7. Государственная гражданская служба: законодательная база, основные права и обязанности госслужащих, категории, группы должностей
ГС - профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий гос-ых органов. ГС как правовой институт - совокупность юридических норм, регулирующих становление, организацию и функционирование гос структур (гос органов) и госу служащих, их деятельность по реализации Конституции и законов, а также личный правовой статус этих служащих..
ПРИНЦИПЫ: федерализм, обеспечивающий единство системы ГС и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными ОГВ и ОГВ субъектов РФ, законность; приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты; равный доступ граждан к ГС; единство правовых и организационных основ ГС, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации ГС; взаимосвязь ГС и муниципальной службы; открытость и доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности гос-ых служащих;
профессионализм и компетентность гос-ых служащих; защита гос-ых служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность.
Реализация принципов построения и функционирования системы ГС обеспечивается ФЗ-ми о видах ГС. Указанными ФЗ-ми могут быть предусмотрены также другие принципы построения и функционирования видов гос-ой службы, учитывающие их особенности.
Общая цель ГС – управление гос делами, связанное с разделением гос власти на: законодательную, исполнительную, судебную. Цели ГС как института создание и развитие нормативно-правовой базы ГС; создание системы юридических норм, правил и процедур, регулирующих отношения ГС; определение и реализация правового статуса ГС и гос служащих; упорядочение работы гос аппарата; установление правовых требований к функциям и правомочиям по гос должностям; определение ответственности госслужащих; обеспечение правовых гарантий социальной защищенности гос служащих.
Гос. гражд. Служба (ГГС) - вид гос. службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях ГГС по обеспечению исполнения полномочий федеральных гос. органов, г органов субъектов, лиц, замещающих гос. должности РФ, и лиц, замещающих гос. должности субъектов. Принципы:1) приоритет прав и свобод человека и гражданина;2) единство правовых и организационных основ федеральной ГСС и ГСС субъектов; 3) равный доступ граждан к ГСС и равные условия ее прохождения; 4) профессионализм и компетентность гражданских служащих; 5) стабильность гражданской службы; 6) доступность информации о гражданской службе; 7) взаимодействие с общественными объединениями и гражданами; 8) защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность.
Закон. База: 1) Конституция; 2) ФЗ “ О гос. гражд. службе РФ” 27.07.2004 г. N 79-ФЗ. Данным ФЗ и ФЗ от 27.06.2003 г. N 58-ФЗ "О системе гос. службы РФ" -правовые, организац. и финансово-экон. основы гос. ГС РФ. 3) указы Президента; 4) постановления Правительства; 5) НПА федер. органов исполнительной власти; 6) конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов; 7) НПА гос. органов.
Классификация: на категории и группы (4: высшие должности ГС, главные, ведущие, старшие, младшие).
4 категории: 1) руков-ли (рук-ли и замы рук-лей гос. органов, структур.подразделений, терр. органов федер. органов исполн. власти, их подразделений, представительств гос. органов, замещаемые на опр. срок полномочий/без ограничения срока). В этой категории 3 гр.: высшие, главные, ведущие.
2) помощники/советники - содействуют рук-лям, указ-м в 1 категории в реализации их полномочий на опр. срок (ограничен сроком полномочий рук-й). Гр: те же.
3) специалисты - для проф. обеспечения выполнения гос. органами задач и функций (без ограничения срока полномочий). Группы: высшие, главные, ведущие и старшие.
4) обеспечивающие специалисты – организац., информ., документац., финансово-экон., хозяйствен. и иное обеспечение деят-ти гос. органов (без ограничения срока полномочий). Группы: главный, ведущие, старшие и младшие.
Реестры должностей гос. ГС РФ: - федер. - должности федер. ГГС, классифицированные по гос. органам, категориям, группам, утверждается указом Президента. - субъекта РФ - утверждается законом или иным НПА субъекта РФ с учетом положений ФЗ № 79, а также структуры гос. органов, наименований, категорий и групп должностей гос. ГС, устан-нных Реестром должностей федер. гос. ГС. Реестры должностей федер. и ГС субъектов РФ объед-ны в Сводный реестр РФ, порядок ведения к-го утверждается указом Президента.
Классные чины ГС присваиваются в соответствии с замещ должностью ГС в пределах группы должностей. Гражданским служащим, замещающим должности ГСС на определенный срок полномочий, за исключением, замещающих должности категории "руководители", "помощники (советники)", назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом, и гражданских служащих, замещающих должности, относящиеся к главной группе должностей, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Правительством, классные чины присваиваются по результатам квалификационного экзамена. Порядок присвоения и сохранения классных чинов ГСС субъекта определяется законом субъекта. Порядок присвоения и сохранения классных чинов федеральной ГСС, соотношение классных чинов федеральной гражданской службы и воинских и специальных званий, классных чинов правоохранительной службы определяются указом Президента. Права: 1) обеспечение надлежащих орг.-техн условий для исполнения обязан-й; 2) ознакомление с должн. регламентом и док-ми, опр-ми его права и обязан-ти, условиями должн роста; 3) отдых (норм продолж-ть служ времени – не более 40 часов в 5 дневн. рабоч неделю, выходные и нерабоч праздники), ежегод оплач осн. и доп. отпусков); 4) оплату труда и др. выплаты. Размеры окладов федер. служащих устан-ся указом Президента по представлению Прав-ва, служащих субъекта - НПА субъекта РФ. 5) получение инфо и материалов, необходимых для деят-ти; 6) доступ к гос. тайне, если связана деят-ть; 7) доступ в гос.органы, органы МСУ и иные орг-ции; 8) ознакомление с отзывами о его проф. деят-ти и др. док-ми до внесения их в личное дело; 9) защита сведений о служащем; 10) должн. рост на конкурсной основе; 11) проф. переподготовку, ↑ квалификации и стажировку; гос. пенсион обеспечение etc. Обязанности: 1) соблюдать Конституцию РФ, законы и иные НПА РФ и субъектов РФ и обеспечивать их исполнение; 2) исполнять должн. обязанности; 3) соблюдать права и интересы граждан и орг-ций, служебный распорядок гос. органа; 4) поддерживать уровень квалификации; 5) не разглашать гос. и иную охраняемую ФЗ тайну; 6) представлять сведения о себе и членах своей семьи; 7) сообщать о выходе из гражданства РФ или о приобретении гражданства др гос-ва; 8) соблюдать ограничения, выполнять обяз-тва и требования к служебному поведению. Служащий не должен исполнять неправом поручение, при его получении д. представить в письм. форме обоснование неправомерности поручения с указанием положений законод-тва РФ, к-е могут быть нарушены, и получить от рук-ля подтверждение этого поручения в письм. форме. В случае исполнения служащий и рук-ль несут дисциплинарную, гражданско-правовую, админ. или уголовную ответств-сть. Ограничения: 1) признания недееспособным/ограниченно дееспособным решением суда; 2) осуждения по приговору суда, в случае наличия не снятой/не погашенной судимости; 3) отказа от допуска к гос. тайне; 4) наличия заболевания, препятствующ поступлению на службу. 5) близкого родства, если он будет непосред. подчинятся/ подконтролен родственнику. 6) выход из гражданства РФ или приобретения/наличия гражданства др. гос-ва; 7) непредставления сведений о доходах, об имуществе. 8) утраты доверия.
- 1. Роль государства в развития общества. Правовое, социальное государство
- 2. Структура высших органов государственной власти России и проблемы ее совершенствования.
- Законодательная власть (зв) в системе государственного управления.
- 4. Исполнительная власть в системе государственного управления.
- 5. Судебная власть в системе государственного управления.
- 6. Региональная модель мсу (на примере Архангельской области).
- 7. Государственная гражданская служба: законодательная база, основные права и обязанности госслужащих, категории, группы должностей
- 8. Административная реформа и основные направления совершенствования государственного и муниципального управления в России.
- Профессиональная этика государственных служащих.
- 10. Муниципальная организация местного самоуправления.
- 11. Север в стратегии развития России. Миссия Архангельской области в ее реализации.
- 12. Место и роль Архангельской области в России. Проблемы взаимоотношения с соседними регионами.
- 13. Характеристика внутренней и внешней среды организации, методы их стратегического анализа. Информационные ресурсы внешней и внутренней среды организации.
- 14. Служебные аномалии в государственной службе (бюрократия, коррупция): проблемы и пути решения.
- 15. Местное самоуправление как институт народовластия.
- 16. Территориальное общественное самоуправление в системе мсу: нормативно-правовые основы, функции, перспективы развития.
- 17. Общественно-деятельностная структура муниципальной организации местного самоуправления.
- 18. Организационная культура и ее влияние на деятельность организации.
- 19. План-е как функция упр-я. Этапы план-я. Факторы, ограничивающие возможности план-я.
- 20. Представительный орган муниципального образования в системе местного самоуправления (формирование, статус, компетенция, структура).
- 21. Местная администрация как муниципальная управленческая организация (формирование, статус, функции, структура).
- 22. Современные подходы к содержанию и роли управления
- 23. Особенности национальных моделей управления: японская, американская, западноевропейская.
- 24. Проблемы управления персоналом в условиях восстановления экономики после кризиса
- 25. Процесс подбора и отбора персонала. Формирование резерва управленческих кадров государственной службы
- 26. Управление адаптацией персонала, формы и методы развития персонала
- Оценка результативности труда персонала.
- 28. Информационные системы управления: понятие, свойства, структура, классификация.
- 29. Реализация программы «электронное правительство» (эп), проблемы и перспективы оказания государственных услуг в электронном виде.
- 30. Формирование связей с общественностью в государственном и муниципальном управлении. Организация и полномочия пресс-службы.
- 1. Конституционные основы организации местного самоуправления в рф
- Понятие и виды юридических лиц. Порядок создания и прекращения деятельности юридического лица.
- 4. Понятие, условия действительности гражданско-правовых сделок. Виды недействительных сделок. Правовые последствия признания сделки недействительной.
- 6. Понятие и виды обязательств в гражданском праве. Принципы и место их исполнения. Способы обеспечения исполнения обязательств.
- 7. Понятие, порядок заключения, виды гражданско-правовых договоров. Основания изменения и расторжения гражданско-правового договора.
- 8. Понятие, содержание, субъекты права собственности и иных вещных прав. Способы защиты права собственности и иных вещных прав.
- 9. Представительство и доверенность в гражданском праве (понятие, виды).
- 10. Понятие, предмет и система российского трудового права. Основные принципы и источники трудового права.
- 11. Субъекты трудового права. Понятие и классификация субъектов трудового права. Защита персональных данных работника.
- 12. Социальное партнерство в сфере труда
- 13. Понятие, содержание и виды трудового договора.
- 14. Рабочее время. Режим рабочего времени. Время отдыха. Перерывы в работе. Отпуска.
- 15. Понятие и виды гарантий и компенсаций в трудовом праве. Оплата и нормирование труда.
- 16. Понятие, виды и условия возникновения материальной ответственности сторон трудового договора. Основные способы защиты трудовых прав работника.
- 10. Кр. Севера и приравнен. К ним местностям
- 18. Рассмотрение индивидуальных и коллективных трудовых споров.
- 19. Трудовой распорядок. Дисциплина труда. Охрана труда. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников.
- 20. Понятие, предмет, метод, система и источники административного права рф
- 21. Понятие, особенности административно-правовых норм. Структура и виды административных правоотношений
- 22. Предмет, задачи и принципы законод-ва об админ. Правонарушениях (апн). Апн и админ. Ответственность.
- 23. Понятие, цели, виды административного наказания. Назначение административного наказания
- 24. Понятие, виды, требования и процесс принятия административных актов. Административный договор.
- 25. Понятие, виды и система субъектов административного права. Сущность, функции, способы обеспечения законности в государственном управлении.
- 26. Классификация административных правонарушений (апн), виды наказаний, подведомственность дел и порядок производства по делам об административных правонарушениях на территории ао.
- 27. Возбуждение, рассмотрение, пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях
- 28. Производство по делам об административных правонарушениях. Участники производства, их права и обязанности. Предмет доказывания. Доказательства. Оценка доказательств.
- 29.Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях.
- 30. Конституция рф. Структура, основное содержание. Порядок внесения поправок и изменений. Защита Конституции рф.
- 1. Спрос и предложение, факторы их определяющие. Механизмы рыночного равновесия
- 2. Рациональный выбор потребителя. Основные теории поведения потребителя.
- 3. Рациональное поведение фирмы на рынках готовой продукции в различных конкурентных условиях
- 4. Особенности поведения фирм на факторных рынках
- 5. Макроэкономический анализ. Основные цели и показатели развития национальной экономики.
- 6. Различные подходы к экономической роли государства. Два типа задач и функции государства в экономике
- 7. Рынок труда и безработица. Особенности рынка труда в рф. Государственное регулирование рынка труда
- Инфляция: причины, виды, способы измерения. Антиинфляционная политика государства.
- 9. Сущность, направления и основные инструменты фискальной политики
- 10. Необходимость и инструменты монетарной политики: различные варианты регулирования денежного рынка
- 11. Экономические отношения в системе всемирного хозяйства. Проблемы привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику. Влияние глоального финансового кризиса на экономику России.
- 12. Структурная политика государства, структурные кризисы и сдвиги. Проблемы реструктуризации Российской экономики.
- 13. Инвестиционная политика государства. Инвестиционная привлекательность и инвестиционный климат.
- 14. Сущность и необходимость антимонопольного регулирования. Тарифное регулирование естественных монополий, жкх.
- 15. Распределение доходов, регулирование распределения доходов. Социальная политика.
- 16. Основные принципы и формы кредита. Государственный кредит. Кредитные методы регулирования рыночной экономики.
- 17. Банковская система рф. Место и роль Центрального банка России в денежно- кредитной политике государства
- 18. Функции денег. Понятие денежного обращения. Состояние денежного обращения в Российской Федерации.
- 19. Структура и звенья финансовой системы России. Финансовые институты.
- 20. Сущность и основные функции налогов и сборов. Классификация налогов. Уровни налоговой системы рф.
- 21. Построение бюджетной системы рф. Государственный бюджет. Бюджетный федерализм.
- 22. Формирование региональных и муниципальных бюджетов: проблемы и пути оптимизации. Межбюджетные трансферты.
- 23. Программно-целевой метод управления финансами на региональном и муниципальном уровнях.
- 24. Муниципальное хозяйство.
- 25. Учёт материалов. Методы оценки материальных запасов. Контроль запасов.
- 26.Муниципальная собственность.
- 27. Основные показатели социально-экономического развития региона.
- 29. Рыночная инфраструктура региона.
- 30. Бизнес-план развития региона