10. Муниципальная организация местного самоуправления.
МО МСУ в широком смысле - форма и способ организации местной публичной власти, присущие демократическому обществу с рыночными отношениями - тип организации МСУ, который обеспечивает реальное участие местных сообществ и граждан в осуществлении своего права на МСУ, в защите своих законных прав и интересов, направленных на решение вопросов обеспечения их жизнедеятельности. МО МСУ в узком смысле - с одной стороны, совокупность органов мун власти, форм самоорганизации и участия граждан МСУ, а с другой – социальный механизм, регулирующий общественные отношения, возникающие в процессе реализации местными сообществами и гражданами своих прав на осуществление МСУ. МО МСУ формируется местным сообществом или группой местных сообществ на территории МО.
Параметры: целевое назначение; правовая и нормативная основа; ресурсы; процессы и структура; разделение труда и распределение ролей; внешняя среда; система внутренних социальных, экономических связей и отношений, отражающих организационную культуру. Целевое назначение - формируется местным сообществом или группой местных сообществ с целью реализации предоставленного его членам государством, обществом права на МСУ и защиты их интересов. Правовой статус. В муниципальных нормативно-правовых актах определяются условия создания, статус, компетенция, организационная структура, вопросы реорганизации и ликвидации МО и др. Ресурсы. Осн соц ресурс - местное сообщество или группа местных сообществ. Ее экономические ресурсы - мун и др виды собственности, на базе которой функционирует местное (муниципальное) хозяйство.
Структура. МО МСУ - соц. механизм, который характеризуется наличием структуры, понимаемой как состав и соотношение входящих в нее элементов, выделяемых по критериям управленческих процессов. Элементы структуры можно сгруппировать в два основных блока. 1: публично-властный (совокупность органов и должностных лиц МСУ): 1. Мун управленческие организации с публично-властными полномочиями (Представительный орган, Исполнительный орган, Др.). 2. Высшее выборное должностное лицо. 3. Др. выборные и невыборные должностные лица. 2: общественно-деятельный: 1. Формы непосредственного участия граждан в МСУ. 2. Формы осуществления гражданами МСУ, определенные федер. законодательством (ТОС, сходы, собрания, конференции граждан, опросы граждан, публичные слушания и др.). 3. Формы участия граждан в МСУ посредством общественных органов, создаваемых органами МСУ, главой МО и т.п. 4. Обществ. организации, расположенные на территории МО, и принимающие участие в МСУ в различных формах. Разделение труда и распределение ролей. Целевое назначение МО МСУ опр-ет роль и функциональное назначение каждого ее компонента в реализации поставленных перед ней целей и задач. При этом местное сообщество оставляет за собой право регулирования компетенции органов мун. управления и должностных лиц МСУ, непосредственного участия жителей в решении ВМЗ в границах территории их проживания. Внешняя среда выступает в качестве условия и источника существования МО МСУ. обеспечивает ее всеми видами ресурсов. Уровни МО МСУ: городские и сельские поселения, смешанные, искусственно созданные тер. образования (районы, округа, графства, уезды, волости и т.п.). Каждое МС имеет право создавать МО МСУ. В то же время население должно иметь наиболее полное и объективное представление об экон., соц.-культур., образоват. и научном потенциале создаваемого соц. образования, соизмеряя свои возможности с решением вопросов обеспечения жизнедеятельности членов МС, а также с выполнением своих обязанностей перед гос-м и обществом. При таком подходе местное сообщество окажется перед выбором: либо создавать МО МСУ самостоятельно либо совместно с другими МС. Предметные области– это вопросы местного значения, т.е. вопросы, связанные с жизнедеят-тью МС и их членов. Вместе с тем гос-во может передавать МО МСУ свои отд. гос. полномочия. Объекты воздействия: МС, мун. собственность, мун. хозяйство и местное хозяйство, орг-ции всех орг.-правовых форм и форм собственности. Субъекты воздействия: МС как главный субъект МСУ, органы мун. управления, субъекты коммерч и некоммер секторов.
Если рассматривать потенциальные возможности МО по выполнению возложенных на них полномочий по решению вопросов местного значения (ВМЗ), то их можно разделить на 3 осн. типа. 1. МО МСУ, к-е выполняют MIN объем обязат. полномочий в ВМЗ. 2. МО МСУ, исполняющие полный объем полномочий в ВМЗ. 3. МО МСУ, к-е осуществляют одновременно выполнение ВМЗ и отд.гос. полномочий.
Варианты орг. структуры муниципальной власти.
1. «Сильный» мэр (глава МО) – представ. орган». Избранный населением мэр возглавляет мест. Администрацию (МА), подписывает решения представ. органа, имеет право вето, организует его работу. 2. «Слабый» мэр– представ. орган». Мэр избирается из числа депутатов. Пределы его самостоятельности в руководстве МА ограничены решениями представ. органа. 3. «Представ. орган – управляющий». Должность главы МО не предусматривается. Представ. орган избирает рук-ля из состава депутатов. Нанятый по контракту представ. органом управляющий единолично формирует МА, назначает и увольняет должностных лиц МА. 4. «Комиссия». Основан на выборности целого ряда должностных лиц МСУ и сочетании представ. и исполн. функций. При этом избираются не депутаты представ. органа, а рук-ли органов и структурных подразделений МА. Полномочия представ. органа исполняет комиссия, в состав к-й входят все избранные должностные лица. 5. «Староста - сход» (упрощ. вариант орг. структуры МВ в сельской местности). Староста возглавляет сельскую админ-цию. Функции представ. органа - сход граждан.
Несколько вариантов орг. структуры местной власти (МВ).
1. «МВ – это «я», глава МО». Осн. элемент МО МСУ - глава МО. Избранный населением, глава наделяется широкими полномочиями по упр-ю МС и мун. хоз-вом. Он возглавляет МА, явл-ся рук-м представ. органа. По существу, эти органы мун. власти «обслуживают» деят-ть главы МО, не являются самостоят. эл-ми в орг. структуре МВ. Развитие на самой начальной стадии форм-я орг.структуры МВ. Статус главы МО - избирается на мун. выборах или представ. органом из своего состава. В случае избрания на мун. выборах глава либо входит в состав представ. органа с правом решающего голоса и явл-ся его председателем, либо возглавляет МА. Глава, избранный представ. органом, явл-ся его председателем. Не м.б. одновр-но председателем представ. органа и главой МА. 2. «МВ – это «мы», депутаты представ. органа МСУ. «Искл-сть» статуса предст. органа в орг. структуре МВ. → депутатов представ. органа ограничить участие МС в решении вопросов его жизнедеят-ти, взять на себя часть полномочий МА, «жесткий контроль» за деят-стью избранного населением главы МО. 3. «Совет – глава МО – управляющий мун. хозяйством». Наиболее удачное и оптим. сочетание и взаимодействие осн. элементов орг. структуры МВ в условиях переходного периода. Его use позволяет более четко опр-ть статус каждого элемента в орг. структуре МВ, сформировать его компетенцию в управлении МС и мун. хоз-вом, в отношениях с органами гос. власти и орг-ми, функцион-ми на тер-рии МО. При форм-нии 2уровневой модели МО МСУ возникает необходимость выбора такого варианта орг. модели МВ, к-й позволял соотносить полномочия каждого его структурного элемента с его возможностями и с потенциалом МО. Орг. структура МВ опр-ся ФЗ № 131: представительный орган, глава МО, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган), контрольно-счетный орган, избир. Комиссия. Выбор орг. структуры МВ зависит: 1. от типа (вида) МО (город. или сельское поселение, мун. район, городской округ); 2. от ресурсов МО; в-третьих, от субъективных факторов. К их числу можно отнести политику органов гос. власти субъекта РФ в области МСУ, способности местных сообществ самостоятельно решать ВМЗ.
Обязат. элементом структуры МО МСУ должны являться орг. формы самоорганизации граждан, посредством к-х они реализуют свое право участия в МСУ.
- 1. Роль государства в развития общества. Правовое, социальное государство
- 2. Структура высших органов государственной власти России и проблемы ее совершенствования.
- Законодательная власть (зв) в системе государственного управления.
- 4. Исполнительная власть в системе государственного управления.
- 5. Судебная власть в системе государственного управления.
- 6. Региональная модель мсу (на примере Архангельской области).
- 7. Государственная гражданская служба: законодательная база, основные права и обязанности госслужащих, категории, группы должностей
- 8. Административная реформа и основные направления совершенствования государственного и муниципального управления в России.
- Профессиональная этика государственных служащих.
- 10. Муниципальная организация местного самоуправления.
- 11. Север в стратегии развития России. Миссия Архангельской области в ее реализации.
- 12. Место и роль Архангельской области в России. Проблемы взаимоотношения с соседними регионами.
- 13. Характеристика внутренней и внешней среды организации, методы их стратегического анализа. Информационные ресурсы внешней и внутренней среды организации.
- 14. Служебные аномалии в государственной службе (бюрократия, коррупция): проблемы и пути решения.
- 15. Местное самоуправление как институт народовластия.
- 16. Территориальное общественное самоуправление в системе мсу: нормативно-правовые основы, функции, перспективы развития.
- 17. Общественно-деятельностная структура муниципальной организации местного самоуправления.
- 18. Организационная культура и ее влияние на деятельность организации.
- 19. План-е как функция упр-я. Этапы план-я. Факторы, ограничивающие возможности план-я.
- 20. Представительный орган муниципального образования в системе местного самоуправления (формирование, статус, компетенция, структура).
- 21. Местная администрация как муниципальная управленческая организация (формирование, статус, функции, структура).
- 22. Современные подходы к содержанию и роли управления
- 23. Особенности национальных моделей управления: японская, американская, западноевропейская.
- 24. Проблемы управления персоналом в условиях восстановления экономики после кризиса
- 25. Процесс подбора и отбора персонала. Формирование резерва управленческих кадров государственной службы
- 26. Управление адаптацией персонала, формы и методы развития персонала
- Оценка результативности труда персонала.
- 28. Информационные системы управления: понятие, свойства, структура, классификация.
- 29. Реализация программы «электронное правительство» (эп), проблемы и перспективы оказания государственных услуг в электронном виде.
- 30. Формирование связей с общественностью в государственном и муниципальном управлении. Организация и полномочия пресс-службы.
- 1. Конституционные основы организации местного самоуправления в рф
- Понятие и виды юридических лиц. Порядок создания и прекращения деятельности юридического лица.
- 4. Понятие, условия действительности гражданско-правовых сделок. Виды недействительных сделок. Правовые последствия признания сделки недействительной.
- 6. Понятие и виды обязательств в гражданском праве. Принципы и место их исполнения. Способы обеспечения исполнения обязательств.
- 7. Понятие, порядок заключения, виды гражданско-правовых договоров. Основания изменения и расторжения гражданско-правового договора.
- 8. Понятие, содержание, субъекты права собственности и иных вещных прав. Способы защиты права собственности и иных вещных прав.
- 9. Представительство и доверенность в гражданском праве (понятие, виды).
- 10. Понятие, предмет и система российского трудового права. Основные принципы и источники трудового права.
- 11. Субъекты трудового права. Понятие и классификация субъектов трудового права. Защита персональных данных работника.
- 12. Социальное партнерство в сфере труда
- 13. Понятие, содержание и виды трудового договора.
- 14. Рабочее время. Режим рабочего времени. Время отдыха. Перерывы в работе. Отпуска.
- 15. Понятие и виды гарантий и компенсаций в трудовом праве. Оплата и нормирование труда.
- 16. Понятие, виды и условия возникновения материальной ответственности сторон трудового договора. Основные способы защиты трудовых прав работника.
- 10. Кр. Севера и приравнен. К ним местностям
- 18. Рассмотрение индивидуальных и коллективных трудовых споров.
- 19. Трудовой распорядок. Дисциплина труда. Охрана труда. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников.
- 20. Понятие, предмет, метод, система и источники административного права рф
- 21. Понятие, особенности административно-правовых норм. Структура и виды административных правоотношений
- 22. Предмет, задачи и принципы законод-ва об админ. Правонарушениях (апн). Апн и админ. Ответственность.
- 23. Понятие, цели, виды административного наказания. Назначение административного наказания
- 24. Понятие, виды, требования и процесс принятия административных актов. Административный договор.
- 25. Понятие, виды и система субъектов административного права. Сущность, функции, способы обеспечения законности в государственном управлении.
- 26. Классификация административных правонарушений (апн), виды наказаний, подведомственность дел и порядок производства по делам об административных правонарушениях на территории ао.
- 27. Возбуждение, рассмотрение, пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях
- 28. Производство по делам об административных правонарушениях. Участники производства, их права и обязанности. Предмет доказывания. Доказательства. Оценка доказательств.
- 29.Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях.
- 30. Конституция рф. Структура, основное содержание. Порядок внесения поправок и изменений. Защита Конституции рф.
- 1. Спрос и предложение, факторы их определяющие. Механизмы рыночного равновесия
- 2. Рациональный выбор потребителя. Основные теории поведения потребителя.
- 3. Рациональное поведение фирмы на рынках готовой продукции в различных конкурентных условиях
- 4. Особенности поведения фирм на факторных рынках
- 5. Макроэкономический анализ. Основные цели и показатели развития национальной экономики.
- 6. Различные подходы к экономической роли государства. Два типа задач и функции государства в экономике
- 7. Рынок труда и безработица. Особенности рынка труда в рф. Государственное регулирование рынка труда
- Инфляция: причины, виды, способы измерения. Антиинфляционная политика государства.
- 9. Сущность, направления и основные инструменты фискальной политики
- 10. Необходимость и инструменты монетарной политики: различные варианты регулирования денежного рынка
- 11. Экономические отношения в системе всемирного хозяйства. Проблемы привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику. Влияние глоального финансового кризиса на экономику России.
- 12. Структурная политика государства, структурные кризисы и сдвиги. Проблемы реструктуризации Российской экономики.
- 13. Инвестиционная политика государства. Инвестиционная привлекательность и инвестиционный климат.
- 14. Сущность и необходимость антимонопольного регулирования. Тарифное регулирование естественных монополий, жкх.
- 15. Распределение доходов, регулирование распределения доходов. Социальная политика.
- 16. Основные принципы и формы кредита. Государственный кредит. Кредитные методы регулирования рыночной экономики.
- 17. Банковская система рф. Место и роль Центрального банка России в денежно- кредитной политике государства
- 18. Функции денег. Понятие денежного обращения. Состояние денежного обращения в Российской Федерации.
- 19. Структура и звенья финансовой системы России. Финансовые институты.
- 20. Сущность и основные функции налогов и сборов. Классификация налогов. Уровни налоговой системы рф.
- 21. Построение бюджетной системы рф. Государственный бюджет. Бюджетный федерализм.
- 22. Формирование региональных и муниципальных бюджетов: проблемы и пути оптимизации. Межбюджетные трансферты.
- 23. Программно-целевой метод управления финансами на региональном и муниципальном уровнях.
- 24. Муниципальное хозяйство.
- 25. Учёт материалов. Методы оценки материальных запасов. Контроль запасов.
- 26.Муниципальная собственность.
- 27. Основные показатели социально-экономического развития региона.
- 29. Рыночная инфраструктура региона.
- 30. Бизнес-план развития региона