирование. Админ право/дееспособность возникает с их образованием и опр-ем компетенции, прекращается - с упразднением. 2. Виды органов ИВ 1. по террит масштабам деят-ти: а) федер; б) органы субъектов РФ. 2. из порядка образования: а) форм-е к ведению РФ. б) к ведению субъектов РФ. 3. По правовым основаниям создания: а) органы, образование к-х предусмотрено Конституцией РФ, кон-ми, уставами субъектов РФ, законами; б) органы, образование к-х предусмотрено подзак актами. 4. по хар-ру компетенции: а) общей - Прав-во РФ, субъектов; б) отраслевой. в) межотраслевой - координируют деят-ть иных исполн органов. г) спец -разрешит, контрол, надзорные и регулят функции. 5. По порядку разрешения вопросов: а) коллегиальные - решения принимаются большинством голосов их членов; б) единоначальные - решающая власть - рук-лю. министерства. 6. По способу форм-я: а) в устан порядке; б) путем избрания. 3. Осн принципы орг-ции и деят-ти органов ИВ.1. федерализма: а) федер; б) субъектов РФ В юр аспекте: компетенция органов и взаимоотношения между ними опр-ся прежде всего на основе закрепл предметы ведения и полномочий. 2. сочетания центр-ции и дец-ции 3. законности.
Обеспечение законности и дисциплины в ГУ – деят-ть гос структур, направл: на недопущение органами ИВ нарушений требований и предписаний законов и подзак актов; операт выявление нарушений, их пресечение и устранение; уст-ние причин, условий нарушений; привлечение к отв-ти виновных. Сущ-ть контроля: наблюдение за функц-м подконтр объекта; инфо о состоянии законности и дисциплины; меры по предотвращению и устранению нарушений; выявление причин и условий, способствующих правонарушению; меры по привлечению к ответственности виновных лиц.В зависимости от содержания гос К: общий (всю деят-ть подконтрольных объектов);- спец (по конкр вопросу, направлению деят-ти подконтр). К м б внешним (органом, не входящим в систему проверяемого) и внутр (собств силами). В зависимости от субъекта К, объема и хар-ра полномочий гос органов: осущ-й органами представ/исполн власти. Надзор - постоян, системат наблюдение спец гос органами за деят-ю не подчиненных им органов с целью выявления нарушений законности. Виды: Админ - вид правоохранит деят-ти ряда органов гос упр-я. 2 формы: надзор рук-й органов, созд комиссий, не осн вид работы, эпизод, на основе поступ заявлений, жалоб; - надзор, осущ-тся спец ведомствами,службами, ф-ция - главн. (Гос антимон комитет).
- 1. Роль государства в развития общества. Правовое, социальное государство
- 2. Структура высших органов государственной власти России и проблемы ее совершенствования.
- Законодательная власть (зв) в системе государственного управления.
- 4. Исполнительная власть в системе государственного управления.
- 5. Судебная власть в системе государственного управления.
- 6. Региональная модель мсу (на примере Архангельской области).
- 7. Государственная гражданская служба: законодательная база, основные права и обязанности госслужащих, категории, группы должностей
- 8. Административная реформа и основные направления совершенствования государственного и муниципального управления в России.
- Профессиональная этика государственных служащих.
- 10. Муниципальная организация местного самоуправления.
- 11. Север в стратегии развития России. Миссия Архангельской области в ее реализации.
- 12. Место и роль Архангельской области в России. Проблемы взаимоотношения с соседними регионами.
- 13. Характеристика внутренней и внешней среды организации, методы их стратегического анализа. Информационные ресурсы внешней и внутренней среды организации.
- 14. Служебные аномалии в государственной службе (бюрократия, коррупция): проблемы и пути решения.
- 15. Местное самоуправление как институт народовластия.
- 16. Территориальное общественное самоуправление в системе мсу: нормативно-правовые основы, функции, перспективы развития.
- 17. Общественно-деятельностная структура муниципальной организации местного самоуправления.
- 18. Организационная культура и ее влияние на деятельность организации.
- 19. План-е как функция упр-я. Этапы план-я. Факторы, ограничивающие возможности план-я.
- 20. Представительный орган муниципального образования в системе местного самоуправления (формирование, статус, компетенция, структура).
- 21. Местная администрация как муниципальная управленческая организация (формирование, статус, функции, структура).
- 22. Современные подходы к содержанию и роли управления
- 23. Особенности национальных моделей управления: японская, американская, западноевропейская.
- 24. Проблемы управления персоналом в условиях восстановления экономики после кризиса
- 25. Процесс подбора и отбора персонала. Формирование резерва управленческих кадров государственной службы
- 26. Управление адаптацией персонала, формы и методы развития персонала
- Оценка результативности труда персонала.
- 28. Информационные системы управления: понятие, свойства, структура, классификация.
- 29. Реализация программы «электронное правительство» (эп), проблемы и перспективы оказания государственных услуг в электронном виде.
- 30. Формирование связей с общественностью в государственном и муниципальном управлении. Организация и полномочия пресс-службы.
- 1. Конституционные основы организации местного самоуправления в рф
- Понятие и виды юридических лиц. Порядок создания и прекращения деятельности юридического лица.
- 4. Понятие, условия действительности гражданско-правовых сделок. Виды недействительных сделок. Правовые последствия признания сделки недействительной.
- 6. Понятие и виды обязательств в гражданском праве. Принципы и место их исполнения. Способы обеспечения исполнения обязательств.
- 7. Понятие, порядок заключения, виды гражданско-правовых договоров. Основания изменения и расторжения гражданско-правового договора.
- 8. Понятие, содержание, субъекты права собственности и иных вещных прав. Способы защиты права собственности и иных вещных прав.
- 9. Представительство и доверенность в гражданском праве (понятие, виды).
- 10. Понятие, предмет и система российского трудового права. Основные принципы и источники трудового права.
- 11. Субъекты трудового права. Понятие и классификация субъектов трудового права. Защита персональных данных работника.
- 12. Социальное партнерство в сфере труда
- 13. Понятие, содержание и виды трудового договора.
- 14. Рабочее время. Режим рабочего времени. Время отдыха. Перерывы в работе. Отпуска.
- 15. Понятие и виды гарантий и компенсаций в трудовом праве. Оплата и нормирование труда.
- 16. Понятие, виды и условия возникновения материальной ответственности сторон трудового договора. Основные способы защиты трудовых прав работника.
- 10. Кр. Севера и приравнен. К ним местностям
- 18. Рассмотрение индивидуальных и коллективных трудовых споров.
- 19. Трудовой распорядок. Дисциплина труда. Охрана труда. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников.
- 20. Понятие, предмет, метод, система и источники административного права рф
- 21. Понятие, особенности административно-правовых норм. Структура и виды административных правоотношений
- 22. Предмет, задачи и принципы законод-ва об админ. Правонарушениях (апн). Апн и админ. Ответственность.
- 23. Понятие, цели, виды административного наказания. Назначение административного наказания
- 24. Понятие, виды, требования и процесс принятия административных актов. Административный договор.
- 25. Понятие, виды и система субъектов административного права. Сущность, функции, способы обеспечения законности в государственном управлении.
- 26. Классификация административных правонарушений (апн), виды наказаний, подведомственность дел и порядок производства по делам об административных правонарушениях на территории ао.
- 27. Возбуждение, рассмотрение, пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях
- 28. Производство по делам об административных правонарушениях. Участники производства, их права и обязанности. Предмет доказывания. Доказательства. Оценка доказательств.
- 29.Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях.
- 30. Конституция рф. Структура, основное содержание. Порядок внесения поправок и изменений. Защита Конституции рф.
- 1. Спрос и предложение, факторы их определяющие. Механизмы рыночного равновесия
- 2. Рациональный выбор потребителя. Основные теории поведения потребителя.
- 3. Рациональное поведение фирмы на рынках готовой продукции в различных конкурентных условиях
- 4. Особенности поведения фирм на факторных рынках
- 5. Макроэкономический анализ. Основные цели и показатели развития национальной экономики.
- 6. Различные подходы к экономической роли государства. Два типа задач и функции государства в экономике
- 7. Рынок труда и безработица. Особенности рынка труда в рф. Государственное регулирование рынка труда
- Инфляция: причины, виды, способы измерения. Антиинфляционная политика государства.
- 9. Сущность, направления и основные инструменты фискальной политики
- 10. Необходимость и инструменты монетарной политики: различные варианты регулирования денежного рынка
- 11. Экономические отношения в системе всемирного хозяйства. Проблемы привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику. Влияние глоального финансового кризиса на экономику России.
- 12. Структурная политика государства, структурные кризисы и сдвиги. Проблемы реструктуризации Российской экономики.
- 13. Инвестиционная политика государства. Инвестиционная привлекательность и инвестиционный климат.
- 14. Сущность и необходимость антимонопольного регулирования. Тарифное регулирование естественных монополий, жкх.
- 15. Распределение доходов, регулирование распределения доходов. Социальная политика.
- 16. Основные принципы и формы кредита. Государственный кредит. Кредитные методы регулирования рыночной экономики.
- 17. Банковская система рф. Место и роль Центрального банка России в денежно- кредитной политике государства
- 18. Функции денег. Понятие денежного обращения. Состояние денежного обращения в Российской Федерации.
- 19. Структура и звенья финансовой системы России. Финансовые институты.
- 20. Сущность и основные функции налогов и сборов. Классификация налогов. Уровни налоговой системы рф.
- 21. Построение бюджетной системы рф. Государственный бюджет. Бюджетный федерализм.
- 22. Формирование региональных и муниципальных бюджетов: проблемы и пути оптимизации. Межбюджетные трансферты.
- 23. Программно-целевой метод управления финансами на региональном и муниципальном уровнях.
- 24. Муниципальное хозяйство.
- 25. Учёт материалов. Методы оценки материальных запасов. Контроль запасов.
- 26.Муниципальная собственность.
- 27. Основные показатели социально-экономического развития региона.
- 29. Рыночная инфраструктура региона.
- 30. Бизнес-план развития региона