logo
Ответы к ГОСам

7. Рынок труда и безработица. Особенности рынка труда в рф. Государственное регулирование рынка труда

Рынок труда представляет собой совокупный спрос и предложение рабочей силы, который за счёт взаимодействия этих двух составляющих обеспечивает размещение относительно рабочих мест экономически активного населения по сферам хозяйственной деятельности в отраслевом, территориальном, демографическом и профессионально - квалификационных разрезах. На рынке труда складываются отношения между работодателями и наёмными работниками, способствующие соединению рабочей силы со средствами производства. Тем самым удовлетворяется потребность первых в труде, а вторых в заработной плате. Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Безработица = это вынужденная незанятость, возникающая вследствие постоянного нарушения равновесия между спросом и предложением труда как на интегрированном рынке труда, так и в различных его сегментах. Коэффициент безработицы рассчитывается по следующей формуле:

Кбезр = (численность безработных/численность экономически активного населения)*100% .

Факторы, влияющие на динамику безработицы

1. Демографические - изменение доли экономически активного населения в результате сдвигов в уровне рождаемости, смертности, половозрастной структуре населения, средней продолжительности жизни, в направлениях и объемах миграционных потоков. 2. Технико-экономические - темпы и направления НТП, обусловливающие экономию рабочей силы. 3. Экономические - состояние национального производства, инвестиционной активности, финансово-кредитной системы, уровень цен и инфляции. По сформулированному А. Оукеном закону существует отрицательная связь между уровнем безработицы и объемом ВНП, каждый «всплеск» безработицы связан со снижением реального объема ВНП.

ВИДЫ: 1.Фрикционная безработица - связана с затратами времени на поиск новой работы и длится 1-3 месяца. Причины - вследствие динамичности рынка труда.

2. Структурная - связана с технологическими изменениями в производстве, которые изменяют стурктуру спроса на рабочую силу (возникает если работник уволенный из одной отрасли не может устроиться в другой). Данный вид безработицы возникает, если изменяется отраслевая или территориальная структура спроса на труд. Так как существование фрикционной и структурной безработицы неизбежно, то экономисты называют их сумму естественной безработицей. Естественный уровень безработицы - это такой ее уровень, который соответствует полной занятости (включает фрикционную и структурную формы безработицы), обусловлен естественными причинами (текучестью кадров, миграцией, демографическими причинами), не связан с динамикой экономического роста. Естественная безработица возникает при сбалансированности рынков рабочей силы, то есть когда количество ищущих равно числу свободных рабочих мест. 3. Сезонная - обусловлена сезонными колебаниями в объеме производства определенных отраслей. 4. Циклическая - возникает в период циклического экономического спада и недостатка спроса. Возникает с связи с уменьшением реального ВНП и высвобождением части рабочей силы. Циклическая безработица связана с колебаниями деловой активности (Экономическим циклом). 5. Институциональная - возникает из-за ограниченности рабочей силы и работодателей в актуальной информации о вакансиях и желании работников. Данный вид безработицы возникает, если рынок труда функционирует недостаточно эффективно.

К показателям безработицы относят уровень безработицы и ее продолжительность.

К особенностям рынка труда в РФ относят: 1 Сохранение тенденции превышения предложения рабочей силы над спросом. 2 Профессиональный уровень значительной части работников российских организаций не соответствует требованиям международных стандартов. 3 Недостаточный спрос на рабочую силу при ее дефиците на локальных рынках; 4 Сохранение высокого уровня неэффективной занятости; 5 Недостаточный уровень развития сферы малого бизнеса; 6 Рост напряженности на рынке труда в сельской местности; 7 Сохранение значительной дифференциации в сфере занятости и напряженной ситуации на рынке труда в субъектах – РФ и на отдельных территориях; 8 Наличие нелегальной миграции, создающей неконтролируемую ситуацию на внутреннем рынке труда; 9 Сохранение негативных процессов внутренней трудовой миграции, характеризующейся оттоком населения из районов Севера, богатых сырьевыми ресурсами.

2 типа регулирования рынка труда: пассивное, когда объектом внимания становится рабочая сила, уже попавшая на рынок труда и активно ищущая применения, т.е. мероприятия касаются в основном безработных и направлены на их скорейшее трудоустройство, а в необходимых случаях - на переподготовку; активное, направленное на предупреждение безработицы, вытеснения рабочей силы с предприятия на рынок труда, на переход населения из категории экономически неактивного в категорию экономически активного, т.е. меры воздействия в этом случае носят во многом упреждающий характер. Регулирующая функция государства осуществляется через:

пересмотр важнейших норм государственного, трудового и административного права, регулирующих наем и увольнение, рабочее время, охрану и условия труда, формы трудоустройства и т.п.; установление минимума заработной платы; социальную защиту малоимущих слоев населения, высвобождаемых работников; контроль за уровнем безработицы; организацию системы подготовки и переподготовки населения; федеральную программу занятости и т.д.

Повышению спроса на рабочую силу способствуют такие меры, как: развитие производительных сил, инвестиции; развитие новых форм хозяйствования; разрешение нестандартных форм занятости; организация общественных работ; стимулирование развития производства как следствие мер по повышению покупательной способности населения; субсидирование занятости (особенно слабозащищенных групп населения: молодежи, инвалидов, матерей-одиночек и т.п. в связи с их низкой конкурентоспособностью на рынке труда); льготное кредитование и финансирование создания новых рабочих мест на предприятиях, а также предприятий, активно включившихся в выполнение территориальной программы занятости; снижение бюджетных выплат и взносов на социальное страхование за временных и частично занятых работников и др.