logo
Ответы к ГОСам

20. Понятие, предмет, метод, система и источники административного права рф

АП – отрасль права, нормы к-й регулируют обществен. отношения, возникающие в процессе орг-ции и реал-ции исполнит. власти.

Нормы АП: устанавливают формы и методы гос. упр-я, регламентируют порядок образования органов исполнит. власти, их компетенцию, полномочия должност. лиц и взаимоотношения с др. органами гос. власти, объединениями, орг-ми и гражданами, опр-ют правовое положение граждан. Метод правового регул-я: способы воздействия на волю и поведение участников правовых отношений. Метод правового регулирования отражает характер связи субъектов.

1. Метод прямого распорядительства (метод власти-подчинения): строится на подчинении одного участника др. при к-м власть имеет вектор сверху вниз, от управляющего субъекта к управляемому, н-р гражданину. 2. Метод рекомендаций: рекомендация субъекта упр-я приобретает правовую силу при условии принятия ее др. участником упр-я. 3. Метод согласования: применяется только в том случае, если участники дан. отношений нах-ся в не подчинении м/у собой (2 мин-ва). 4. Метод равенства: как правило, адм. договор. 5. Гражданско-правовой метод, отражающий связи равнопоставленных субъектов права на основе их свободной договоренности

Предмет АП – совокупность обществен. отношений, склад-ся в процессе орг-ции и деят-ти исполнит. власти.

Система АП - правовая система – органически целое правовое явление, вкл. в себя след. элементы: 1. Отрасли права (осн. элемент системы) – это относительно самостоят. подразделение системы права, к-е состоит из правовых норм, регул-х качественно-специфич. вид обществен.отношений, возникающих в процессе осущ-я исполнит. власти. 2. Правовые институты – обособлен. комплексы правовых норм (н-р, институты админ. ответ-ти и админ.процесса). АП взаимод-ет с др. отраслями права: 1. С конституц. правом: КП закрепляет осн. принципы орг-ции и функц-я испол. власти, место ее субъектов в гос. механизме, правов основы их формир-я, права и свободы граждан, АП берет начало в нормах КП, детализирует и конкретизирует их, опр-ет правов. реал-цию прав и свобод граждан, компетенцию разл звеньев ИВ, формы и методы гос. упр-я. 2. С гражд. правом: Нормами АП регул-ся правила движения имущества (передача, изъятие) в сфере гос. упр-я, нормы ГП регулируют отношения по владению, пользованию, распоряжению имущ-м. 3. С уголов. правом: Нормы АП опр-ют, какие деяния явл-ся АПН и меры ответств-ти, применяемые к лицам, совершившим АПН, в опр. случаях деяния, относ-ся к проступкам, могут переростать в преступления и наоборот – подвижность границ м/у АП и УП. 4. С финанс. правом: ФП регулирует отношения связанные с формир-ем бюджета и налог. системы, отвест-ть за нарушения устан-ся КоАП. 5. С уголовно/гражданско-процессуальным – рассм-ние дел в суде основ-ся на общих процессуальных началах.

Источники АП – юрид. акты разн. гос. органов, в к-х содержатся адм. правов нормы. В зависим-ти от юр. силы источники делятся на 1гр. Акты федер. органов, к-е делятся на: 1. Законы: Конституция, ФКЗ – осн. законы, к-е содержат нормы, устанавлив-е систему органов гос. упр-я, ФЗ – издаются в порядке текущего закон-ва, законы РФ, акты Федер. Собрания (декларации, положения, постановления). 2. Подзаконные акты: указы и распоряжения президента, постановления и распоряжения Правит-ва, норматив. акты минист-в и др. цент. органов, приказы, инструкции иных федер. органов исполнит. власти. НПА дан. док-ты стан-ся после регистрации в Минюсте. 2 гр. Акты субъектов РФ: 1. Законы: устав, конституция, законы субъектов. 2. Подзаконные акты: указы, распоряжения главы админ-ции, постан-я, распоряжения правовых субъектов, приказы, постановления минист-в (республика), департаментов, комитетов, упр-ний (область). 3 гр. Акты органов МСУ – решения, распоряжения, постановления. 4 гр. Международные акты – НПА по тамож. контролю, визовому/безвизовому перемещению граждан.