logo
Ответы к ГОСам

28. Информационные системы управления: понятие, свойства, структура, классификация.

ИС - взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели.

ИСУ - особый класс аналитических систем, представляющих собой конечные решения для управленцев и аналитиков. Чтобы разобраться в работе ИСУ, необходимо понять суть проблем, которые она решает, организационные процессы, в которые она включена. Внедрение ИСУ может способствовать: получению более рациональных вариантов решения управленческих задач за счет внедрения математических методов и интеллектуальных систем и т. д.; освобождению работников от рутинной работы за счет ее автоматизации; обеспечению достоверности информации; замене бумажных носителей данных на магнитные диски или ленты, что приводит к более рациональной организации переработки информации на компьютере и снижению объемов документов на бумаге; совершенствованию структуры потоков информации и системы документооборота в фирме; уменьшению затрат на производство продуктов и услуг; предоставлению потребителям уникальных услуг; отысканию новых рыночных ниш и т.д.

И С состоит из 2-х подсистем: 1). Обеспечивающая (набор инструментов для обеспечения процесса обработки). 2) Функциональная (обработка инфо). Обеспечивающая – набор различных видов обеспечений: 1). Информационное – совокупность решений по объемам, размещению и формам представления инфо; 2). Техническое – комплекс технических средств, предназначенных для функционирования ИС (компьютеры, машины, тех. оборудование); 3). Математическое - совокупность мат. методов, моделей, алгоритмов обработки инфо (типовые задачи упр-я, статистич. методы, теория массового обслуживания и т.д.). 4) Программное – совокупность программ для решения задач; 5). Организационно-методическое – совокупность методов и средств, определяющих взаимодействие персонала с технич. средствами и м/у собой (рекомендации и инструкции); 6). Правовое – совок-ть правовых норм, определяющих создание, статус и функционирование ИС, порядок получения и использования инфо; Функциональная обеспечивает решение задач в рамках ИС. Функцион. часть формируется в зависимости от предметной области. Построение ИС должно начинаться с анализа структуры управления организацией.

Классификация. По признаку структурированности задач: -Структурированная (формализуемая) задача - задача, где известны все ее элементы и взаимосвязи между ними. Цель использования ИC -полная автоматизация решения, т. е. сведение роли человека к нулю. - Неструктурированная - задача, в которой невозможно выделить элементы и установить между ними связи. Решение из-за невозможности создания математического описания и разработки алгоритма связано с большими трудностями. Возможности использования здесь информационной системы невелики. - Частично структурированные - два вида ИС: создающие управленческие отчеты и ориентированные главным образом на обработку данных (поиск, сортировку, агрегирование, фильтрацию). Используя сведения, содержащиеся в этих отчетах, управляющий принимает решение; разрабатывающие возможные альтернативы решения. Принятие решения при этом сводится к выбору одной из предложенных альтернатив. По функциональному признаку - принадлежность к функциональной сфере бизнеса: производственные системы; системы маркетинга; финансовые и учетные системы; системы кадров (человеческих ресурсов); прочие типы, выполняющие вспомогательные функции в зависимости от специфики деятельности фирмы. По уровню управления - зависит от того, чьи интересы она обслуживает и на каком уровне управления. -ИС оперативного уровня поддерживает специалистов-исполнителей, обрабатывая данные о событиях. Назначение ИС - отвечать на запросы о текущем состоянии. ИС специалистов: интеграция новых сведений в организацию и помощь в обработке бумажных документов. 2 группы: ИС офисной автоматизации; ИС обработки знаний. - ИС для менеджеров среднего звена: для мониторинга, контроля, принятия решений и администрирования. 2 типа: управленческие (для менеджмента) и системы поддержки принятия решений. - Стратегические ИC - компьютерная ИС, обеспечивающая поддержку принятия решений по реализации стратегических перспективных целей развития организации.

По технологическому построению. - Диалоговая система обработки запросов - для реализации текущих, краткосрочных, тактического характера, часто рутинных и жестко структурируемых и формализуемых процедур, например, обработка накладных, ведомостей, бухгалтерских счётов, складских документов и т.д. - Система информационного обеспечения - для подготовки информационных сообщений краткосрочного (обычно) использования тактического или стратегического характера. - Система поддержки принятия решений - для анализа (моделирования) реальной формализуемой ситуации, в которой менеджер должен принять некоторое решение. - Экспертные системы - информационные консультирующие и\или принимающие решения системы. - Интеллектуальные системы - системы поддержки задач принятия решения в сложных системах, где необходимо использование знаний в достаточно широком диапазоне, при нечетких критериях принятия решения.

По сфере применения: - ИС организационного управления - для автоматизации функций управленческого персонала: оперативный контроль и регулирование, оперативный учет и анализ, перспективное и оперативное планирование, бухгалтерский учет, управление сбытом и снабжением и другие экономические и организационные задачи. - ИС управления технологическими процессами - для автоматизации функций производственного персонала. - ИС автоматизированного проектирования - для автоматизации функций инженеров-проектировщиков, конструкторов, архитекторов, дизайнеров при создании новой техники или технологии: инженерные расчеты, создание графической документации (чертежей, схем, планов), создание проектной документации, моделирование проектируемых объектов. - Интегрированные (корпоративные) ИС - для автоматизации всех функций фирмы и охватывают весь цикл работ от проектирования до сбыта продукции.