logo
Ответы к ГОСам

20. Представительный орган муниципального образования в системе местного самоуправления (формирование, статус, компетенция, структура).

Согласно ФЗ 131, структуру органов МСУ составляют представительный орган (ПО) МО, глава МО, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган), контрольно-счетный орган МО, иные органы и выборные должностные лица МСУ, предусмотренные уставом и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. 1. ПО МО может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов. Уставом МО определяется правомочность заседания ПО. Заседание ПО не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50% от числа избранных депутатов. Заседания ПО проводятся не реже 1 раза в 3 месяца. Вновь избранный ПО собирается на первое заседание в установленный уставом срок, который не может превышать 30 дней со дня избрания ПО в правомочном составе.

2. ПО поселения состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах. Формируется, если численность жителей поселения, обладающих избирательным правом, составляет не менее 100 человек. В ином случае полномочия ПО осуществляются сходом граждан. Численность и срок полномочий депутатов определяются населением на сходе граждан. В случае отсутствия инициативы граждан численность и срок полномочий депутатов ПО поселения 1 созыва устанавливаются законом субъекта. Избирательная комиссия субъекта формирует избирательную комиссию поселения, которая назначает выборы.

3. ПО мун. района: 1) может состоять из глав поселений, входящих в состав мун.района, и из депутатов представительных органов поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной независимо от численности населения поселения нормой представительства; 2) может избираться на мун. выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. При этом число депутатов, избираемых от одного поселения, не может превышать две пятые от установленной численности ПО муниципального района. Инициатива о формировании ПО оформляется решением представительного органа расположенного в границах муниципального района поселения. Численность депутатов ПО поселения, в том числе городского округа, определяется уставом МО и не может быть менее: 7 человек - при численности населения менее 1000 человек; 10 человек - при численности населения от 1000 до 10 000 человек; 15 человек - при численности населения от 10 000 до 30 000 человек; 20 человек - при численности населения от 30 000 до 100 000 человек; 25 человек - при численности населения от 100 000 до 500 000 человек; 35 человек - при численности населения свыше 500 000 человек.

Численность депутатов ПО мун. района определяется уставом и не может быть менее 15 человек.

Численность депутатов ПО внутригородской территории города федерального значения определяется уставом МО и не может быть менее 10 человек.

ПО городского поселения, мун. района, городского округа обладает правами юр. лица. Представительный орган сельского поселения, внутригородского МО города федерального значения может обладать правами юридического лица в соответствии с уставом МО.

В исключительной компетенции представительного ПО МО: 1) принятие устава МО и внесение в него изменений и дополнений; 2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении; 3) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах; 4) принятие планов и программ развития МО, утверждение отчетов об их исполнении; 5) определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в мун. собственности; 6) определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации мун. предприятий, а также об установлении тарифов на их услуги; 7) определение порядка участия МО в организациях межмуниципального сотрудничества; 8) определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов МСУ; 9) контроль за исполнением органами и должностными лицами МСУ полномочий по решению вопросов местного значения; 10) принятие решения об удалении главы МО в отставку. Иные полномочия определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов, уставами МО. ПО МО заслушивает ежегодные отчеты главы МО, главы местной администрации о результатах их деятельности, деятельности местной администрации и иных органов МСУ.

Организацию деятельности ПО МО в соответствии с уставом осуществляет глава МО, а в случае, если указанное должностное лицо исполняет полномочия главы местной администрации, - председатель ПО МО, избираемый этим органом из своего состава.

Расходы на обеспечение деятельности ПО МО предусматриваются в местном бюджете отдельной строкой. Полномочия ПО могут быть прекращены досрочно: 1) в случае принятия ПО решения о самороспуске в порядке, определенном уставом муниципального образования; 2) в случае вступления в силу решения соответственно верховного суда республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа о неправомочности данного состава депутатов; 3) в случае преобразования, упразднения МО; 4) в случае утраты поселением статуса МО связи с его объединением с городским округом; 5) в случае увеличения численности избирателей МО более чем на 25%, произошедшего вследствие изменения границ МО или объединения поселения с городским округом.

Депутаты ПО МО, избранные в составе списков кандидатов, выдвинутых политическими партиями (их региональными отделениями или иными структурными подразделениями), входят в депутатские объединения.

Постоянные и временные комиссии ПО являются их основными вспомогательными депутатскими органами. Они образуются по решению ПО, ему подчинены и перед ним ответственны. Постоянные комиссии, как правило, избираются на заседаниях (сессиях) ПО на срок его полномочий из числа депутатов в составе председателя и членов комиссии. Временные депутатские комиссии действуют в течение определенного срока. Наиболее распространенными являются комиссии по социальной политике, бюджетным отношениям и т.п. Основной организационно-правовой формой работы ПО является заседание (сессия), на котором он решает вопросы отнесенные к его ведению законодательством и уставом муниципального образования.

ПО осуществляют свои полномочия непосредственно только на заседаниях (сессиях) и принимают на них решения в коллегиальном порядке. Сессия - это совокупность заседаний ПО с участием всех депутатов или как минимум такого числа депутатов, при котором уставом МО сессия признается правомочной, а также всех других форм деятельности представительного органа. Во время сессии могут проводиться заседания ПО, постоянных комиссий, депутатские слушания, собрания фракций и депутатских групп.