6. Различные подходы к экономической роли государства. Два типа задач и функции государства в экономике
В соврем. экономике значит место отводится гос влиянию, представлен довольно разнообр-й спектр мнений относит-но места, роли, целей и возмож-тей государ вмешат-ва в рыночную экономич систему. При этом взгляды ученых сущ-но менялись в завис-ти от конкр условий развития мирового хозяйства. В наст. время м. говорить о 2 роли гос-ва в экономике. 1. Гос-во «в экон-ке», т.е. экономические субъекты: домохозяйство, фирма и гос-во равновесны. 2. Гос-во «над экономикой», т.е. гос-во возвыша-ся как соц-й институт, проявл абсолютные власт полном-я, устанавл-т рамки и границы экон. субъектам. В оценке сущности и роли рыноч-го мех-зма, целей, возм-тей, границ, форм госуд-го регулир-я экономики значит-но разошлись мнения приверженцев 3 ведущих направл-й экономич науки XX в.: классического, кейнсианского и институционального. Классич. (экономич либерализм) Основатели: А.Маршалл, Э.Чемберлин, Л.Мизес, Ф.Хайек, М.Фридмен. Экон-ка - равновесная и относит гармоничная система, самореугл-ся мез-зм, в ктр компетентный эгоизм всех ее членов через посредство свободной конкуренции ведет к наибольш благосост-ю всего общества. Вмеш-во гос-ва в действия рыночных сил наносит им огромный ущерб, затрудняя достижение индивидуумом и общ-вом своего оптимума. Такой подход, разраб А. Смитом получ название эконом-го либерализма. Миним роль гос-ва, для поддерж-я закона и порядка, охраны и защиты частной соб-ти и конкуренции. Гос-во, не вмешиваясь непоср-но в действия рыночных сил, д создавать благопр экономич условия для эфф-го функционир-я рынка и предпр-ва. Госу-во необходимо для формир-я элементов экономич-го порядка. М.Фридмен: важн-м условием эфф-го функционир-я рыноч меха-ма явл стабильное денежное обращение (теория "монетаризма ", количест теория денег). Кейнсианство (Дж.М.Кейнс, П. Самуэльсон). Как и классики, кейнс-цы не отриц роли рыноч экон-ки, жизнь которой организ, координир и направляет преимущ-но рынок – мех-зм свобод цен, прибылей и убытков, равновесия спроса и предлож-я. Но оценка возмож-тей этого мех-ма различ. Кейнс впервые признал экономич сущность гос-ва. Кейнс-цы создали конц-ю экономич системы, регулируемой как рынком, так и гос-вом. Ее нередко назыв кейнсианской смеш-й эк-кой. Основные положения: а) оценка стихийного рыночного мех-ма и причин госуд вмеш-ва в эк-ку; б) формирование целей такого вмеш-ва; в) определ-е направл-й, форм и методов ГРЭ. Преод-е "провалов рынка" треб активного вмеша-ва гос-ва, ктр надлежит вып-ть функцию "встроенного стабилизатора", ликвидируя (или нивелируя) неустойч-ть - как экономич, так и соц-ю. На основе общей конц Кейнс-цы разраб конкр формы и методы гос эконом-й политики в смеш-й системе. Наиб признание в практике ГРЭ получ теории антициклич (конъюнктурного) регулир-я (воздействие на инвестиции, основ инструм антицикл пол-ки явл-ся гос бюджжет(дефицит бюджета стимулирует эк-ку), фискальная политика, регулирование нормы процента; увелич-е гос расходов на закупки товаров и услуг в целях компенс недостающего частного спроса; влияние на норму банковского процента в целях повыш-я производст и потребит спроса) и экономич роста (важн фактором эконом-го роста - объем инвестиций. Решающ знач-е прида-ся гос-м расходам, основная цель роста ктр - увеличение эфф-го спроса со стороны самого гос-ва и создание благопр условий для частных капиталовложений. Важн направл-я гос расходов - научные исслед-я, производств и соц инфр-ра. Цели гос. экономической политики, - это высокий уровень занятости рабочей силы, стабильность экономического развития, стимулирование экономического роста, социальная политика, обеспечение социальной справедливости в распределении. Институц (экономич дирижизм)(Фр.Перру, Я.Тинберген и Г.Мюрдаль. Концепция индикативного планирования (ИП) и прогнозирования. Основу конц составл идея "согласов-го хозяйства ", т.е. добров согласие всех заинтерес-х субъектов на осущ-е задач, содерж-ся в плане. Глав задачу сторонники концепции видели в том, чт добиться структурной перестройки эк-ки, роста концентрации пр-ва и капитала в целях приспособления к внешней конкуренции, обесп-я конкур-спос-ти товаров на мировом рынке. Принцип избирательности гос пол-ки был положен в основу концепции "привилегиров точек примен-я силы" (отрасли-моторы, движ-е силы прогресса).
Д войственность положения государства заключается в том, что государство находится в экономической системе, и в то же время над ней. 2 типа задач: 1. Цель - распределение ограниченных ресурсов по способам их наилучшего использования. Реализуется через кривую производств возмож-тей. Иллюстрирует:1. Ограниченность ресурсов.2. Необходимость выбора.3. Существование издержек упущенных возможностей.4. Увеличение издержек упущенных возможностей с увеличением выпуска продукта. Двигаясь по границе производственных возможностей вправо вниз и изменяя таким образом структуру производства в пользу увеличения объемов товара X, приходится отказываться от все большего количества товара Y при росте выпуска товара X на единицу. В данном случае точки А, Б, В, Г, Д — точки, принадлежащие КПВ. Точка E внутри графика КПВ означает неполное или нерациональное использование имеющихся ресурсов. Точка Ж (выше кривой) недостижима при данном количестве ресурсов и имеющейся технологии. Эффективность в распределении считается достигнутой тогда, когда невозможно путем перераспределения благ повысить благосостояние одного человека, не уменьшая при этом уровня жизни другого. Этот принцип получил название эффективности по Парето. Однако при решении вопроса о том, для кого производить, возникает не только проблема эффективности в распределении, но и проблема справедливости. 2 тип задач связан с соц-й подсистемой, системой соц справ-ти, это задача соц гармонизации, следует учитывать, что необх снижать соц-ю дифференциацию, а также что каждый поним соц-ю справ-ть по-своему. 4 основн концепции: 1) либеральная / рыночная (справ-ть определ-ся рынком. Перераспред-е доходов д.б. миним-м) 2) утилитаризм (призн-ся необх-ть перераспр-я, ктр. рационально обоснов-ся на основ закона снижения предел полез-ти - любая дополн единица дохода имеет меньшую пол-ть, чем предыд. Измерение и анализ разницы между 10 % сам богатых и 10 % сам бедных, при этом разница до 10 раз считается нормальной. 3) эгалитаризм (абсолютн рав-ва не м.б.,поэт. необхо перераспр-ть доходы. Крайний эг-зм – насильств перераспр-е). 4) роулзианская (более мягкая разновид-ть 3-й конц: перераспр-е доходов на добровольной основе, добровольн страхование, помощь гос-ва). Решая 1 тип гос-во действует для всего общ-ва в целом, 2 - опр. слоям населения гос-во помогает, улучшая их полож-е, а др-м ухудшает. Функции: 1.Функции, связ-е с обеспеч-м рыночного мех-ма хозяйствования: - созд-е условий для разв-я и упрочн-я рыноч отнош-й, рыноч инфраст-ры; - определ-е места гос-ва в соврем хозяйственных системах, выбор путей обеспеч-я интегрального взаимод-я госуд и рыночных регуляторов эк-ки. 2. Функции, связ-е с обеспеч-м стаб экономич развития, экон. равновесия: - правовое обесп-е эк-ки, определ-е общих условий эфф-го хозяйствования: - рацион-е перераспр-е ресурсов и доходов; - обеспечение национ интересов в мировом хоз-ве; - охрана окруж среды; - управление гос собств-ю. 3. Функции, связ-е с решением соц проблем: - организация пр-ва обществ-х товаров и услуг; - обеспечение функциониров-я соц-й сферы, Практич реализ-я экономич функций гос-ва зависит не т. от насущной необх-ти в тех или иных направл-х гос-го вмеш-ва в эк-ку, но и в решающ степени от его реальных эконом возм-тей, определ-х эконом-м потенциалом.
- 1. Роль государства в развития общества. Правовое, социальное государство
- 2. Структура высших органов государственной власти России и проблемы ее совершенствования.
- Законодательная власть (зв) в системе государственного управления.
- 4. Исполнительная власть в системе государственного управления.
- 5. Судебная власть в системе государственного управления.
- 6. Региональная модель мсу (на примере Архангельской области).
- 7. Государственная гражданская служба: законодательная база, основные права и обязанности госслужащих, категории, группы должностей
- 8. Административная реформа и основные направления совершенствования государственного и муниципального управления в России.
- Профессиональная этика государственных служащих.
- 10. Муниципальная организация местного самоуправления.
- 11. Север в стратегии развития России. Миссия Архангельской области в ее реализации.
- 12. Место и роль Архангельской области в России. Проблемы взаимоотношения с соседними регионами.
- 13. Характеристика внутренней и внешней среды организации, методы их стратегического анализа. Информационные ресурсы внешней и внутренней среды организации.
- 14. Служебные аномалии в государственной службе (бюрократия, коррупция): проблемы и пути решения.
- 15. Местное самоуправление как институт народовластия.
- 16. Территориальное общественное самоуправление в системе мсу: нормативно-правовые основы, функции, перспективы развития.
- 17. Общественно-деятельностная структура муниципальной организации местного самоуправления.
- 18. Организационная культура и ее влияние на деятельность организации.
- 19. План-е как функция упр-я. Этапы план-я. Факторы, ограничивающие возможности план-я.
- 20. Представительный орган муниципального образования в системе местного самоуправления (формирование, статус, компетенция, структура).
- 21. Местная администрация как муниципальная управленческая организация (формирование, статус, функции, структура).
- 22. Современные подходы к содержанию и роли управления
- 23. Особенности национальных моделей управления: японская, американская, западноевропейская.
- 24. Проблемы управления персоналом в условиях восстановления экономики после кризиса
- 25. Процесс подбора и отбора персонала. Формирование резерва управленческих кадров государственной службы
- 26. Управление адаптацией персонала, формы и методы развития персонала
- Оценка результативности труда персонала.
- 28. Информационные системы управления: понятие, свойства, структура, классификация.
- 29. Реализация программы «электронное правительство» (эп), проблемы и перспективы оказания государственных услуг в электронном виде.
- 30. Формирование связей с общественностью в государственном и муниципальном управлении. Организация и полномочия пресс-службы.
- 1. Конституционные основы организации местного самоуправления в рф
- Понятие и виды юридических лиц. Порядок создания и прекращения деятельности юридического лица.
- 4. Понятие, условия действительности гражданско-правовых сделок. Виды недействительных сделок. Правовые последствия признания сделки недействительной.
- 6. Понятие и виды обязательств в гражданском праве. Принципы и место их исполнения. Способы обеспечения исполнения обязательств.
- 7. Понятие, порядок заключения, виды гражданско-правовых договоров. Основания изменения и расторжения гражданско-правового договора.
- 8. Понятие, содержание, субъекты права собственности и иных вещных прав. Способы защиты права собственности и иных вещных прав.
- 9. Представительство и доверенность в гражданском праве (понятие, виды).
- 10. Понятие, предмет и система российского трудового права. Основные принципы и источники трудового права.
- 11. Субъекты трудового права. Понятие и классификация субъектов трудового права. Защита персональных данных работника.
- 12. Социальное партнерство в сфере труда
- 13. Понятие, содержание и виды трудового договора.
- 14. Рабочее время. Режим рабочего времени. Время отдыха. Перерывы в работе. Отпуска.
- 15. Понятие и виды гарантий и компенсаций в трудовом праве. Оплата и нормирование труда.
- 16. Понятие, виды и условия возникновения материальной ответственности сторон трудового договора. Основные способы защиты трудовых прав работника.
- 10. Кр. Севера и приравнен. К ним местностям
- 18. Рассмотрение индивидуальных и коллективных трудовых споров.
- 19. Трудовой распорядок. Дисциплина труда. Охрана труда. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников.
- 20. Понятие, предмет, метод, система и источники административного права рф
- 21. Понятие, особенности административно-правовых норм. Структура и виды административных правоотношений
- 22. Предмет, задачи и принципы законод-ва об админ. Правонарушениях (апн). Апн и админ. Ответственность.
- 23. Понятие, цели, виды административного наказания. Назначение административного наказания
- 24. Понятие, виды, требования и процесс принятия административных актов. Административный договор.
- 25. Понятие, виды и система субъектов административного права. Сущность, функции, способы обеспечения законности в государственном управлении.
- 26. Классификация административных правонарушений (апн), виды наказаний, подведомственность дел и порядок производства по делам об административных правонарушениях на территории ао.
- 27. Возбуждение, рассмотрение, пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях
- 28. Производство по делам об административных правонарушениях. Участники производства, их права и обязанности. Предмет доказывания. Доказательства. Оценка доказательств.
- 29.Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях.
- 30. Конституция рф. Структура, основное содержание. Порядок внесения поправок и изменений. Защита Конституции рф.
- 1. Спрос и предложение, факторы их определяющие. Механизмы рыночного равновесия
- 2. Рациональный выбор потребителя. Основные теории поведения потребителя.
- 3. Рациональное поведение фирмы на рынках готовой продукции в различных конкурентных условиях
- 4. Особенности поведения фирм на факторных рынках
- 5. Макроэкономический анализ. Основные цели и показатели развития национальной экономики.
- 6. Различные подходы к экономической роли государства. Два типа задач и функции государства в экономике
- 7. Рынок труда и безработица. Особенности рынка труда в рф. Государственное регулирование рынка труда
- Инфляция: причины, виды, способы измерения. Антиинфляционная политика государства.
- 9. Сущность, направления и основные инструменты фискальной политики
- 10. Необходимость и инструменты монетарной политики: различные варианты регулирования денежного рынка
- 11. Экономические отношения в системе всемирного хозяйства. Проблемы привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику. Влияние глоального финансового кризиса на экономику России.
- 12. Структурная политика государства, структурные кризисы и сдвиги. Проблемы реструктуризации Российской экономики.
- 13. Инвестиционная политика государства. Инвестиционная привлекательность и инвестиционный климат.
- 14. Сущность и необходимость антимонопольного регулирования. Тарифное регулирование естественных монополий, жкх.
- 15. Распределение доходов, регулирование распределения доходов. Социальная политика.
- 16. Основные принципы и формы кредита. Государственный кредит. Кредитные методы регулирования рыночной экономики.
- 17. Банковская система рф. Место и роль Центрального банка России в денежно- кредитной политике государства
- 18. Функции денег. Понятие денежного обращения. Состояние денежного обращения в Российской Федерации.
- 19. Структура и звенья финансовой системы России. Финансовые институты.
- 20. Сущность и основные функции налогов и сборов. Классификация налогов. Уровни налоговой системы рф.
- 21. Построение бюджетной системы рф. Государственный бюджет. Бюджетный федерализм.
- 22. Формирование региональных и муниципальных бюджетов: проблемы и пути оптимизации. Межбюджетные трансферты.
- 23. Программно-целевой метод управления финансами на региональном и муниципальном уровнях.
- 24. Муниципальное хозяйство.
- 25. Учёт материалов. Методы оценки материальных запасов. Контроль запасов.
- 26.Муниципальная собственность.
- 27. Основные показатели социально-экономического развития региона.
- 29. Рыночная инфраструктура региона.
- 30. Бизнес-план развития региона