logo
Ответы к ГОСам

12. Структурная политика государства, структурные кризисы и сдвиги. Проблемы реструктуризации Российской экономики.

СП - комплекс меропр-й гос-ва, касающ-ся элементов экономич системы с учетом их взаимовлияния и взаимод-я и направл-х на форми­ров-е в России в соотв-ии с задачами долгосрочных эко­номич преобраз-й соц-но ориентир-й и высокоэфф-й рыночной эк-ки при органичном включ-ии ее в мирохоз-е связи. СП - система мер, осуществляемых гос-вом по формир-ю эфф-ной структуры эк-ки в соотв с прогрессивными достиж-ми в науке, технике и технологии для обеспеч-я устойч-го экономич роста. СП реализ-ся на 2 уровнях: макро­эк-м и микроэк-м. На макроэкономическом уровне: -повышение совокуп-го спроса, -обеспеч-е условий трансформации накоплений в инвестиции, -стимулирование экспорта, -регулирование импорта в целях защиты отечеств то­варопроизв-лей

На микроэкономическом уровне: -ликвидация или реорган-я неэфф-х экономи­ч структур, -недопущение возмож-ти появления новых монополий, -организация внедрения рыноч норм повед-я субъек­тов хоз деят-ти.

Структурные кризисы (СК) – определ-е состояние эк-ки, хар-ся негативными тенденциями. Экономич кризисы чаще охватыв эк-ку, проходят периодич-ки. В отличие от них, СК охватыв т. к-либо компонент эк-ки, носят не периодич, а затяжной хар-р, могут возобновл-ся. СК порожд-ся глубокими диспропорциями м/д развитием отд сфер и отраслей произ-ва.

2 основ типа СК: кризис перепр-ва и недопр-ва. СК перепр-ва – складыв-ся длит тенденция несоот-вия спроса и предл-я, связ с длит-м предлож-м. Взаимозамен-е товары неодинаково стоят, затраты, связ с ними различны. Предл-е м.б. относительно избыточным. СК развив-ся когда 1 ресурс м.б. заменен др-м рес-м, а устаревающ рес-с явл основой для перепр-ва. СК недопр-ва – нехватка товаров, спрос больше чем предложение, пр-во др продукции более затратно, т.к. товары стан-ся дороже. (энергетич кризис (нефтяной кризис 70-х гг.

Структурный сдвиг (СС) – кардин-е изменение стр-ры, точки бифуркации – сдвиги в плавном течении процесса на порядок не соотн-ся с предыд-ми изм-ми. СС хар-ся вариативн-ю, непредсказ-тью направлений. СС сами по себе не носят циклич хар-ра; они обеспеч временное преодол-е противоречий, накаплив-ся за длит период времени. Сущ след-е типы СС:

1-й тип – появл-е принцип новых видов продукции (у разн прод-в разл потенциал инновации, м.б. мультиплик-й эффект - технология сублимации привела к появл супов быстрого пригот-я, бульонн кубиков и т.п.)

2-й тип – технологич-й СС – появл-е новых т/л-й по традиц-м продуктам (в металлич промыш-ти т/л холодной штамповки, металлокерамика). Т.о. одна и та же прод-я м. произв разл способами, 1 тип межотрасл СС, 2 –внутриотрасл.

3-й тип – сдвиг в хар-ке самого прод-та - сферные (между сферами) изменения. Сдвиг от материального пр-ва продукта в сферу услуг.

4-й тип – сдвиг в самих услугах - новый, неоднознач, постиндустр-й тип сдвигов – сдвиг от матер услуг к нематер-м, появл-е информац-го продукта, сдвиг в виртуальную эк-ку, глобальная трансформация.

Все эти сдвиги в той или иной степени треб вмеш-ва гос-ва.

Экономич система включ след-е стр-ры: воспроизв-я (сотнош-е сфер пр-ва, распред, роста), отраслевая (основыв на ОРТ), территориальная (общефедер, регион, местн, ур-нь отд суб-в предприним деят-ти), институц-я, организационная Принято выд-ть след-е секторы отраслевой стр-ры добывающий/сырьевой, обрабатыв-й, инфраструктурный (производст-я и соц-я инфр-ра), распределительно-обменный (торговля, финансы), соц-управленч-й

В экономике России преоблад утяжеленная стр-ра – 1 и 2 секторы, в отличие от гибкой/мобильной – 3, 4 и 5 секторы. Стр-ра по уровням эк-ки: общефедер-й, регион-й, уровень отд-х суб-в предприним деят-ти. Институцион-й уровень представлен биржами, кредитно-банк системой, внебюдж фондами и т.д.). Структурная политика (СП) осущ-ся на каждом из уровней. Например, реструкт-я естеств монополий (Газпром, РАО ЕС и др.), финансовая реестр-я – реестр-я кредитно-банк систем, реестр-я финанс состояния, денеж-х потоков. Институц-е стр-ры – инст-т собств-ти, измен-е орг-но-правовых форм, приватиз-я, национализ-я и денацион-я. Эк-ка состоит из гос-го, частного и некоммерч обществ сектора эк-ки. Соотношение их постеп меняется.

Проблемы реструк-ции на федер уровне осмыслены, на ур регионов – нет.

Структуру эк-ки РФ можно оценить как неудовлетв-ю. Происходит утяжеление стр-ры (1 и 2 секторы). Одна из важн проблем – институц-ая стр-ра: приватизация в РФ д.б. создать лучшую стр-ру. Появ ФПГ, олигархия. Рыночная инфрастр-ра не развивалась. Плохо разв-ся инвестиц-й климат. 3-я проблема – неравномерность регион-го развития. На уровне хоз-х субъектов – морально устаревш оборудов-е, технологии). Общая тенденция – необх-ть глобальной модернизации эк-ки. Необход разработка СП, учитыв стратегич пр-пы (селективный пр-п, пр-п экономич целесообр-ти). Сущ-е задачи противоречивы (экономич эффе-ть и решение соц-х проблем). Стр-я перестройка - ключев фактор экономич роста. Суть - наряду со свертыв-м и ликвид-й не удовл требов-м рыноч эк-ки произв-в проис развив-е соврем эфф-х и конкурентосп-х произ-в и видов деят-ти. Специфика С-й перестр-ки в России сост в том, что ее отпр пунктом служ стр-ра экономики, сло­ж в осно в условиях планово-распр системы и изоляции от миров рынка, хар-ся глубокими деформациями, низкой конкурентосп-ю больш-ва изделий обрабат пром-ти, выс уровнем монополизации.

Формир-е в России стр-ры эк-ки, отвеч критериям развитых стран, объективно требует на этапе реестр-ции повыш-я роли гос-ва, провед-я им активной СП с примен-м всего арсенала использ-х в рыноч эк-ке методов.