11. Север в стратегии развития России. Миссия Архангельской области в ее реализации.
Россия – гос-во, “повернутое фасадом в Арктику”, по уровню климат. дискомфорта РФ занимает 2 место в мире (после Монголии). 2/3 территории явл-ся либо северными, либо приравненными к ним (это 64% территории и 27 субъектов). Север – регион особых геополит., экон., оборонных, соц-этнич. интересов (Сибирь – родина 30 малых народов) и последний стратег. ресурсный и территор. резерв страны в 3 тысяч-тии: на Севере сосредоточено 80% природ. ресурсов России, оцененных ООН в 30 трл.$, в т.ч. 97% прир. газа, ¾ нефти, практически все алмазы, большинство цветных и редкоземельных Ме (никель). Most крупн.открытие last десятилетия – нефтегазовый бассейн колосс. объема на арктич. шельфе (не менее 100 млрд. тонн топлива). Северяне составляют 7 % населения Р, но обеспечивают 60% экспорта и производят 20% ВВП. Кроме того, Росс. Север – гл. эколог. резерв планеты: 30-40% кислорода цивилизован. мир получает от Сибири и, учитывая условия Киотского соглашения, РФ может получать колоссальные дивиденды за счет природ.ренты. Север – один из осн. хранителей культуры. Север – важнейший военно-стратег. регион страны – 90% морских границ РФ –северные, ½ морского флота –северный флот. Геполит. значение Севера возросло после распада СССР, когда Р стала более северной страной. Северные территории, занимающие почти половину территории страны по линии Арх-ск - Владивосток, представляют для Р регион особых геополит., экон., оборонных, научных и соц.-этнич. интересов, так как это последний стратег., террит. и ресурсный резерв нашей страны в 3 тысячелетии. Огромные незаселенные территории Р давно привлекают внимание мирового сообщества. В рамках борьбы за пространство на рубеже тысячелетий ставится вопрос об ограничении прав России на территории, которыми она, якобы, не в состоянии цивилизованно распорядиться. Обрела актуальность идея Маккиндера о возможности изъятия у России территории Восточной Сибири - Леналанд. Идея отторжения Рос. Севера лежит в основе целого ряда современных геопол. проектов. Р занимает промежуточное пространство между тремя тремя геоэкон. и геополит. регионами мира: США - Западная Европа - АТР. В любом случае ее территория будет использоваться в качестве связующего звена между этими центрами, вопрос упирается лишь в то, в каком качестве будет выступать Россия? Либо она уступит неосвоенные территории, либо изменив отношение к периферии, сможет воспользоваться с пользой для себя своим геостратегическим пространством. Север и сегодня играет очень важную роль в жизни страны. Северные территории дают Р 3/4 общей добычи нефти (10% мировой добычи), 92 % газа (40% от мировой добычи), 76% никеля и весь титан.
Арх область занимает важное, истинно стратег. положение в России: "Действительно, трудно переоценить роль созданного в Север-ске уникального го. центра атомного судостроения, космодрома Плесецк, ядерного полигона на Новой Земле". +базируются: военно-морской флот, ракетные войска стратег назначения, войска ПВО и военно-космические силы, на, Новой Земле решено строить ядерный могильник. Уникальность ВПК Арх области заключается еще и в том, что на территории области размещены четыре единственных в России воинских научно-исследовательских формирования, три испытательных полигона (Новая Земля, Ненокса и Плесецк). Сочетание выгодного географического положения, богатейших месторождений нефти и газа на суше и на шельфе Печорского и Баренцева морей, наличия первоклассных в технологическом отношении заводов Сев-ска, 20 % разведанных запасов алмазов страны, ЛПК делают Архангельскую область чрезвычайно важным в геополитческом отношении регионом. Не случайно руководители государства регулярно посещают область, обещая ей приоритетное внимание и финансирование. В настоящее время на территории Ненецкого автономного округа создана мощная сырьевая база для развития нефтедобывающей промышленности. Миссия Арх. обл.: в составе РФ, укрепляя ее и давая выход к морям, консолидируя вокруг себя др. территории Русск. севера, обеспечить достойную жизнь северян. 2 возможн. стратегии развития Арх. обл.: 1. Арх.обл. остается сырьевым придатком индустриальноразвитых регионов РФ: технократизм в управлении, отсутствие эффективного менеджмента и стратегии, традиционное развитее лесной, алмазной, рыбной отраслей, ↑ экспорта необработан. сырья и импорта машин, оборудования, продовольствия и потребит. товаров, модернизация индустрии, инфр-ра разв-ся за счет экспорта сырья, привлечение иностр. инвестиций, бюджет. финанс-е за счет налог. поступлений от добычи сырья, федер. дотации, уровень жизни ↑ за счет дотаций, дешевый импорт, обеспчение энергией в интересах добыв. отраслей. 2. Арх. обл. переходит к постиндустриальн. стадии: гл. цель соверш-я упр-я- ↑ кач-ва жизни, благосостояния северян, переработка сырья, экспорт готовой продукции, товаров и услуг, use НТР, соц. потенциала, ВПК в интересах региона, модернизация сферы услуг, внедрение новых технологий. инфр-ра разв-ся для населения (сфера услуг, уризм, культура, образование), эффектив. use всех тарнспорт. коридоров, северных морских путей, межрегиональное взаимодействие, новые источники энергии и тепла, автономность, энергосберегающие технологии, бюджет. финанс-е – собств. потенциал, развитие малого и среднего бизнеса, новые рабочие места, развитие индустрии и сферы услуг.
Разработан проект Стратегии развития Арктической зоны РФ и обеспечения нац. безопасности до 2020г. Приоритетные направления: 1. Реальный сектор: арктические мегапроекты.2. Инфраструктурный сектор: модернизация арктической транспортной системы и создание инновационной инфраструктуры. 3. Сектор услуг: обеспечение производственной и социальной безопасности в Арктике. 4. Арктическое образование и медицина. 5. Арктическая культура и туризм. 6. Арктическое жизнеобеспечение малых сел и поселков. 7. Пространственное развитие Арктики: арктические кластеры и зоны опережающего развития. 8. Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации в Арктике.
- 1. Роль государства в развития общества. Правовое, социальное государство
- 2. Структура высших органов государственной власти России и проблемы ее совершенствования.
- Законодательная власть (зв) в системе государственного управления.
- 4. Исполнительная власть в системе государственного управления.
- 5. Судебная власть в системе государственного управления.
- 6. Региональная модель мсу (на примере Архангельской области).
- 7. Государственная гражданская служба: законодательная база, основные права и обязанности госслужащих, категории, группы должностей
- 8. Административная реформа и основные направления совершенствования государственного и муниципального управления в России.
- Профессиональная этика государственных служащих.
- 10. Муниципальная организация местного самоуправления.
- 11. Север в стратегии развития России. Миссия Архангельской области в ее реализации.
- 12. Место и роль Архангельской области в России. Проблемы взаимоотношения с соседними регионами.
- 13. Характеристика внутренней и внешней среды организации, методы их стратегического анализа. Информационные ресурсы внешней и внутренней среды организации.
- 14. Служебные аномалии в государственной службе (бюрократия, коррупция): проблемы и пути решения.
- 15. Местное самоуправление как институт народовластия.
- 16. Территориальное общественное самоуправление в системе мсу: нормативно-правовые основы, функции, перспективы развития.
- 17. Общественно-деятельностная структура муниципальной организации местного самоуправления.
- 18. Организационная культура и ее влияние на деятельность организации.
- 19. План-е как функция упр-я. Этапы план-я. Факторы, ограничивающие возможности план-я.
- 20. Представительный орган муниципального образования в системе местного самоуправления (формирование, статус, компетенция, структура).
- 21. Местная администрация как муниципальная управленческая организация (формирование, статус, функции, структура).
- 22. Современные подходы к содержанию и роли управления
- 23. Особенности национальных моделей управления: японская, американская, западноевропейская.
- 24. Проблемы управления персоналом в условиях восстановления экономики после кризиса
- 25. Процесс подбора и отбора персонала. Формирование резерва управленческих кадров государственной службы
- 26. Управление адаптацией персонала, формы и методы развития персонала
- Оценка результативности труда персонала.
- 28. Информационные системы управления: понятие, свойства, структура, классификация.
- 29. Реализация программы «электронное правительство» (эп), проблемы и перспективы оказания государственных услуг в электронном виде.
- 30. Формирование связей с общественностью в государственном и муниципальном управлении. Организация и полномочия пресс-службы.
- 1. Конституционные основы организации местного самоуправления в рф
- Понятие и виды юридических лиц. Порядок создания и прекращения деятельности юридического лица.
- 4. Понятие, условия действительности гражданско-правовых сделок. Виды недействительных сделок. Правовые последствия признания сделки недействительной.
- 6. Понятие и виды обязательств в гражданском праве. Принципы и место их исполнения. Способы обеспечения исполнения обязательств.
- 7. Понятие, порядок заключения, виды гражданско-правовых договоров. Основания изменения и расторжения гражданско-правового договора.
- 8. Понятие, содержание, субъекты права собственности и иных вещных прав. Способы защиты права собственности и иных вещных прав.
- 9. Представительство и доверенность в гражданском праве (понятие, виды).
- 10. Понятие, предмет и система российского трудового права. Основные принципы и источники трудового права.
- 11. Субъекты трудового права. Понятие и классификация субъектов трудового права. Защита персональных данных работника.
- 12. Социальное партнерство в сфере труда
- 13. Понятие, содержание и виды трудового договора.
- 14. Рабочее время. Режим рабочего времени. Время отдыха. Перерывы в работе. Отпуска.
- 15. Понятие и виды гарантий и компенсаций в трудовом праве. Оплата и нормирование труда.
- 16. Понятие, виды и условия возникновения материальной ответственности сторон трудового договора. Основные способы защиты трудовых прав работника.
- 10. Кр. Севера и приравнен. К ним местностям
- 18. Рассмотрение индивидуальных и коллективных трудовых споров.
- 19. Трудовой распорядок. Дисциплина труда. Охрана труда. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников.
- 20. Понятие, предмет, метод, система и источники административного права рф
- 21. Понятие, особенности административно-правовых норм. Структура и виды административных правоотношений
- 22. Предмет, задачи и принципы законод-ва об админ. Правонарушениях (апн). Апн и админ. Ответственность.
- 23. Понятие, цели, виды административного наказания. Назначение административного наказания
- 24. Понятие, виды, требования и процесс принятия административных актов. Административный договор.
- 25. Понятие, виды и система субъектов административного права. Сущность, функции, способы обеспечения законности в государственном управлении.
- 26. Классификация административных правонарушений (апн), виды наказаний, подведомственность дел и порядок производства по делам об административных правонарушениях на территории ао.
- 27. Возбуждение, рассмотрение, пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях
- 28. Производство по делам об административных правонарушениях. Участники производства, их права и обязанности. Предмет доказывания. Доказательства. Оценка доказательств.
- 29.Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях.
- 30. Конституция рф. Структура, основное содержание. Порядок внесения поправок и изменений. Защита Конституции рф.
- 1. Спрос и предложение, факторы их определяющие. Механизмы рыночного равновесия
- 2. Рациональный выбор потребителя. Основные теории поведения потребителя.
- 3. Рациональное поведение фирмы на рынках готовой продукции в различных конкурентных условиях
- 4. Особенности поведения фирм на факторных рынках
- 5. Макроэкономический анализ. Основные цели и показатели развития национальной экономики.
- 6. Различные подходы к экономической роли государства. Два типа задач и функции государства в экономике
- 7. Рынок труда и безработица. Особенности рынка труда в рф. Государственное регулирование рынка труда
- Инфляция: причины, виды, способы измерения. Антиинфляционная политика государства.
- 9. Сущность, направления и основные инструменты фискальной политики
- 10. Необходимость и инструменты монетарной политики: различные варианты регулирования денежного рынка
- 11. Экономические отношения в системе всемирного хозяйства. Проблемы привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику. Влияние глоального финансового кризиса на экономику России.
- 12. Структурная политика государства, структурные кризисы и сдвиги. Проблемы реструктуризации Российской экономики.
- 13. Инвестиционная политика государства. Инвестиционная привлекательность и инвестиционный климат.
- 14. Сущность и необходимость антимонопольного регулирования. Тарифное регулирование естественных монополий, жкх.
- 15. Распределение доходов, регулирование распределения доходов. Социальная политика.
- 16. Основные принципы и формы кредита. Государственный кредит. Кредитные методы регулирования рыночной экономики.
- 17. Банковская система рф. Место и роль Центрального банка России в денежно- кредитной политике государства
- 18. Функции денег. Понятие денежного обращения. Состояние денежного обращения в Российской Федерации.
- 19. Структура и звенья финансовой системы России. Финансовые институты.
- 20. Сущность и основные функции налогов и сборов. Классификация налогов. Уровни налоговой системы рф.
- 21. Построение бюджетной системы рф. Государственный бюджет. Бюджетный федерализм.
- 22. Формирование региональных и муниципальных бюджетов: проблемы и пути оптимизации. Межбюджетные трансферты.
- 23. Программно-целевой метод управления финансами на региональном и муниципальном уровнях.
- 24. Муниципальное хозяйство.
- 25. Учёт материалов. Методы оценки материальных запасов. Контроль запасов.
- 26.Муниципальная собственность.
- 27. Основные показатели социально-экономического развития региона.
- 29. Рыночная инфраструктура региона.
- 30. Бизнес-план развития региона