11. Субъекты трудового права. Понятие и классификация субъектов трудового права. Защита персональных данных работника.
Субъекты ТП - это прежде всего участники труд отношений, стороны этих отношений – работник и работодатель, а так же представители интересов сторон труд. отношений. Виды субъектов: - граждане (работники); - работодатели (предприятия, учреждения, организации, фирмы любой формы собственности); - представители работников и работодателей; органы социального партнерства, - органы службы занятости и трудоустройства, органы по рассмотрению трудовых споров.
Поскольку субъекты трудового права имеют на основании законодательства трудовые права и обязанности, то для их обладания и реализации они должны иметь: трудовую правоспособность - признаваемую законом способность иметь трудовые права и обязанности; трудовую дееспособность - способность по трудовому законодательству осуществлять лично своими действиями трудовые права и обязанности; трудовую деликтоспособность - признаваемую трудовым законодательством способность отвечать за трудовые правонарушения. В трудовом праве все эти три правовые способности неразделимы - правосубъектность. Трудовая правосубъектность - это признаваемая трудовым законодательством способность данного лица (физического или юридического) быть субъектом трудовых и непосредственно с ними связанных правоотношений, иметь и реализовывать трудовые права и обязанности и отвечать за трудовые правонарушения.
Гражданин (работник) как субъект трудового права. Гражданин становится субъектом отношений трудового права еще до их возникновения, когда он подыскивает необходимую работу. С возникновением трудовых отношений он приобретает правовой статус работника. Работником является физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем
Права: заключение, изменение и расторжение трудового договора; предоставление работы, обусловленной договором; рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным кол. договором; своевременную и в полном объеме выплату заработной платы; отдых; полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте; проф.подготовку, переподготовку и повышение своей квалификации; объединение, включая право на создание проф. союзов и вступление в них; участие в управлении организацией в предусмотренных формах; ведение кол. переговоров и заключение кол. договоров и соглашений через своих представителей, а также на информацию о выполнении кол. договора, соглашений; защиту своих трудовых прав, свобод и законных интересов всеми не запрещенными законом способами; разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров; возмещение вреда, причиненного в связи с исполнением трудовых обязанностей; обязательное социальное страхование в случаях, предусмотренных ФЗ. Обязан: добросовестно исполнять свои трудовые обязанности; соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, трудовую дисциплину; выполнять установленные нормы труда; соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда; бережно относиться к имуществу работодателя; незамедлительно сообщить работодателю либо непосредственному руководителю о возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей, сохранности имущества работодателя.
Работодатель - физическое лицо либо юр. лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. Права: заключать, изменять и расторгать трудовые договоры с работниками; вести кол. переговоры и заключать кол. договоры; поощрять работников за добросовестный эффективный труд; требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу; привлекать работников к дисциплинарной и материальной ответственности; принимать локальные нормативные акты; создавать объединения работодателей в целях представительства и защиты своих интересов и вступать в них. Обязан: соблюдать трудовое законодательство и иные НПА, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия кол. договора, соглашений и трудовых договоров; предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором; обеспечивать безопасность и условия труда; обеспечивать работников необходим для исполнения ими трудовых обязанностей; обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности; выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату; вести кол. переговоры, а также заключать кол. договор; предоставлять представителям работников полную и достоверную информацию, необходимую для заключения кол. договора; знакомить работников под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, связанными с их трудовой деятельностью; своевременно выполнять предписания федерального органа власти, уполномоченного на осуществление надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; представления соотв. профсоюзных органов о выявленных нарушениях трудового законодательства, принимать меры по устранению выявленных нарушений и сообщать о принятых мерах; создавать условия, обеспечивающие участие работников в управлении организацией в предусмотренных формах; обеспечивать бытовые нужды работников, связанные с исполнением ими трудовых обязанностей; осуществлять обязательное социальное страхование работников; возмещать вред, причиненный работникам в связи с исполнением ими трудовых обязанностей.
Представители работников в соц партнерстве: проф союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских, межрегиональных профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками.
Представители работодателей- представляют руководитель организации, работодатель - индивидуальный предприниматель (лично) или уполномоченные ими лица.
Защита перс.данных раб-ка. Перс. данные раб-ка(ПДР) – инф-ция, необход-я раб-лю в связи с труд. отн-ми и касающаяся конкр-го раб-ка. Обработка ПДР- получение, хранение, передача ПДР. Работ-ль и его предст-ли при обработке ПДР обязаны соблюдать общие требов-я:1. Обработка ПДР может осуществ-ся только в целях обеспеч-я соблюд-я законов, содействия работникам в трудоустр-ве, обучении и продвижении по службе, обеспечения личн. безоп-ти раб-ков, контроля колич-ва и обеспечения сохран-ти имущ-ва; 2. Соблюдать Констит. РФ, ТК, законы. 3. Все ПДР следует получать у него самого. Если ПДР можно получить только у третьей стороны, то от этого раб-ка должно быть получено письм. согласие. 4. Раб-ль не имеет права получать ПДР о его политич-х, религ. убеждениях и частной жизни, а также о его членстве в обществ.объедин-ях.5. Защита ПДР должна производ-ся за счет средств раб-ля и др.
При передаче ПДР работ-ль должен соблюдать треб-я: 1. не сообщать ПДР третьей стороне без письм. согласия раб-ка. 2 разрешать доступ к ПДР только спец-но уполн-ным лицам. 3.не запрашивать информацию о состоянии здоровья работника, за искл. тех сведений, которые относятся к возм-ти вып-ния раб-ком труд. функции. 4. Сообщить лицам, получающих ПДР, о том, что эти данные могут быть использ-ны только в целях, для которых они сообщены. Эти лица обязаны соблюдать режим секретности 5. осуществлять передачу ПДР в пределах одной орг-ции, с чем раб-к должен быть ознакомлен под роспись.
Согласно ТК, для обеспеч-я защиты ПД, хранящихся у работ-ля, раб-ки имеют право на: полную инф-цию об их ПД и обработке этих данных; свобод. доступ к своим ПД; требов-е об искл-нии или испр-нии неверных или неполных ПД; требов-е об извещении работ-лем всех лиц, которым ранее были сообщены неверные ПДР; обжалование в суд неправом-х действий раб-ля при защите его ПД.
Лица, виновные в нарушении норм, регул-х получение, обр-тку и защиту ПДР, привлек-ся к ответств-ти.
- 1. Роль государства в развития общества. Правовое, социальное государство
- 2. Структура высших органов государственной власти России и проблемы ее совершенствования.
- Законодательная власть (зв) в системе государственного управления.
- 4. Исполнительная власть в системе государственного управления.
- 5. Судебная власть в системе государственного управления.
- 6. Региональная модель мсу (на примере Архангельской области).
- 7. Государственная гражданская служба: законодательная база, основные права и обязанности госслужащих, категории, группы должностей
- 8. Административная реформа и основные направления совершенствования государственного и муниципального управления в России.
- Профессиональная этика государственных служащих.
- 10. Муниципальная организация местного самоуправления.
- 11. Север в стратегии развития России. Миссия Архангельской области в ее реализации.
- 12. Место и роль Архангельской области в России. Проблемы взаимоотношения с соседними регионами.
- 13. Характеристика внутренней и внешней среды организации, методы их стратегического анализа. Информационные ресурсы внешней и внутренней среды организации.
- 14. Служебные аномалии в государственной службе (бюрократия, коррупция): проблемы и пути решения.
- 15. Местное самоуправление как институт народовластия.
- 16. Территориальное общественное самоуправление в системе мсу: нормативно-правовые основы, функции, перспективы развития.
- 17. Общественно-деятельностная структура муниципальной организации местного самоуправления.
- 18. Организационная культура и ее влияние на деятельность организации.
- 19. План-е как функция упр-я. Этапы план-я. Факторы, ограничивающие возможности план-я.
- 20. Представительный орган муниципального образования в системе местного самоуправления (формирование, статус, компетенция, структура).
- 21. Местная администрация как муниципальная управленческая организация (формирование, статус, функции, структура).
- 22. Современные подходы к содержанию и роли управления
- 23. Особенности национальных моделей управления: японская, американская, западноевропейская.
- 24. Проблемы управления персоналом в условиях восстановления экономики после кризиса
- 25. Процесс подбора и отбора персонала. Формирование резерва управленческих кадров государственной службы
- 26. Управление адаптацией персонала, формы и методы развития персонала
- Оценка результативности труда персонала.
- 28. Информационные системы управления: понятие, свойства, структура, классификация.
- 29. Реализация программы «электронное правительство» (эп), проблемы и перспективы оказания государственных услуг в электронном виде.
- 30. Формирование связей с общественностью в государственном и муниципальном управлении. Организация и полномочия пресс-службы.
- 1. Конституционные основы организации местного самоуправления в рф
- Понятие и виды юридических лиц. Порядок создания и прекращения деятельности юридического лица.
- 4. Понятие, условия действительности гражданско-правовых сделок. Виды недействительных сделок. Правовые последствия признания сделки недействительной.
- 6. Понятие и виды обязательств в гражданском праве. Принципы и место их исполнения. Способы обеспечения исполнения обязательств.
- 7. Понятие, порядок заключения, виды гражданско-правовых договоров. Основания изменения и расторжения гражданско-правового договора.
- 8. Понятие, содержание, субъекты права собственности и иных вещных прав. Способы защиты права собственности и иных вещных прав.
- 9. Представительство и доверенность в гражданском праве (понятие, виды).
- 10. Понятие, предмет и система российского трудового права. Основные принципы и источники трудового права.
- 11. Субъекты трудового права. Понятие и классификация субъектов трудового права. Защита персональных данных работника.
- 12. Социальное партнерство в сфере труда
- 13. Понятие, содержание и виды трудового договора.
- 14. Рабочее время. Режим рабочего времени. Время отдыха. Перерывы в работе. Отпуска.
- 15. Понятие и виды гарантий и компенсаций в трудовом праве. Оплата и нормирование труда.
- 16. Понятие, виды и условия возникновения материальной ответственности сторон трудового договора. Основные способы защиты трудовых прав работника.
- 10. Кр. Севера и приравнен. К ним местностям
- 18. Рассмотрение индивидуальных и коллективных трудовых споров.
- 19. Трудовой распорядок. Дисциплина труда. Охрана труда. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников.
- 20. Понятие, предмет, метод, система и источники административного права рф
- 21. Понятие, особенности административно-правовых норм. Структура и виды административных правоотношений
- 22. Предмет, задачи и принципы законод-ва об админ. Правонарушениях (апн). Апн и админ. Ответственность.
- 23. Понятие, цели, виды административного наказания. Назначение административного наказания
- 24. Понятие, виды, требования и процесс принятия административных актов. Административный договор.
- 25. Понятие, виды и система субъектов административного права. Сущность, функции, способы обеспечения законности в государственном управлении.
- 26. Классификация административных правонарушений (апн), виды наказаний, подведомственность дел и порядок производства по делам об административных правонарушениях на территории ао.
- 27. Возбуждение, рассмотрение, пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях
- 28. Производство по делам об административных правонарушениях. Участники производства, их права и обязанности. Предмет доказывания. Доказательства. Оценка доказательств.
- 29.Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях.
- 30. Конституция рф. Структура, основное содержание. Порядок внесения поправок и изменений. Защита Конституции рф.
- 1. Спрос и предложение, факторы их определяющие. Механизмы рыночного равновесия
- 2. Рациональный выбор потребителя. Основные теории поведения потребителя.
- 3. Рациональное поведение фирмы на рынках готовой продукции в различных конкурентных условиях
- 4. Особенности поведения фирм на факторных рынках
- 5. Макроэкономический анализ. Основные цели и показатели развития национальной экономики.
- 6. Различные подходы к экономической роли государства. Два типа задач и функции государства в экономике
- 7. Рынок труда и безработица. Особенности рынка труда в рф. Государственное регулирование рынка труда
- Инфляция: причины, виды, способы измерения. Антиинфляционная политика государства.
- 9. Сущность, направления и основные инструменты фискальной политики
- 10. Необходимость и инструменты монетарной политики: различные варианты регулирования денежного рынка
- 11. Экономические отношения в системе всемирного хозяйства. Проблемы привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику. Влияние глоального финансового кризиса на экономику России.
- 12. Структурная политика государства, структурные кризисы и сдвиги. Проблемы реструктуризации Российской экономики.
- 13. Инвестиционная политика государства. Инвестиционная привлекательность и инвестиционный климат.
- 14. Сущность и необходимость антимонопольного регулирования. Тарифное регулирование естественных монополий, жкх.
- 15. Распределение доходов, регулирование распределения доходов. Социальная политика.
- 16. Основные принципы и формы кредита. Государственный кредит. Кредитные методы регулирования рыночной экономики.
- 17. Банковская система рф. Место и роль Центрального банка России в денежно- кредитной политике государства
- 18. Функции денег. Понятие денежного обращения. Состояние денежного обращения в Российской Федерации.
- 19. Структура и звенья финансовой системы России. Финансовые институты.
- 20. Сущность и основные функции налогов и сборов. Классификация налогов. Уровни налоговой системы рф.
- 21. Построение бюджетной системы рф. Государственный бюджет. Бюджетный федерализм.
- 22. Формирование региональных и муниципальных бюджетов: проблемы и пути оптимизации. Межбюджетные трансферты.
- 23. Программно-целевой метод управления финансами на региональном и муниципальном уровнях.
- 24. Муниципальное хозяйство.
- 25. Учёт материалов. Методы оценки материальных запасов. Контроль запасов.
- 26.Муниципальная собственность.
- 27. Основные показатели социально-экономического развития региона.
- 29. Рыночная инфраструктура региона.
- 30. Бизнес-план развития региона