logo
Ответы к ГОСам

23. Программно-целевой метод управления финансами на региональном и муниципальном уровнях.

В условиях рыночной экономики программно-целевой метод управления становится наряду с прогнозированием социально-экономического развития страны и ее регионов одним из основных инструментов осуществления гос региональной экономической и социальной политики. Разработка и реализация целевых комплексных программ стала действенным способом решения острых проблем, требующих сосредоточения ресурсов, концентрации усилий, целевой ориентации используемых средств, согласованности целереализующих действий. Программно-целевой подход предполагает способ выработки и осуществления плановых управленческих решений, основанных на комплексном анализе проблемы и построении совокупности мер и действий (в форме программы, проекта), направленных на достижение поставленной цели. Целевые программы представляют собой увязанные по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплексы научно-исследовательских, опытно-конструкторских, организационно-хозяйственных и иных мероприятий, обеспечивающих эффективное решение конкретных задач в области государственно-федеративного строительства, научно-технического, экономического, инвестиционного, социально-демографического, внешнеэкономического, культурного, экологического и регионального развития.

Преимущество программ в том, что они обеспечивают концентрацию ресурсов на наиболее перспективных и эффективных направлениях. Либо, если проект заведомо дотационный, можно в наименее короткие сроки решить проблему, скажем, социального характера. Программы позволяют ускорить развитие приоритетных отраслей, отдельных регионов и привлекать для этого дополнительные ресурсы и инвестиции.

Преимущества: индикативным характером программ, сроки реализации которых находятся в прямой зависимости от обеспеченности программ необходимыми материальными и финансовыми ресурсами; системным характером основных целей и задач программы по решению сложных комплексных (межотраслевых и межрегиональных) проблем развития экономики и социальной сферы; обеспечением единства методологических и методических подходов к решению задач развития; способностью концентрировать ограниченные материальные и финансовые ресурсы на решение принципиальных вопросов социально-экономического развития; возможностью использовать эффект мультипликатора при целевом использовании ограниченных бюджетных ресурсов за счет дополнительного привлечения внебюджетных средств, собственных средств заинтересованных гос и коммерческих предприятий и фирм, банковского кредита и иных привлеченных средств потенциальных инвесторов; возможностью сочетать в ходе гос управления развитием экономики и социальной сферы на всех территориально-структурных уровнях программно-целевой метод управления развитием с методами регионального прогнозирования и индикативного планирования; потенциальной возможностью обеспечения общественного контроля при формировании целей и задач программного развития и использовании финансовых ресурсов.

Недостатки: нуждается в совершенствовании система анализа социально-экономических проблем региона, МО. В результате невозможно с необходимой четкостью структурировать варианты решения проблем и сформулировать цели и задачи программы. Стремление решить все проблемы исключительно через программно-целевой метод, не всегда позволяет определить адекватные механизмы и мероприятия. Наблюдается отставание законодательной базы, не позволяющее в полной мере использовать современные механизмы реализации программ. При этом использование исключительно программно-целевого метода для решения проблем без оперативного анализа ситуации приводит иногда к несвоевременному изменению плана программных мероприятий, реализация которых в изменившихся условиях уже нецелесообразна. Не проработан механизм определения реальной эффективности реализации программных мероприятий в социальной сфере.

Экономическая эффективность программы определяется как отношение эффекта к затратам или разность между экономическим эффектом и затратами на его получение за период действия программы. Чтобы сформулировать суждение об эффективности программы, надо сопоставить её эффект в денежном выражении с общим объёмом затрат финансовых ресурсов на программу. В программе также д.б. оценка эффективности и социально-экономических последствий реализации на основе количественных показателей и качественных характеристик. Социальный эффект программы характеризуется тем, в какой мере она способствует решению и решает социальные проблемы в соответствии с уровнем, масштабностью, видом программы. Наличие реального социального эффекта есть признак социальной результативности программы. Экономический эффект программы проявляется в её вкладе в валовой национальный продукт, валовой региональный продукт, прибыль предприятий, компаний, охватываемых действием программы, а также в удовлетворении потребностей экономики страны, региона, района, города.

Применение программно-целевых методов в региональном планировании и управлении позволяет органично соединять гос. планирование и регулирование с рыночным саморегулированием экономики.

В России внедрение инструментов бюджетирования началось с 2004 года, когда на федеральном уровне была принята Концепция реформирования бюджетного процесса в РФ в 2004-2006гг. Расширение практики внедрения программно-целевых методов в деятельность органов гос власти и органов МСУ было предусмотрено Программой Правительства РФ по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года. Программно-целевой метод планирования бюджета должен обеспечить прямую взаимосвязь между распределением ресурсов и достижением целей социально-экономической политики. Основными инструментами являются долгосрочные и целевые программы.