logo
Ответы к ГОСам

10. Муниципальная организация местного самоуправления.

МО МСУ в широком смысле - форма и способ организации местной публичной власти, присущие демократическому обществу с рыночными отношениями - тип организации МСУ, который обеспечивает реальное участие местных сообществ и граждан в осуществлении своего права на МСУ, в защите своих законных прав и интересов, направленных на решение вопросов обеспечения их жизнедеятельности. МО МСУ в узком смысле - с одной стороны, совокупность органов мун власти, форм самоорганизации и участия граждан МСУ, а с другой – социальный механизм, регулирующий общественные отношения, возникающие в процессе реализации местными сообществами и гражданами своих прав на осуществление МСУ. МО МСУ формируется местным сообществом или группой местных сообществ на территории МО.

Параметры: целевое назначение; правовая и нормативная основа; ресурсы; процессы и структура; разделение труда и распределение ролей; внешняя среда; система внутренних социальных, экономических связей и отношений, отражающих организационную культуру. Целевое назначение - формируется местным сообществом или группой местных сообществ с целью реализации предоставленного его членам государством, обществом права на МСУ и защиты их интересов. Правовой статус. В муниципальных нормативно-правовых актах определяются условия создания, статус, компетенция, организационная структура, вопросы реорганизации и ликвидации МО и др. Ресурсы. Осн соц ресурс - местное сообщество или группа местных сообществ. Ее экономические ресурсы - мун и др виды собственности, на базе которой функционирует местное (муниципальное) хозяйство.

Структура. МО МСУ - соц. механизм, который характеризуется наличием структуры, понимаемой как состав и соотношение входящих в нее элементов, выделяемых по критериям управленческих процессов. Элементы структуры можно сгруппировать в два основных блока. 1: публично-властный (совокупность органов и должностных лиц МСУ): 1. Мун управленческие организации с публично-властными полномочиями (Представительный орган, Исполнительный орган, Др.). 2. Высшее выборное должностное лицо. 3. Др. выборные и невыборные должностные лица. 2: общественно-деятельный: 1. Формы непосредственного участия граждан в МСУ. 2. Формы осуществления гражданами МСУ, определенные федер. законодательством (ТОС, сходы, собрания, конференции граждан, опросы граждан, публичные слушания и др.). 3. Формы участия граждан в МСУ посредством общественных органов, создаваемых органами МСУ, главой МО и т.п. 4. Обществ. организации, расположенные на территории МО, и принимающие участие в МСУ в различных формах. Разделение труда и распределение ролей. Целевое назначение МО МСУ опр-ет роль и функциональное назначение каждого ее компонента в реализации поставленных перед ней целей и задач. При этом местное сообщество оставляет за собой право регулирования компетенции органов мун. управления и должностных лиц МСУ, непосредственного участия жителей в решении ВМЗ в границах территории их проживания. Внешняя среда выступает в качестве условия и источника существования МО МСУ. обеспечивает ее всеми видами ресурсов. Уровни МО МСУ: городские и сельские поселения, смешанные, искусственно созданные тер. образования (районы, округа, графства, уезды, волости и т.п.). Каждое МС имеет право создавать МО МСУ. В то же время население должно иметь наиболее полное и объективное представление об экон., соц.-культур., образоват. и научном потенциале создаваемого соц. образования, соизмеряя свои возможности с решением вопросов обеспечения жизнедеятельности членов МС, а также с выполнением своих обязанностей перед гос-м и обществом. При таком подходе местное сообщество окажется перед выбором: либо создавать МО МСУ самостоятельно либо совместно с другими МС. Предметные области– это вопросы местного значения, т.е. вопросы, связанные с жизнедеят-тью МС и их членов. Вместе с тем гос-во может передавать МО МСУ свои отд. гос. полномочия. Объекты воздействия: МС, мун. собственность, мун. хозяйство и местное хозяйство, орг-ции всех орг.-правовых форм и форм собственности. Субъекты воздействия: МС как главный субъект МСУ, органы мун. управления, субъекты коммерч и некоммер секторов.

Если рассматривать потенциальные возможности МО по выполнению возложенных на них полномочий по решению вопросов местного значения (ВМЗ), то их можно разделить на 3 осн. типа. 1. МО МСУ, к-е выполняют MIN объем обязат. полномочий в ВМЗ. 2. МО МСУ, исполняющие полный объем полномочий в ВМЗ. 3. МО МСУ, к-е осуществляют одновременно выполнение ВМЗ и отд.гос. полномочий.

Варианты орг. структуры муниципальной власти.

1. «Сильный» мэр (глава МО) – представ. орган». Избранный населением мэр возглавляет мест. Администрацию (МА), подписывает решения представ. органа, имеет право вето, организует его работу. 2. «Слабый» мэр– представ. орган». Мэр избирается из числа депутатов. Пределы его самостоятельности в руководстве МА ограничены решениями представ. органа. 3. «Представ. орган – управляющий». Должность главы МО не предусматривается. Представ. орган избирает рук-ля из состава депутатов. Нанятый по контракту представ. органом управляющий единолично формирует МА, назначает и увольняет должностных лиц МА. 4. «Комиссия». Основан на выборности целого ряда должностных лиц МСУ и сочетании представ. и исполн. функций. При этом избираются не депутаты представ. органа, а рук-ли органов и структурных подразделений МА. Полномочия представ. органа исполняет комиссия, в состав к-й входят все избранные должностные лица. 5. «Староста - сход» (упрощ. вариант орг. структуры МВ в сельской местности). Староста возглавляет сельскую админ-цию. Функции представ. органа - сход граждан.

Несколько вариантов орг. структуры местной власти (МВ).

1. «МВ – это «я», глава МО». Осн. элемент МО МСУ - глава МО. Избранный населением, глава наделяется широкими полномочиями по упр-ю МС и мун. хоз-вом. Он возглавляет МА, явл-ся рук-м представ. органа. По существу, эти органы мун. власти «обслуживают» деят-ть главы МО, не являются самостоят. эл-ми в орг. структуре МВ. Развитие на самой начальной стадии форм-я орг.структуры МВ. Статус главы МО - избирается на мун. выборах или представ. органом из своего состава. В случае избрания на мун. выборах глава либо входит в состав представ. органа с правом решающего голоса и явл-ся его председателем, либо возглавляет МА. Глава, избранный представ. органом, явл-ся его председателем. Не м.б. одновр-но председателем представ. органа и главой МА. 2. «МВ – это «мы», депутаты представ. органа МСУ. «Искл-сть» статуса предст. органа в орг. структуре МВ. → депутатов представ. органа ограничить участие МС в решении вопросов его жизнедеят-ти, взять на себя часть полномочий МА, «жесткий контроль» за деят-стью избранного населением главы МО. 3. «Совет – глава МО – управляющий мун. хозяйством». Наиболее удачное и оптим. сочетание и взаимодействие осн. элементов орг. структуры МВ в условиях переходного периода. Его use позволяет более четко опр-ть статус каждого элемента в орг. структуре МВ, сформировать его компетенцию в управлении МС и мун. хоз-вом, в отношениях с органами гос. власти и орг-ми, функцион-ми на тер-рии МО. При форм-нии 2уровневой модели МО МСУ возникает необходимость выбора такого варианта орг. модели МВ, к-й позволял соотносить полномочия каждого его структурного элемента с его возможностями и с потенциалом МО. Орг. структура МВ опр-ся ФЗ № 131: представительный орган, глава МО, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган), контрольно-счетный орган, избир. Комиссия. Выбор орг. структуры МВ зависит: 1. от типа (вида) МО (город. или сельское поселение, мун. район, городской округ); 2. от ресурсов МО; в-третьих, от субъективных факторов. К их числу можно отнести политику органов гос. власти субъекта РФ в области МСУ, способности местных сообществ самостоятельно решать ВМЗ.

Обязат. элементом структуры МО МСУ должны являться орг. формы самоорганизации граждан, посредством к-х они реализуют свое право участия в МСУ.