26. Управление адаптацией персонала, формы и методы развития персонала
А - процесс взаимного приспособления работника и орг-ции, основыв-ся на постепенной врабатываемости сотрудника в новую профессию. Процедуры А персонала призваны облегчить вхождение нов сотрудников в жизнь орг-ции. 2 напр-я А: первичная -. приспособл-е молодых сотрудников, не имеющих опыта проф деят-ти. вторичная - приспособл-е сотрудников, имеющих опыт проф деят-ти, как правило, меняющих объект деят-ти ил свою проф роль. 4 этапа: 1. Оценка уровня подготовленности новичка необходима для разработки программы А. Если сотрудник имеет не только спец подготовку, но и опыт работы в аналог подразделениях др. компаний, период его А будет min. Поскольку орг. структура зависит от ряда параметров, таких, как технология деят-ти, внеш инфраструктура и персонал, новичок неизбежно попадает в к-то степени в незнакомую ему ситуацию. А должна предполагать как знакомство с производ. особ-ми орг-ции, так и включение в коммуник сети, знакомство с персоналом, корпоратив особ-ми коммуникации, правилами поведения. т. д. 2. Ориентация — практ. знакомство нов работника со своими обяз-ми и требованиями, к-е к нему предъявляются со стороны орг-ции. К этой работе привлекаются как непоср рук-ли новичков, так и сотрудники служб по УП. 3. Действенная адаптация - приспособлении новичка к своему статусу и обуслов-ся его включением в межличн отношения с коллегами. Необходимо дать новичку возможность активно действовать в разл сферах, проверяя на себе и апробируя полученные знания об орг-ции. Важно оказывать максим поддержку нов сотруднику, регулярно вместе с ним проводить оценку эфф-ти деят-ти и особенностей взаимодействия с коллегами. Этап 4. Функционирование -завершается процесс А - постепен преодолением производс и межличностных проблем и переходом к стабильной работе. Как правило, при спонтанном развитии процесса А этот этап наступает после 1 — 1,5 лет работы. Если же процесс А регулировать, то этап 4 может наступить уже через несколько месяцев. Такое сокращение адаптац периода способно принести весомую финан выгоду, особенно если в орг-ции привлекается большое количество персонала. Смена этапов вызывает трудности, называемые “адаптац кризисы”, поскольку воздействие соц среды обычно резко возрастает. В результате у работника возникает состояние тревоги, сопротивляемости, стресса, поиска выхода, возникновение потребности в более активном освоении доселе неизвестного. На каждом из перечислен этапов необходима продуманная система управления адаптацией. Цели адаптации: уменьшение стартовых издержек, так как пока новый работник плохо знает свое рабочее место, он работает менее эффективно и требует доп затрат; снижение озабоченности и неопределенности у новых работников; сокращение текучести рабочей силы; экономия времени руководителя.
Виды А: -Психофизиолог - это приспособл-е к новым физ и психолог нагрузкам, физиологич условиям труда. Особых сложностей не представляет, протекает достаточно быстро и в большой мере зависит от здоровья Ч, его ест реакции, хар-ки самих этих условий.-Социальнопсихолог - приспособл к относительно нов социуму, нормам поведения и взаимоотнош в новом коллективе. М б связана с немалыми трудностями - обманутые ожидания быстрого успеха, обусловленные недооценкой трудностей, важности живого Ч общения, практич опыта и переоценкой значения своих теорет знаний и инструкций. -Проф. – постепенная доработка труд. способностей (проф. навыков, доп. знаний): начин-ся с того, что после выяснения опыта, знаний и хар-ра новичка для него опр-ют наиболее приемлем. форму подготовки (курсы/наставник)- Организационный – это усвоение роли и орг-ого статуса рабочего места и подразделения в общей орг структуре, а также понимание особенностей орг и эк У О-ей. При орг А у сотрудника должно сформироваться понимание собств роли в общем производств процессе.
Помимо А Ч к работе происходит обратное - это А работы к человеку. Она предполагает: - орг-ю рабочих мест в соответств с требов эргономики;- гибкое регулирование ритма и продолжительности рабочего времени; - построение структуры О; - распред трудовых функций и конкретных заданий, исходя из личных особенностей и способностей работника; - индивидуализацию системы стимулирования.
Для достижения целей адаптации в организациях целесообразно иметь в действующих подразделениях по управлению персоналом специалистов или самостоятельное подразделение по управлению профориентацией и адаптацией кадров. Успешность А зависит от целого ряда факторов:
1.качеств уровень работы по проф ориентации потенц сотрудников; 2.объективность деловой оценки персонала, как при отборе, так и в процессе трудовой А; 3.отработанность орг механизма У процессом А; 4.престижность и привлекательность профессии; 5.особенность орг-ции труда, реализация мотивационной установки сотрудников; 6.наличие отработанной системы внедрения новшеств; 7. гибкая система обучения персонала; 8.особенности соц-психологич климата сложившегося в коллективе; 9.личностные свойства адаптируемого сотрудника, связанные с его психологич чертами, возрастом, семейным положением.
Развитие персонала - проведение мероприятий, способствующих полному раскрытию личного потенциала работников и росту их способности вносить вклад в деятельность организации. М.б. индивидуальными или групповыми, проводиться на рабочем месте или специализированно, ориентированными на развитие общих или специфических навыков и умений. Профессиональное развитие - это процесс подготовки сотрудников к выполнению новых производственных функций, занятию должностей, решению новых задач, направленный на преодоление расхождения между требованиями к работнику и качествами реального человека. В российском трудовом законодательстве предусмотрены следующие виды профессионального обучения работников: подготовка новых работников; переподготовка (переобучение); обучение вторым (смежным) профессиям; повышение квалификации. Существует две основные формы обучения: на рабочем месте и с отрывом от производства - в учебных заведениях (различного рода центры, школы рабочего мастерства, курсы и проч.). Для начинающих рабочих возможна такая комбинированная форма, как ученичество, сочетающее в себе подготовку на рабочем месте и вне его. Подготовка новых работников - это первоначальное профессиональное и экономическое обучение лиц, принятых на предприятие и ранее не имевших профессии. Переподготовка (переобучение) организуется с целью освоения новых профессий высвобождаемыми работниками, которые не могут быть использованы но имеющимся у них профессиям, а также лицами, выражающими желание сменить профессию с учетом потребности производства. Обучение работников вторым (смежным) профессиям с начальным либо более высоким уровнем квалификации осуществляется с целью расширения профессионального мастерства, подготовки к работе в условиях применения коллективных форм организации труда при необходимости совмещения профессий. Повышение квалификации — это обучение после получения работниками основного образования, направленное на последовательное поддержание и совершенствование их профессиональных и экономических знаний (углубление, повышение, приведение в соответствие с требованиями более высокой должности), навыков. Для этого организуются производственно-экономические курсы, школы хозяйствования, курсы целевого назначения, школы передовых приемов и методов труда и проч.
- 1. Роль государства в развития общества. Правовое, социальное государство
- 2. Структура высших органов государственной власти России и проблемы ее совершенствования.
- Законодательная власть (зв) в системе государственного управления.
- 4. Исполнительная власть в системе государственного управления.
- 5. Судебная власть в системе государственного управления.
- 6. Региональная модель мсу (на примере Архангельской области).
- 7. Государственная гражданская служба: законодательная база, основные права и обязанности госслужащих, категории, группы должностей
- 8. Административная реформа и основные направления совершенствования государственного и муниципального управления в России.
- Профессиональная этика государственных служащих.
- 10. Муниципальная организация местного самоуправления.
- 11. Север в стратегии развития России. Миссия Архангельской области в ее реализации.
- 12. Место и роль Архангельской области в России. Проблемы взаимоотношения с соседними регионами.
- 13. Характеристика внутренней и внешней среды организации, методы их стратегического анализа. Информационные ресурсы внешней и внутренней среды организации.
- 14. Служебные аномалии в государственной службе (бюрократия, коррупция): проблемы и пути решения.
- 15. Местное самоуправление как институт народовластия.
- 16. Территориальное общественное самоуправление в системе мсу: нормативно-правовые основы, функции, перспективы развития.
- 17. Общественно-деятельностная структура муниципальной организации местного самоуправления.
- 18. Организационная культура и ее влияние на деятельность организации.
- 19. План-е как функция упр-я. Этапы план-я. Факторы, ограничивающие возможности план-я.
- 20. Представительный орган муниципального образования в системе местного самоуправления (формирование, статус, компетенция, структура).
- 21. Местная администрация как муниципальная управленческая организация (формирование, статус, функции, структура).
- 22. Современные подходы к содержанию и роли управления
- 23. Особенности национальных моделей управления: японская, американская, западноевропейская.
- 24. Проблемы управления персоналом в условиях восстановления экономики после кризиса
- 25. Процесс подбора и отбора персонала. Формирование резерва управленческих кадров государственной службы
- 26. Управление адаптацией персонала, формы и методы развития персонала
- Оценка результативности труда персонала.
- 28. Информационные системы управления: понятие, свойства, структура, классификация.
- 29. Реализация программы «электронное правительство» (эп), проблемы и перспективы оказания государственных услуг в электронном виде.
- 30. Формирование связей с общественностью в государственном и муниципальном управлении. Организация и полномочия пресс-службы.
- 1. Конституционные основы организации местного самоуправления в рф
- Понятие и виды юридических лиц. Порядок создания и прекращения деятельности юридического лица.
- 4. Понятие, условия действительности гражданско-правовых сделок. Виды недействительных сделок. Правовые последствия признания сделки недействительной.
- 6. Понятие и виды обязательств в гражданском праве. Принципы и место их исполнения. Способы обеспечения исполнения обязательств.
- 7. Понятие, порядок заключения, виды гражданско-правовых договоров. Основания изменения и расторжения гражданско-правового договора.
- 8. Понятие, содержание, субъекты права собственности и иных вещных прав. Способы защиты права собственности и иных вещных прав.
- 9. Представительство и доверенность в гражданском праве (понятие, виды).
- 10. Понятие, предмет и система российского трудового права. Основные принципы и источники трудового права.
- 11. Субъекты трудового права. Понятие и классификация субъектов трудового права. Защита персональных данных работника.
- 12. Социальное партнерство в сфере труда
- 13. Понятие, содержание и виды трудового договора.
- 14. Рабочее время. Режим рабочего времени. Время отдыха. Перерывы в работе. Отпуска.
- 15. Понятие и виды гарантий и компенсаций в трудовом праве. Оплата и нормирование труда.
- 16. Понятие, виды и условия возникновения материальной ответственности сторон трудового договора. Основные способы защиты трудовых прав работника.
- 10. Кр. Севера и приравнен. К ним местностям
- 18. Рассмотрение индивидуальных и коллективных трудовых споров.
- 19. Трудовой распорядок. Дисциплина труда. Охрана труда. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников.
- 20. Понятие, предмет, метод, система и источники административного права рф
- 21. Понятие, особенности административно-правовых норм. Структура и виды административных правоотношений
- 22. Предмет, задачи и принципы законод-ва об админ. Правонарушениях (апн). Апн и админ. Ответственность.
- 23. Понятие, цели, виды административного наказания. Назначение административного наказания
- 24. Понятие, виды, требования и процесс принятия административных актов. Административный договор.
- 25. Понятие, виды и система субъектов административного права. Сущность, функции, способы обеспечения законности в государственном управлении.
- 26. Классификация административных правонарушений (апн), виды наказаний, подведомственность дел и порядок производства по делам об административных правонарушениях на территории ао.
- 27. Возбуждение, рассмотрение, пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях
- 28. Производство по делам об административных правонарушениях. Участники производства, их права и обязанности. Предмет доказывания. Доказательства. Оценка доказательств.
- 29.Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях.
- 30. Конституция рф. Структура, основное содержание. Порядок внесения поправок и изменений. Защита Конституции рф.
- 1. Спрос и предложение, факторы их определяющие. Механизмы рыночного равновесия
- 2. Рациональный выбор потребителя. Основные теории поведения потребителя.
- 3. Рациональное поведение фирмы на рынках готовой продукции в различных конкурентных условиях
- 4. Особенности поведения фирм на факторных рынках
- 5. Макроэкономический анализ. Основные цели и показатели развития национальной экономики.
- 6. Различные подходы к экономической роли государства. Два типа задач и функции государства в экономике
- 7. Рынок труда и безработица. Особенности рынка труда в рф. Государственное регулирование рынка труда
- Инфляция: причины, виды, способы измерения. Антиинфляционная политика государства.
- 9. Сущность, направления и основные инструменты фискальной политики
- 10. Необходимость и инструменты монетарной политики: различные варианты регулирования денежного рынка
- 11. Экономические отношения в системе всемирного хозяйства. Проблемы привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику. Влияние глоального финансового кризиса на экономику России.
- 12. Структурная политика государства, структурные кризисы и сдвиги. Проблемы реструктуризации Российской экономики.
- 13. Инвестиционная политика государства. Инвестиционная привлекательность и инвестиционный климат.
- 14. Сущность и необходимость антимонопольного регулирования. Тарифное регулирование естественных монополий, жкх.
- 15. Распределение доходов, регулирование распределения доходов. Социальная политика.
- 16. Основные принципы и формы кредита. Государственный кредит. Кредитные методы регулирования рыночной экономики.
- 17. Банковская система рф. Место и роль Центрального банка России в денежно- кредитной политике государства
- 18. Функции денег. Понятие денежного обращения. Состояние денежного обращения в Российской Федерации.
- 19. Структура и звенья финансовой системы России. Финансовые институты.
- 20. Сущность и основные функции налогов и сборов. Классификация налогов. Уровни налоговой системы рф.
- 21. Построение бюджетной системы рф. Государственный бюджет. Бюджетный федерализм.
- 22. Формирование региональных и муниципальных бюджетов: проблемы и пути оптимизации. Межбюджетные трансферты.
- 23. Программно-целевой метод управления финансами на региональном и муниципальном уровнях.
- 24. Муниципальное хозяйство.
- 25. Учёт материалов. Методы оценки материальных запасов. Контроль запасов.
- 26.Муниципальная собственность.
- 27. Основные показатели социально-экономического развития региона.
- 29. Рыночная инфраструктура региона.
- 30. Бизнес-план развития региона