6. Региональная модель мсу (на примере Архангельской области).
Местная власть самая близкая к населению, ее доступность - это главный критерий во всех моделях МСУ. На реализация этого принципа был направлен ФЗ 131, согласно к-му АО было образовано 229 муниципальных образований: 7 городских округов, 19 муниципальных районов, 24 городских и 179 сельских поселений. Идея приблизить доступ населения к органам МСУ столкнулась с рядом проблем - на локальном уровне органы МСУ не способны решать вопросы местного значения. Как правило, там нет своих производств, ресурсной базы, а значит, и возможности собирать налоги.
Согласно Уставу АО сформирована следующая модель МСУ.
МСУ - форма осуществления народом своей власти в пределах, установленных Конституцией, федеральными, областными законами, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы МСУ вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций. Границы МО устанавливаются с учетом исторических и иных местных традиций по инициативе населения, органов МСУ, а также органов государственной власти АО, федеральных органов государственной власти в соответствии с федеральным законом. Изменение границ МО не допускается без учета мнения населения соответствующей территории.
Предметы ведения органов МСУ
- вопросы местного значения, а также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы МСУ федеральными и областными законами.
- иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов МСУ других МО, органов госу. власти и не исключенные из их компетенции федеральными и областными законами, только при наличии собственных материальных ресурсов и финансовых средств (за исключением субвенций и дотаций, предоставляемых из федерального и областного бюджетов).
Подчиненность органа МСУ или должностного лица МСУ одного МО органу МСУ или должностному лицу МСУ другого МО не допускается.
Гарантии МСУ
- Решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, мун. правовые акты, принятые органами МСУ и должностными лицами МСУ в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми расположенными на территории МО организациями независимо от их организационно-правовых форм, а также органами государственной власти, органами МСУ и гражданами. Мун. правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено судом, органами МСУ и должностными лицами МСУ, органов гос. власти.
- Наделение органов МСУ отдельными гос. полномочиями осуществляется с передачей им необходимых для осуществления этих полномочий материальных ресурсов и финансовых средств.
- Органы гос. власти АО не вправе ограничивать права МСУ, установленные Конституцией, федеральными законами, Уставом Архангельской области.
Органы МСУ и должностные лица МСУ несут ответственность перед населением МО, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с законом.
Взаимодействие органов гос. власти АО и органов МСУ
Органы гос. власти области содействуют развитию системы МСУ на территории Архангельской области: - принимают меры по выравниванию уровня бюджетной обеспеченности МО; - решают предусмотренные уставом области и областными законами вопросы территориального устройства АО; - оказывают органам МСУ организационную, методическую и иную помощь в работе, в том числе подготовку типовых проектов актов органов МСУ.
Органы государственной власти Архангельской области обязаны рассматривать и учитывать в своей деятельности предложения органов МСУ, сообщать им о результатах рассмотрения этих предложений.
В каждом из образований есть свои проблемы, которые можно решить порой только самим жителям – взявшись за это сообща. Для реализации этой возможности государством найдена форма участия населения - ТОС. В АО данная форма приобрела особую значимость. На декабрь 2011 года создано и работает 487 таких объединений граждан. Нет в Северодвинске, Новодвинске, в Мирном и на Новой Земле. ТОС - это эффективная форма общественной работы, направленная на повышение активности населения в решении вопросов местного значения. Благодаря работе ТОСов в поселениях ремонтируются и появляются новые объекты: мосты, колодцы, здания клубов, музеев, детские и спортивные сооружения, придомовые площадки и другое, необходимое и нужное в повседневной жизни. Развитие ТОС закреплено областным законом. Также для развития ТОС работает ведомственная целевая программа министерства по региональной политике и МСУ АО до 2013 года, которая направлена на стимулирование такого ресурса, как потенциал инициативных, активных и неравнодушных граждан. В рамках программы - обучающие семинары, тренинги и конференции, конкурсы с выделением финансирования из областного бюджета и конкурсы на лучший ТОС и лучшего активиста ТОС, выпускается методическая литература, издается информационный бюллетень «Вестник ТОС», работает ресурс www.toc.cit29.ru в Интернете.
Анализируя доли распределения направлений, в которых ТОС решали важные для себя вопросы в 2011 году, можно увидеть, что 48%, от всех профинансированных проектов - это благоустройство территорий, 26%, - сохранение исторического и культурного наследия, народных традиций и промыслов, развитие туризма, 21%, - мероприятия по развитию физической культуры и спорта. Оставшаяся часть, 5%, – это проекты, направленные инициативными группами на поддержку населения.
- 1. Роль государства в развития общества. Правовое, социальное государство
- 2. Структура высших органов государственной власти России и проблемы ее совершенствования.
- Законодательная власть (зв) в системе государственного управления.
- 4. Исполнительная власть в системе государственного управления.
- 5. Судебная власть в системе государственного управления.
- 6. Региональная модель мсу (на примере Архангельской области).
- 7. Государственная гражданская служба: законодательная база, основные права и обязанности госслужащих, категории, группы должностей
- 8. Административная реформа и основные направления совершенствования государственного и муниципального управления в России.
- Профессиональная этика государственных служащих.
- 10. Муниципальная организация местного самоуправления.
- 11. Север в стратегии развития России. Миссия Архангельской области в ее реализации.
- 12. Место и роль Архангельской области в России. Проблемы взаимоотношения с соседними регионами.
- 13. Характеристика внутренней и внешней среды организации, методы их стратегического анализа. Информационные ресурсы внешней и внутренней среды организации.
- 14. Служебные аномалии в государственной службе (бюрократия, коррупция): проблемы и пути решения.
- 15. Местное самоуправление как институт народовластия.
- 16. Территориальное общественное самоуправление в системе мсу: нормативно-правовые основы, функции, перспективы развития.
- 17. Общественно-деятельностная структура муниципальной организации местного самоуправления.
- 18. Организационная культура и ее влияние на деятельность организации.
- 19. План-е как функция упр-я. Этапы план-я. Факторы, ограничивающие возможности план-я.
- 20. Представительный орган муниципального образования в системе местного самоуправления (формирование, статус, компетенция, структура).
- 21. Местная администрация как муниципальная управленческая организация (формирование, статус, функции, структура).
- 22. Современные подходы к содержанию и роли управления
- 23. Особенности национальных моделей управления: японская, американская, западноевропейская.
- 24. Проблемы управления персоналом в условиях восстановления экономики после кризиса
- 25. Процесс подбора и отбора персонала. Формирование резерва управленческих кадров государственной службы
- 26. Управление адаптацией персонала, формы и методы развития персонала
- Оценка результативности труда персонала.
- 28. Информационные системы управления: понятие, свойства, структура, классификация.
- 29. Реализация программы «электронное правительство» (эп), проблемы и перспективы оказания государственных услуг в электронном виде.
- 30. Формирование связей с общественностью в государственном и муниципальном управлении. Организация и полномочия пресс-службы.
- 1. Конституционные основы организации местного самоуправления в рф
- Понятие и виды юридических лиц. Порядок создания и прекращения деятельности юридического лица.
- 4. Понятие, условия действительности гражданско-правовых сделок. Виды недействительных сделок. Правовые последствия признания сделки недействительной.
- 6. Понятие и виды обязательств в гражданском праве. Принципы и место их исполнения. Способы обеспечения исполнения обязательств.
- 7. Понятие, порядок заключения, виды гражданско-правовых договоров. Основания изменения и расторжения гражданско-правового договора.
- 8. Понятие, содержание, субъекты права собственности и иных вещных прав. Способы защиты права собственности и иных вещных прав.
- 9. Представительство и доверенность в гражданском праве (понятие, виды).
- 10. Понятие, предмет и система российского трудового права. Основные принципы и источники трудового права.
- 11. Субъекты трудового права. Понятие и классификация субъектов трудового права. Защита персональных данных работника.
- 12. Социальное партнерство в сфере труда
- 13. Понятие, содержание и виды трудового договора.
- 14. Рабочее время. Режим рабочего времени. Время отдыха. Перерывы в работе. Отпуска.
- 15. Понятие и виды гарантий и компенсаций в трудовом праве. Оплата и нормирование труда.
- 16. Понятие, виды и условия возникновения материальной ответственности сторон трудового договора. Основные способы защиты трудовых прав работника.
- 10. Кр. Севера и приравнен. К ним местностям
- 18. Рассмотрение индивидуальных и коллективных трудовых споров.
- 19. Трудовой распорядок. Дисциплина труда. Охрана труда. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников.
- 20. Понятие, предмет, метод, система и источники административного права рф
- 21. Понятие, особенности административно-правовых норм. Структура и виды административных правоотношений
- 22. Предмет, задачи и принципы законод-ва об админ. Правонарушениях (апн). Апн и админ. Ответственность.
- 23. Понятие, цели, виды административного наказания. Назначение административного наказания
- 24. Понятие, виды, требования и процесс принятия административных актов. Административный договор.
- 25. Понятие, виды и система субъектов административного права. Сущность, функции, способы обеспечения законности в государственном управлении.
- 26. Классификация административных правонарушений (апн), виды наказаний, подведомственность дел и порядок производства по делам об административных правонарушениях на территории ао.
- 27. Возбуждение, рассмотрение, пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях
- 28. Производство по делам об административных правонарушениях. Участники производства, их права и обязанности. Предмет доказывания. Доказательства. Оценка доказательств.
- 29.Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях.
- 30. Конституция рф. Структура, основное содержание. Порядок внесения поправок и изменений. Защита Конституции рф.
- 1. Спрос и предложение, факторы их определяющие. Механизмы рыночного равновесия
- 2. Рациональный выбор потребителя. Основные теории поведения потребителя.
- 3. Рациональное поведение фирмы на рынках готовой продукции в различных конкурентных условиях
- 4. Особенности поведения фирм на факторных рынках
- 5. Макроэкономический анализ. Основные цели и показатели развития национальной экономики.
- 6. Различные подходы к экономической роли государства. Два типа задач и функции государства в экономике
- 7. Рынок труда и безработица. Особенности рынка труда в рф. Государственное регулирование рынка труда
- Инфляция: причины, виды, способы измерения. Антиинфляционная политика государства.
- 9. Сущность, направления и основные инструменты фискальной политики
- 10. Необходимость и инструменты монетарной политики: различные варианты регулирования денежного рынка
- 11. Экономические отношения в системе всемирного хозяйства. Проблемы привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику. Влияние глоального финансового кризиса на экономику России.
- 12. Структурная политика государства, структурные кризисы и сдвиги. Проблемы реструктуризации Российской экономики.
- 13. Инвестиционная политика государства. Инвестиционная привлекательность и инвестиционный климат.
- 14. Сущность и необходимость антимонопольного регулирования. Тарифное регулирование естественных монополий, жкх.
- 15. Распределение доходов, регулирование распределения доходов. Социальная политика.
- 16. Основные принципы и формы кредита. Государственный кредит. Кредитные методы регулирования рыночной экономики.
- 17. Банковская система рф. Место и роль Центрального банка России в денежно- кредитной политике государства
- 18. Функции денег. Понятие денежного обращения. Состояние денежного обращения в Российской Федерации.
- 19. Структура и звенья финансовой системы России. Финансовые институты.
- 20. Сущность и основные функции налогов и сборов. Классификация налогов. Уровни налоговой системы рф.
- 21. Построение бюджетной системы рф. Государственный бюджет. Бюджетный федерализм.
- 22. Формирование региональных и муниципальных бюджетов: проблемы и пути оптимизации. Межбюджетные трансферты.
- 23. Программно-целевой метод управления финансами на региональном и муниципальном уровнях.
- 24. Муниципальное хозяйство.
- 25. Учёт материалов. Методы оценки материальных запасов. Контроль запасов.
- 26.Муниципальная собственность.
- 27. Основные показатели социально-экономического развития региона.
- 29. Рыночная инфраструктура региона.
- 30. Бизнес-план развития региона