logo
Ответы к ГОСам

24. Муниципальное хозяйство.

МХ, с точки зрения ведения хозяйственной деятельности, в значительной степени носит черты частного хозяйства, так как выступает на рынке как самостоятельный и, что особенно важно, равноправный субъект хозяйственной деятельности. То есть оно может самостоятельно использовать находящуюся в его распоряжении собственность, финансовые ресурсы, землю. Однако, использовать все эти ресурсы органы местного самоуправления должны в целях выполнения общественных функций, возложенных на них.

МХ представляет собой сложную и динамичную систему подотраслей, обеспечивающих удовлетворение жизненно важных потребностей населения, а также различных организаций и предприятий, расположенных на территории любого административно-территориального образования. Сложность системы муниципального хозяйства состоит в многообразии состава предприятий и организаций, которые существенно различаются по характеру оказываемых услуг, организационным формам и структурам управления, а динамичность - в постоянном развитии МХ территориальных образований и повышении требований к предоставляемым услугам.

МХ- совокупность предприятий и учреждений, осуществляющих на территории МО хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение коллективных (общественных) потребностей населения. СОСТАВ: 1. ЖКХ (жилищное хозяйство, т. е. жилые и нежилые здания с сетью обслуживающих их эксплуатационных, ремонтно-строительных и других предприятий и организаций; инженерное обеспечение города: холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение, газоснабжение, электроснабжение; общегородское коммунальное хозяйство (дорожное хозяйство, уличное освещение, санитарная очистка города, сбор, вывоз и переработка бытовых отходов, зеленое хозяйство и т. п.), а также банно-прачечное, гостиничное, ритуальное и другие хозяйства. 2. Транспортный комплекс. 3. Строительный комплекс (жилищно-гражданское строительство и строительная индустрия местного значения); 4. Службы общественной безопасности. 5. Комплекс потребительского рынка (торговля, общественное питание, бытовое обслуживание населения); 6. Системы управления, связи, информации и другие организации, обслуживающие городские нужды. 7. Социальная инфраструктура: объекты здравоохранения; объекты социальной поддержки отдельных групп населения: детские дома, дома престарелых и инвалидов, центры социального обслуживания; объекты образования и науки; объекты культуры и искусства; объекты физической культуры и спорта.

Преобладающая часть текущих вопросов по обеспечению нормального функционирования и финансированию системы этих отраслей относится к компетенции муниципальных властей. При этом предприятия и учреждения сферы МХ выступают объектом управления со стороны местных властей в определённых законом формах. МХ как объект управления имеет ряд особенностей:

1. Местный характер производства, оказания и потребления услуг (продукции); эти процессы, как правило, протекают в границах территории МО или городских территорий.

2. Индивидуальность (незаменяемость) услуг и продукции предприятий МХ; предоставляемые каждым из этих предприятий услуги являются уникальными и не могут быть заменены на другие.

3. Специфичность связей производства и потребления продукции (услуг), которые либо следуют одно за другим либо совпадают во времени.

4. Тесная взаимосвязь развития и состояния МХ с предприятиями градообразующей сферой, с тем видом деятельности, который оправдывает появление территориально-административного образования, его существование, развитие и обеспечивает для этого необходимые ресурсы.

5 Комплексность и пропорциональность развития подотраслей сферы муниципального хозяйства. Очевидно, что отсутствие каких-либо жизненно важных коммунальных услуг способно резко снизить качество и удобство жизни населения города. Строительство жилых домов необходимо вести одновременно со строительством дорог, благоустройством, формированием транспортной, социальной, торговой инфраструктуры, то есть осуществлять комплексную застройку территорий.

6. Зависимость размера предприятий МХ и их размещения от местных условий. Планировка городов и их размер непосредственно влияет на уровень развития МХ и определяет наличие или отсутствие тех или иных видов услуг. Например, в компактно расположенном городе с небольшой территорией может отсутствовать внутригородской пассажирский транспорт, что не оказывает существенного влияния на нормальное функционирование комплекса городского хозяйства.

Предприятия и организации МХ имеют специфические черты своей производственной деятельности, которые определяют особенности организации производственной структуры и управления: Продукция предприятий как правило не имеет овеществленного характера и выступает в форме услуги. Целью деятельности предприятий является удовлетворение потребностей населения в предоставляемых услугах, постоянное повышение уровня обслуживания и качества услуг. Переменный режим работы в соответствии с графиками потребления услуг. Невозможность компенсировать невыполнение производственной программы муниципального предприятия без ущерба для потребителей ни ее последующим перевыполнением ни предоставлением других видов услуг. Большинство предприятий МХ производят однородную продукцию, то есть предоставляют один вид услуг, который на территории города как правило является уникальным. Значительная часть предприятий на территории МО является естественными локальными монополистами в производстве и предоставлении услуг, что затрудняет развитие конкурентных отношений в сфере муниципального хозяйства.

Проблемы. 1. Недостаточное финансирование. Реальными источниками финансирования: является городской или областной бюджет, внебюджетные фонды, специальные сборы на работы, средства собственников или пользователей и пр. 2. Многие мун предприятия и учреждения, особенно, работающие в сфере жилищно-коммунального комплекса, осуществляют свои функции крайне неэффективно: низкий уровень научно – технического потенциала, нехватка современных оборудования, инструментов, материалов, средств механизации и автоматизации; отсталые технологии; негибкие формы организации производства и труда; недостаточная квалификация работников; отсутствие действенных стимулов к повышению качества работы; фактическое отстранение потребителей (населения) от влияния на результаты деятельности производителей работ и услуг в МХ.