1. Роль государства в развития общества. Правовое, социальное государство
Общ-во и гос-во – взаимосвязанные системы (гос-во возникло из-за потребности общ-ва в этом полит. институте). Общ-во-система отношений, имеющих обществн. значение, со своей материальной основой. Гос-во (с т.зр. упр-я) – управляющая система в общ-ве. Гражданское общ-во-многообразие не опосредованных гос-вом взаимоотношений свободных и равноправных индивидов в условиях рынка и демократической правовой государственности. Гос-во – способ, форма орг-ции общ-ва, механизм взаимосвязи и взаимодействия людей, которые проживают на единой территории, объединены институтом гражданства, соотношение гос.власти и права. Гос-во – это способ целевого объединения людей, заинтересован в обеспечении мира и порядка на территории проживания. Гос-во - необходимый способ жизнедеят-ти людей, орг-ция общ-ва, необходим как условие, предпосылка решения общих дел. Роль гос-ва можно рассматривать в широком и в узком смыслах. В широком: оно обеспечивает выживание и развитие общ-ва. Изначально гос-во полностью подчиняет себе людей, чтобы вывести из состояния «войны всех против всех» (Т.Гобс). Долгое время гос-во существовало в форме абсолютной власти. Здесь чел. был не гражданином, а поданным гос-ва (государя). Постепенно, по мере укрепления частной собственности, повышение уровня образования, развития основ МСУ власть под давлением общ-ва перестала быть абсолютной. Меняется хар-р гос-ва: от абсолютного к правовому (18-19в.в.). Во 2 половине 20 в. Гос-ва становится социальным. В узком роль гос-ва в развитии общества – система соответствующих учреждений, создаваемых властью для упр-я обществом. Гос-во располагает рядом исключит прав: издание законов, имеющих обязат. хар-р; взимание налогов, использование аппарата принуждения; представлять страну во внешней политики. Признаки Г:-отделение публич.вл. от общ-ва; -единство тер-и; -национ.самоопред-е; -суверенитет; -монополия на легальное применение силы, физ. принуждения (тюрьмы, армия, полиция, суд, службы безоп-ть.); -право на взимание налогов; - обязат членство (гражд-во – с рожд-я)
Концепция правового гос-ва сложилась в 17-19 вв. в работах Локка, Монтескье, Канта. Теории правового гос-ва базируются на концепции гражд.общ-ва. Признаки прав.гос-ва: наличие развитого гр общ-ва; охрана прав и свобод личности, общест. порядка, создание благоприят.правов. условий для хоз. деят-ти; правовое рав-во всех граждан; суверенитет народа (народ – источник власти); разделение властей; авторитет закона, строгое его исполнение.
В совр. трактовке функции гос-ва: 1. Экономич. –установление гос-м условий и порядка экон. деят-ти, регул-я эк-ки. 2. Социальная: общесоц. цели – 1) регул-е отношений м/у разл. соц., этнич. общностями в стране. 2) Оказание соц. услуг населению (образование, мед., транспорт, связь). 3.Полит. – регул-е полит. отношений соц. и иных групп населения, полит. партий, уст-е правил полит. игры. 4. Идеолог. (в тоталитарных-гос. идеология, демократ. –идеолог. плюрализм). 5. Экологич. (природоохранная). 6. Правоохранительная – поддержание сложившихся норм, уст-е новых. 7. Обороны. 8. Интеграции в мировое сообщество. 9. Поддержание миропорядка (деят-ть ООН). 10. Международное сотрудничества в решении глоб проблем.
Правовым признается демократ гос-во, в к-м обеспеч-ся верховенство закона, проводится принцип разделения властей, а также признаются и гарантируются права и свободы каждого чел. Гл в идее правового гос-ва – связанность гос-ва правом, гарантирующая предсказуемость и надежность действий гос-ва, подчинение гос-ва праву, защиту граждан от возможного произвола гос-ва и его органов. Правовое гос-во, прежде всего, само ограничивает себя действ в нем правов нормами, к-м обязаны подчиняться все без исключения гос. органы, должн лица, обществ объединения и граждане. Правовое Г, обеспечивает свободу индивида.
Социальное – гос-во, которое берет на себя обязанность заботиться о соц. справедливости, благополучии своих граждан, их соц. защищенности. Само понятие сформир-сь после 2 Мир. войны, в рез-те в конституц-ции Франции, Германии и ит.п. появил-сь соц. нормы, первонч-но это нормы-цели, но к 60-70гг. нек-е гос-ва можно было назвать соц. Соц. государство стремиться обеспечить кажд гражд достойный чел прожиточный минимум. Осн направления соц. политики: охрана труда и здоровья людей; установление гарантированного МРОТ; обеспечение гос. поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан; развитие системы соц. служб; установление гос. пенсий, пособий.
Соц Г. – выполняет функцию соц справедливости (не равенства). Признаки: движение к соц. справедливости; ослабление соц. неравенства; предоставление каждому работы или иного источника существования; сохранения мира и согласия в обществе; формирование благоприятной среды обитания человека.
Соц-ое назначение Г выраж-ся в его целях и функциях. Цель Г- то желаемое, возможн и необход состоян общ-ва, которое д.б. достигнуто. Цель закрепляется в Конституции и определяет функции. Функции – главные направлен деят-ти, виды управляющ воздействия на общество со стороны органов гос. власти и должостн. лиц. Основные: 1) обеспечение, охрана целостности и стабильности общ-ва, его терр-рии, 2) создание и обеспечение правовой системы как совокупности взаимосвязан. юрид. средств, с помощью которых регулируются обществ. отношения 3)создание и обеспечение условий д/развит всех сфер жизнедеятельности общества, 4) охрана конституционности и правозаконности во взаимоотношениях власти и общ-ва, гарантирован прав и свобод чела и гражданина 5)координация, согласовананность потребностей и интересов потребностей, интересов соц.слоев общ-ва определен приоритетов его развития, 6)обеспечен нац-х интересов в мировом сообществе.
- 1. Роль государства в развития общества. Правовое, социальное государство
- 2. Структура высших органов государственной власти России и проблемы ее совершенствования.
- Законодательная власть (зв) в системе государственного управления.
- 4. Исполнительная власть в системе государственного управления.
- 5. Судебная власть в системе государственного управления.
- 6. Региональная модель мсу (на примере Архангельской области).
- 7. Государственная гражданская служба: законодательная база, основные права и обязанности госслужащих, категории, группы должностей
- 8. Административная реформа и основные направления совершенствования государственного и муниципального управления в России.
- Профессиональная этика государственных служащих.
- 10. Муниципальная организация местного самоуправления.
- 11. Север в стратегии развития России. Миссия Архангельской области в ее реализации.
- 12. Место и роль Архангельской области в России. Проблемы взаимоотношения с соседними регионами.
- 13. Характеристика внутренней и внешней среды организации, методы их стратегического анализа. Информационные ресурсы внешней и внутренней среды организации.
- 14. Служебные аномалии в государственной службе (бюрократия, коррупция): проблемы и пути решения.
- 15. Местное самоуправление как институт народовластия.
- 16. Территориальное общественное самоуправление в системе мсу: нормативно-правовые основы, функции, перспективы развития.
- 17. Общественно-деятельностная структура муниципальной организации местного самоуправления.
- 18. Организационная культура и ее влияние на деятельность организации.
- 19. План-е как функция упр-я. Этапы план-я. Факторы, ограничивающие возможности план-я.
- 20. Представительный орган муниципального образования в системе местного самоуправления (формирование, статус, компетенция, структура).
- 21. Местная администрация как муниципальная управленческая организация (формирование, статус, функции, структура).
- 22. Современные подходы к содержанию и роли управления
- 23. Особенности национальных моделей управления: японская, американская, западноевропейская.
- 24. Проблемы управления персоналом в условиях восстановления экономики после кризиса
- 25. Процесс подбора и отбора персонала. Формирование резерва управленческих кадров государственной службы
- 26. Управление адаптацией персонала, формы и методы развития персонала
- Оценка результативности труда персонала.
- 28. Информационные системы управления: понятие, свойства, структура, классификация.
- 29. Реализация программы «электронное правительство» (эп), проблемы и перспективы оказания государственных услуг в электронном виде.
- 30. Формирование связей с общественностью в государственном и муниципальном управлении. Организация и полномочия пресс-службы.
- 1. Конституционные основы организации местного самоуправления в рф
- Понятие и виды юридических лиц. Порядок создания и прекращения деятельности юридического лица.
- 4. Понятие, условия действительности гражданско-правовых сделок. Виды недействительных сделок. Правовые последствия признания сделки недействительной.
- 6. Понятие и виды обязательств в гражданском праве. Принципы и место их исполнения. Способы обеспечения исполнения обязательств.
- 7. Понятие, порядок заключения, виды гражданско-правовых договоров. Основания изменения и расторжения гражданско-правового договора.
- 8. Понятие, содержание, субъекты права собственности и иных вещных прав. Способы защиты права собственности и иных вещных прав.
- 9. Представительство и доверенность в гражданском праве (понятие, виды).
- 10. Понятие, предмет и система российского трудового права. Основные принципы и источники трудового права.
- 11. Субъекты трудового права. Понятие и классификация субъектов трудового права. Защита персональных данных работника.
- 12. Социальное партнерство в сфере труда
- 13. Понятие, содержание и виды трудового договора.
- 14. Рабочее время. Режим рабочего времени. Время отдыха. Перерывы в работе. Отпуска.
- 15. Понятие и виды гарантий и компенсаций в трудовом праве. Оплата и нормирование труда.
- 16. Понятие, виды и условия возникновения материальной ответственности сторон трудового договора. Основные способы защиты трудовых прав работника.
- 10. Кр. Севера и приравнен. К ним местностям
- 18. Рассмотрение индивидуальных и коллективных трудовых споров.
- 19. Трудовой распорядок. Дисциплина труда. Охрана труда. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников.
- 20. Понятие, предмет, метод, система и источники административного права рф
- 21. Понятие, особенности административно-правовых норм. Структура и виды административных правоотношений
- 22. Предмет, задачи и принципы законод-ва об админ. Правонарушениях (апн). Апн и админ. Ответственность.
- 23. Понятие, цели, виды административного наказания. Назначение административного наказания
- 24. Понятие, виды, требования и процесс принятия административных актов. Административный договор.
- 25. Понятие, виды и система субъектов административного права. Сущность, функции, способы обеспечения законности в государственном управлении.
- 26. Классификация административных правонарушений (апн), виды наказаний, подведомственность дел и порядок производства по делам об административных правонарушениях на территории ао.
- 27. Возбуждение, рассмотрение, пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях
- 28. Производство по делам об административных правонарушениях. Участники производства, их права и обязанности. Предмет доказывания. Доказательства. Оценка доказательств.
- 29.Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях.
- 30. Конституция рф. Структура, основное содержание. Порядок внесения поправок и изменений. Защита Конституции рф.
- 1. Спрос и предложение, факторы их определяющие. Механизмы рыночного равновесия
- 2. Рациональный выбор потребителя. Основные теории поведения потребителя.
- 3. Рациональное поведение фирмы на рынках готовой продукции в различных конкурентных условиях
- 4. Особенности поведения фирм на факторных рынках
- 5. Макроэкономический анализ. Основные цели и показатели развития национальной экономики.
- 6. Различные подходы к экономической роли государства. Два типа задач и функции государства в экономике
- 7. Рынок труда и безработица. Особенности рынка труда в рф. Государственное регулирование рынка труда
- Инфляция: причины, виды, способы измерения. Антиинфляционная политика государства.
- 9. Сущность, направления и основные инструменты фискальной политики
- 10. Необходимость и инструменты монетарной политики: различные варианты регулирования денежного рынка
- 11. Экономические отношения в системе всемирного хозяйства. Проблемы привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику. Влияние глоального финансового кризиса на экономику России.
- 12. Структурная политика государства, структурные кризисы и сдвиги. Проблемы реструктуризации Российской экономики.
- 13. Инвестиционная политика государства. Инвестиционная привлекательность и инвестиционный климат.
- 14. Сущность и необходимость антимонопольного регулирования. Тарифное регулирование естественных монополий, жкх.
- 15. Распределение доходов, регулирование распределения доходов. Социальная политика.
- 16. Основные принципы и формы кредита. Государственный кредит. Кредитные методы регулирования рыночной экономики.
- 17. Банковская система рф. Место и роль Центрального банка России в денежно- кредитной политике государства
- 18. Функции денег. Понятие денежного обращения. Состояние денежного обращения в Российской Федерации.
- 19. Структура и звенья финансовой системы России. Финансовые институты.
- 20. Сущность и основные функции налогов и сборов. Классификация налогов. Уровни налоговой системы рф.
- 21. Построение бюджетной системы рф. Государственный бюджет. Бюджетный федерализм.
- 22. Формирование региональных и муниципальных бюджетов: проблемы и пути оптимизации. Межбюджетные трансферты.
- 23. Программно-целевой метод управления финансами на региональном и муниципальном уровнях.
- 24. Муниципальное хозяйство.
- 25. Учёт материалов. Методы оценки материальных запасов. Контроль запасов.
- 26.Муниципальная собственность.
- 27. Основные показатели социально-экономического развития региона.
- 29. Рыночная инфраструктура региона.
- 30. Бизнес-план развития региона