logo
Ответы к ГОСам

25. Учёт материалов. Методы оценки материальных запасов. Контроль запасов.

В бух учете в качестве материально-производственных запасов (МПЗ) принимаются активы: используемые при производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг), предназначенной для продажи (сырье и основные материалы, покупные полуфабрикаты и др.); предназначенные для продажи (готовая продукция и товары); используемые для управленческих нужд организации (вспомогательные материалы, топливо, запасные части и др.). Основная часть МПЗ используется как предмет труда в производственном процессе. Классификация: - Сырье и основные материалы - предметы труда, из которых изготовляют продукт и которые образуют материально-вещественную основу продукта. -Вспомогательные материалы используют для воздействия на сырье и основные материалы, придания продукту определенных потребительских свойств. - Покупные полуфабрикаты - сырье и материалы, прошедшие определенные стадии обработки, не являющиеся еще готовой продукцией. - Возвратные отходы производства - остатки сырья и материалов, образовавшиеся в процессе их переработки в готовую продукцию или частично утратившие свои потребительские свойства исходного сырья и материалов. Из группы вспомогательных материалов отдельно выделяют топливо, тару и тарные материалы, запасные части. Топливо подразделяют на технологическое (для технологических целей), двигательное (горючее) и хозяйственное (на отопление). Тара и тарные материалы - предметы, используемые для упаковки, транспортировки, а также хранения материалов и готовой продукции. Запасные части идут на ремонт и замену износившихся деталей машин и оборудования.

Классификация используется для построения систематического и аналитического учета, для составления статистического отчета об остатках, поступлении и расходе сырья и материалов в производственной деятельности.

Основные задачи учета: контроль за сохранностью ценностей в местах их хранения и на всех стадиях обработки; соответствие складских запасов нормативам; правильное и своевременное документирование всех операций по движению товарно-материальных ценностей; выполнение планов снабжения материалами; соблюдение норм производственного потребления; выявление фактических затрат, связанных с заготовлением и приобретением ценностей; правильное распределение стоимости израсходованных в производстве материальных ценностей по объектам калькуляции; систематический контроль за выявлением излишних и неиспользуемых материалов, их реализация; своевременное осуществление расчетов с поставщиками материальных ценностей; контроль за материалами, находящимися в пути.

Оценка. ТМЦ принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости - сумма фактических затрат организации на приобретение за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов.

Оценку материальных ценностей, списываемых на производство, разрешается производить: по средней себестоимости; по себестоимости каждой единицы; по себестоимости первых по времени закупок (метод ФИФО); по себестоимости последних по времени закупок (метод ЛИФО).

1. По средней себестоимости - традиционный для отечественной практики учета. В течение отчетного месяца материальные ценности списываются на производство, как правило, по учетным целям, а в конце месяца списывается соответствующая доля отклонений фактической себестоимости материальных ценностей от их стоимости по учетным ценам.

2. Способ оценки по себестоимости каждой единицы следует применять для наиболее ценных материалов. Это могут быть драгоценные камни и драгоценные металлы. Помимо этого используют этот метод и для оценки запасов, которые не могут заменять друг друга.

3. При методе ФИФО применяют правило: первая партия на приход — первая партия в расход. Это означает, что независимо от того, какая партия отпущена в производство, сначала списывают материальные ценности по цене (себестоимости) первой закупочной партии, затем по цене второй партии и так далее в порядке очередности, пока не будет получен общий расход материальных ценностей за месяц.

4. При методе ЛИФО применяют другое правило — последняя партия на приход — первая в расход: в этом случае вначале списывают материальные ценности по себестоимости последней партии, а затем по себестоимости предыдущей и так далее.

Документальное оформление операций по движению МПЗ

Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. При поступлении материальных ценностей от поставщиков, заведующий складом проверяет соответствие фактического их количества данным сопроводительных документов поставщика. Если расхождений нет, то выписывается приходный ордер на все количество поступивших материальных ценностей. При перемещении материальных ценностей из одного структурного подразделения (склада, цеха, участка) на другой склад данного предприятия составляется накладная на внутреннее перемещение материалов. Все первичные документы по движению материальных ценностей со складов и структурных подразделений предприятия поступают в бухгалтерию.

Синтетический учет МПЗ. Планом счетов бухгалтерского учета для учета наличия и движения всех видов материальных ценностей предназначен счет 10 "Материалы", в развитие которого на каждом предприятии должны открываться субсчета, а также счета аналитического учета, необходимые для детализации наличия и движения различных видов и групп товарно-материальных ценностей.

Инвентаризация

Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.

Порядок и сроки проведения инвентаризации определяются руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.

Основными целями инвентаризации являются выявление фактического наличия имущества; сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета; проверка полноты отражения в учете обязательств.