logo
Ответы к ГОСам

30. Бизнес-план развития региона

БП - документ, описывающий определенную бизнес-идею и возможные пути ее реализации. Основная функция - в оценке того, насколько реально реализовать данную бизнес-идею, и если да, то какую прибыльность обещает проект и с каким риском он сопряжен. Основные причины составления БП: Возможность предвидеть и устранить проблемы до того, как они возникли. В процессе работы над БП составляют прогнозные отчеты, сравнивают фактические показатели с запланированными, анализируют рыночные тенденции, что в совокупности позволяет предвидеть некоторые подводные камни, которые могут ожидать регион в будущем; Возможность привлечь инвестиции, необходимые для реализации бизнес-идеи.

Этапы работы над БП: 1. Определение целей разработки БП. 2. Определение целевой аудитории БП. 3. Определение структуры БП. 4. Сбор и систематизация информации для подготовки всех разделов БП. 5. Оформление БП.

4 функции 1. Возможность использования БП для формирования концепции развития, т. е. стратегии бизнеса. 2. Собственно планирование - для экономической оценки выбранного направления деятельности и идентификации ключевых ориентиров, а в случае реализации БП - для контроля за его выполнением. 3. Привлечение инвестиций. Хорошо подготовленный БП - один из ключевых факторов в решении вопроса о привлечении источников финансирования. 4. Рекламно-пропагандистская - для привлечения к новому делу потенциальных партнеров, которые могут вложить в намечаемый проект собственный капитал или содействовать мобилизации иных источников.

БП развития региона - обоснование перспектив социально-экономического развития региона и объемов финансирования соответствующих программ для органов с бюджетными полномочиями. Целесообразно иметь 2 вида одного БП. Первый - официальный, является кратким (до 50 страниц) изложением на бумаге прошлого, настоящего и будущего данного региона. Он предназначен для того, чтобы они могли представить общую цель бизнеса. В нем обычно содержится три варианта расчетов: оптимистический, пессимистический и реальный (оптимальный). Второй - рабочий - повседневный рабочий документ для первого лица региона, команды разработчиков плана и консультантов. В нем сосредоточен рабочий информационный материал. Он должен быть особо конфиденциальным.

Модель БП включает 3 элемента: 1. Сформулированная и обоснованная концепция развития региона, которая характеризует его возможности в достижении социально-экономических целей и при учете интересов населения. Она анализирует слабые и сильные стороны предпринимательства на территории, возможности и проблемы, с которыми могут столкнуться управленческие структуры в процессе реализации бизнес-плана региона. Важным этапом является формулирование целей бизнес-планирования. Они могут быть направлены на решение ближайших проблем социальной защиты населения или быть связаны с глобальными задачами структурного развития территории, основанными на планах расширения производства, национальных и местных промыслах, вовлечения в сферу регионального развития иностранных и отечественных инвесторов, активизации капиталов различных собственников, представителей малого и среднего бизнеса. 2. Механизм и средства, с помощью которых будет реализован БП - сопоставление затрат и результатов деятельности региональных хозяйственных и производственных структур. Отличие БП региона от БП предприятия здесь хорошо видно. Если у предпринимателя конечный результат деятельности должен выразиться в прибыли, то региональный БП создает максимально благоприятные возможности для участия в достижении его целей (эффективное использование природных и других ресурсов, инвестиции) и получение конечного продукта в виде социальных благ для населения региона, а также формирование предпосылок структурного развития региона. 3. При бизнес-планировании необходимо учесть, что на него буквально «обрушивается» масса факторов, мешающих или стимулирующих региональное развитие. 4 группы: 1. Политические факторы, в которых развивается регион. 2. Группа факторов связана с научно-техническим потенциалом региона, направленностью его производственной специализации, межрегиональной кооперацией, возрастающей со стороны соседних и зарубежных субъектов производственной деятельности, конкуренцией как в оказании научно-технических услуг, так и в производстве товаров народного потребления. 3. Факторы социального характера: материальное и духовное благополучие населения региона, которое зависит от уровня обеспечения его необходимыми услугами в области здравоохранения, культуры, просвещения, науки, спорта, жилищной проблемы и др. В данной группе факторов важное значение приобретает сближение социальных целей Федерации, субъекта Федерации, органов местного самоуправления и населения района. 4. Экономический механизм взаимоотношений с другими регионами. БП региона представляет собой открытую систему регионального управления. Участниками этого процесса могут стать самые различные государственные, коммерческие и общественные структуры.