5. Макроэкономический анализ. Основные цели и показатели развития национальной экономики.
В рамках эк теории макроэк-ка - совокупностью укрупненных эк показ-лей. Но чтобы такая «совокуп-ть» превратилась в «систему», необходимо обнаружить завис-ти между этими показ-лями. Такое обнаруж-е завис-ти между макроэк-кими показ-лями и сост-ет предмет макроэк-кого анализа. Проблемы, кот-е традиционно относятся к макроэк-ким: 1)проблема занятости; 2)величина производимого нац-го дохода; 3)динамика делового цикла; 4)природа инфляции;5)мировое хоз-во; 6)эк-кий рост. Рыночная эк-ка м.б. только системой рынков. Из множ-ва рынков Кейнс выделил 4 осн-ых — «рынок благ» (товаров), «рынок труда», «рынок денег» и «рынок ценных бумаг». Каждый из этих рынков занимает в стр-ре макроэк-ки особое место и выполняет особые ф-и. Взаимосвязь м/у этими рынками, образующая механизм движ-я макроэк-ки, и отражается во всех макроэк-ких моделях. Рассмотрим стр-ру каждого рынка, чтобы потом объединить их в единую систему макроэк-ки. А. Рынок благ объединяет все товары и услуги в некоторое «благо» как объект совокупной купли-продажи. Произв-лем (продавцом) здесь выступает «фирма», а потреб-лем (покупателем) — семья (домохоз-во), те же фирмы и гос-во. В. Рынок денег хар-ся тем, что здесь продавцом выступает гос-во, а покуп-лем — домохоз-ва, фирмы и то же гос-во. С. Рынок труда: продавцом являются домохоз-ва, а в качестве покуп-ля — фирмы, гос-во и те же домохоз-ва. D. Рынок ценных бумаг, где продавцом выступают гос-во и фирмы, а покуп-лем — гос-во, фирмы и домохоз-ва. Теперь объединим все эти рынки в один макрорынок, дополнив его пятью обязательными макроэк-кими связями:1)фирмы и домохоз-ва выплачивают гос-ву налоги; 2)гос-тво осущ-ет дотации фирмам и трансфертные платежи домохоз-вам; 3)фирмы часть прибыли превращают в инвест-и, а домаш. хоз-ва часть дохода — в сбережения; 4)гос-во часть бюджета использует для финансир-я нерыночных секторов эк-ки (наука, образ-е, здравоохр-е, произв-венная и соц-ая инфрастр-ра, оборона, СМИ, гос-ый аппарат); 5)гос-во находится в кредитных отн-ях с «заграницей». В результате перед нами возникает «макрорынок» — объект макроэк-кого анализа. Для анализа макроэк-ки важное знач-е имеют 2 метода: «матем-ий» и «баланс-й». 1.Основные параметры макроэк-ки колич-нно измеримы. Вот почему макроэк-кие модели принимают вид матем-их уравн-й. Функциональные завис-ти агрегированных переменных — такой вид принимают в макроэк-ких моделях реальные эк-кие связи. 2.Макроэк-кие модели носят сбалансированный хар-р, кот-й предполагает, что на всех рынках обесп-ся равенство объемов произв-ва и продажи, доходов и расходов, совокупного спроса и совокупного предлож-я. И хотя в реальности такое макроэк-кое равновесие недостижимо, именно стремление к равновесному состоянию отличает макроэк-ку от микроэк-ки. Специфика макроэк-кого анализа опр-ся теми процессами и проблемами, кот-е обнаруж-ся только на макроэк-ком уровне и кот-е м.б. решены только макроэк-кими ср-вами. Речь идет о взаимообусловл-сти 7 макроэк-ких парам-в — занятость, совокупный спрос, совокупное предлож-е, нац-ый доход, инфл-я, эк-кий рост, деловой цикл. Поскольку макроэк-ка есть система 4 главных рынков (товаров, труда, денег и ц.б.), то макроэк-кий анализ осущ-ся в два этапа: сначала выясняется специфика механизма функционирования каждого рынка в отдельности, а затем все эти рынки балансируются в рамках единого макрорынка. Рыноч модели подразделяются на «статич» и «динамич». Статич - фиксируюет эк процесс в его исходном и конечном состоянии. Сам же переход из исходного в конечное сост-е в статических моделях не отражается. Это — задача динамических моделей, в кот-х решающим принимается фактор времени. В этом аспекте динам-ие макроэк-кие модели делятся на «краткосрочные», «среднесрочные» и «долгосрочные», где хар-ка временного интервала опр-ся по числу изменяющихся факторов произв-ва. Основу макроэк-кого анализа сост-ют фактич данные, достоверно отражающие соц.-эк-кое развитие страны. Все макроэк-кие модели равновесия хар-ют идеал состояние рыноч эк-ки, когда все пропорции сбалансированы. В действит-ти же рыночная эк-ка развивается посредством диспропорц-сти. Модели равновесия в данном случае позволяют полнее понять нарушения в макроэк-ком равновесии. Сущность проблемы макроэк-кого моделир-я состоит в том, что в модели воспроизв-ся только часть реальности, а множ-во остальных деталей опускается. На практике оказывается, что каждая «деталь», а тем более взаимодействие их множ-ва, искажают влияние слагаемых модели и приводят к неожидаемым рез-там. Осн показ-ли нац-ой эк-ки. Агрегир-е позволяет получать статист показ-ли, хар-щие совокупное произв-во общ-ва. Наиболее распр-ми в мировой статистике макроэк-кими показателями явл-ся след 3: ВНП, ВВП и нац-ый доход. ВНП - это годовая рыночная стоимость всех товаров и услуг, произв-х нац эк-кой для конечного потребл-я. Он вкл стоимость продукции отеч произв-ва, размещ-го как внутри страны, так и за её пределами. В отличие от этого ВВП охватывает годовую стоимость всей конечной продукции, созданной внутри страны (как отеч, так и ин). 3 важн макроэк показ-ль - это НД, или чистый нац-ный продукт общ-ва. Он предст-т собой часть ВНП, за вычетом суммы годовых амортизац-х отчислений. Методы расчёта ВВП Обычно выделяют 3 таких метода: по доходам, по расходам и по произв-ву. 1)Расчёт по доходам предп-т опр-ние ВВП как суммы всех доходов, созданных в общ-ве при его произв-ве. Сюда входят доходы, получ-ые постав-ми эк-ких рес-сов (з/ плата наём-х раб-ков, рента землевлад-цев, проценты банка, прибыли предпр-лей и т.д.). При этом включ-ся доходы всех субъектов, осущест-щих свою деят-ть в географ-х рамках данной страны, как резидентов, так и нерез-тов. В показатель ВВП, рассчит-мый по данному методу, также включ-ся косвенные и прямые налоги на предпр-я, амортизация, доходы от собств-ти и нераспред-я часть прибыли. Показатель з/платы вклт валовую сумму з/платы, а также доп-ные выплаты наемным работникам. Ренту -доходы соб-ков недвиж-ти. Прибыль распадается на валовую прибыль корпораций или фирм (дивиденды) и чистые доходы товариществ (партнерств) и предпр-й в единоличной соб-ти, а также доходы фермеров и лиц свободных профессий. 2)Расчёт по расходам опр-т ВВП суммированием всех расходов общ-ва на конечное потребление (личные потребит-кие расходы нас-я, гос-ые закупки товаров и услуг, расходы предпр-лей на модер-цию, обновление и расширение осн-х фондов и пр.). При расчете ВВП на основе расходов, или потока благ суммир-ся следующие величины: 1.Потребит-кие расходы населения (С). 2.Валовые частные инвест-ии в нац экономику (I). 3.Гос-ные закупки товаров и услуг (G). 4.Чистый экспорт (NX), кот-й предст-т разность между экспортом и импортом данной страны. ВВП = С + / + G + NX Расходы домохоз-в на личное потребл-е (С) включ-т расходы на приобр-е товаров длит-го пользов-я, прод-ных товаров, одежды и предметов домашнего обихода, а также различных услуг. Валовые частные инвест-и (Ig), или капиталовлож-я предст-т собой сумму чистых инвест-й (Ig) (прирост запаса капит-х благ длит-го пользования, т. е. зданий и сооруж-й, машин и оборуд-я, товарно-матер-х запасов) и амортизации (d) в течение года. Чистые инвест-и подраз-т процесс реального капиталообр-ния, а не приобр-е фин-х активов типа акций, облигаций и т. п. Гос-е закупки товаров и услуг (G) - это расходы гос-ных учр-й и орг-в власти всех ур-ней на приобр-е товаров и оплату услуг труда занятых в гос-м секторе. В эти гос-е расходы не включ-ся трансфертные платежи. Чистый экспорт (NX) - это разница между экспортом и импортом страны. 3)метод добавленной ст-ти состоит в суммир-ии стоимостей товаров и услуг, произведённых всеми предпр-ми страны. Для правильного расчета ВВП необходимо учесть все продукты и услуги, произвед-е в данном году, но без повторного, или двойного счета. ВНП- показатель, кот-й показ-т годовой объем конечных товаров и услуг, создан-х гражд-ми страны, как в рамках нац-ной тер-ии, так и за рубежом. Расчет ВНП основан на критерии принадлежности фактора произв-ва резиденту или нерезиденту данной страны. Если к показ-лю ВВП добавить разность между поступл-ми от услуг факторов произв-ва резидентов из-за границы и факторными доходами, полученными нерезидентами в данной стране, то получим показ-ль ВНП. Разность между показ-ми ВНП и ВВП для многих стран незначительна и колеблется в пределах + 1% от ВВП. Не все сделки эк субъектов, включ-ся в показатель ВВП: 1.это сделки с фин-ми инструм-ми: покупка и продажа ц/б - акций, облигаций и т. п. 2.это продажа и покупка подержанных вещей и вообще всех благ, бывших в употреблении. 3.это частные трансферты, н-р, подарки детям, друзьям и др.4.гос-е трансферты. Макроэк-кая теория исп-т еще один важный показатель -потенциальный ВВП, кот-й означает долгосроч-е производ-ые возм-ти эк-ки при максимальном использ-ии имеющихся рес-ов в усл-х стабильных цен. Особое значение этот показатель имеет при исслед-и проблем эк-ких циклов, инфляции, эк-го роста, когда анализир-ся причины отклонений фактичхго ВВП от его потенц-го уровня. Номинальный ВВП - это ВВП, подсчит-й в текущих ценах. В макроэк-кой теории его обознач-т символом PQ, где Р означает индекс цен, a Q - физический объем производства.
Реальный ВВП - это фактич-й объем выпуска прод-ции, рассчит-й в ценах базисного года.
В эк-кой теории и стат-ке широко исп-ся взаимосв-ые показ-ли нац-х счетов, кот-е рассчит-ся на основе ВВП. Система нац-ых счетов (СНС) связ-т воедино важнейшие макроэк-кие показ-ли - объем выпуска т. и у., совокупные доходы и совокупные расходы общ-ва. Важнейшие показ-ли СНС, хар-щие движение ВВП на различных его стадиях: Чистый внутренний продукт (ЧВП) пред-т собой ВВП за вычетом амортизац-х отчисл-й. С помощью показ-ля ЧВП можно измерить годовой объем произв-ва, кот-й эк-ка в состоянии потребить, не сокращая производств-е возм-ти будущих периодов: ЧВП = ВВП - амортизация. Нац-ый доход (НД). Для опр-ния показ-ля общего объема з/платы, процента, прибыли и ренты, т. е. платежей, получ-х при произв-ве ВВП в данном году, необходимо вычесть из ЧВП косвенные налоги на предпр-лей. Смысл этого подсчета в том, что гос-во, взимая косвенные налоги с предпр-й, ничего не вклад-т в пр-во и поэтому его нельзя рассм-ть как поставщика эк-ких рес-сов. Т. о, мы получаем показ-ль нац-го дохода (НД). Пок-ль ВВП дает возм-ть в ден-м выраж-и измерить объем годового пр-ва страны. ВВП не полностью отр-т реальное эк-кое благосостояние нации, т.к.: 1)практически во всех странах отсут-т систем-кая и достоверная стат-ка таких видов деят-ти, как домашний уход за больными и детьми, домашнее благоустр-во 2)не учит-ся в ВВП рез-ты таких секторов теневой эк-ки, как нелегальные виды развлечений, рэкет, пр-во и продажа наркотиков 3)в показ-ле ВВП отсутствует оценка негативных рез-тов функц-ния произв-ва (истощ-е рес-сов, измен-е климата, загрязн-е окруж-й среды) 4) пок-ль ВВП не учит-т благосост-е общ-ва, связанное с досугом. Учесть влияние этих факторов на общ-ное благосост-е позв-т показатель «чистого эконом. благосостоянии» общ-ва (ЧЭБ).
- 1. Роль государства в развития общества. Правовое, социальное государство
- 2. Структура высших органов государственной власти России и проблемы ее совершенствования.
- Законодательная власть (зв) в системе государственного управления.
- 4. Исполнительная власть в системе государственного управления.
- 5. Судебная власть в системе государственного управления.
- 6. Региональная модель мсу (на примере Архангельской области).
- 7. Государственная гражданская служба: законодательная база, основные права и обязанности госслужащих, категории, группы должностей
- 8. Административная реформа и основные направления совершенствования государственного и муниципального управления в России.
- Профессиональная этика государственных служащих.
- 10. Муниципальная организация местного самоуправления.
- 11. Север в стратегии развития России. Миссия Архангельской области в ее реализации.
- 12. Место и роль Архангельской области в России. Проблемы взаимоотношения с соседними регионами.
- 13. Характеристика внутренней и внешней среды организации, методы их стратегического анализа. Информационные ресурсы внешней и внутренней среды организации.
- 14. Служебные аномалии в государственной службе (бюрократия, коррупция): проблемы и пути решения.
- 15. Местное самоуправление как институт народовластия.
- 16. Территориальное общественное самоуправление в системе мсу: нормативно-правовые основы, функции, перспективы развития.
- 17. Общественно-деятельностная структура муниципальной организации местного самоуправления.
- 18. Организационная культура и ее влияние на деятельность организации.
- 19. План-е как функция упр-я. Этапы план-я. Факторы, ограничивающие возможности план-я.
- 20. Представительный орган муниципального образования в системе местного самоуправления (формирование, статус, компетенция, структура).
- 21. Местная администрация как муниципальная управленческая организация (формирование, статус, функции, структура).
- 22. Современные подходы к содержанию и роли управления
- 23. Особенности национальных моделей управления: японская, американская, западноевропейская.
- 24. Проблемы управления персоналом в условиях восстановления экономики после кризиса
- 25. Процесс подбора и отбора персонала. Формирование резерва управленческих кадров государственной службы
- 26. Управление адаптацией персонала, формы и методы развития персонала
- Оценка результативности труда персонала.
- 28. Информационные системы управления: понятие, свойства, структура, классификация.
- 29. Реализация программы «электронное правительство» (эп), проблемы и перспективы оказания государственных услуг в электронном виде.
- 30. Формирование связей с общественностью в государственном и муниципальном управлении. Организация и полномочия пресс-службы.
- 1. Конституционные основы организации местного самоуправления в рф
- Понятие и виды юридических лиц. Порядок создания и прекращения деятельности юридического лица.
- 4. Понятие, условия действительности гражданско-правовых сделок. Виды недействительных сделок. Правовые последствия признания сделки недействительной.
- 6. Понятие и виды обязательств в гражданском праве. Принципы и место их исполнения. Способы обеспечения исполнения обязательств.
- 7. Понятие, порядок заключения, виды гражданско-правовых договоров. Основания изменения и расторжения гражданско-правового договора.
- 8. Понятие, содержание, субъекты права собственности и иных вещных прав. Способы защиты права собственности и иных вещных прав.
- 9. Представительство и доверенность в гражданском праве (понятие, виды).
- 10. Понятие, предмет и система российского трудового права. Основные принципы и источники трудового права.
- 11. Субъекты трудового права. Понятие и классификация субъектов трудового права. Защита персональных данных работника.
- 12. Социальное партнерство в сфере труда
- 13. Понятие, содержание и виды трудового договора.
- 14. Рабочее время. Режим рабочего времени. Время отдыха. Перерывы в работе. Отпуска.
- 15. Понятие и виды гарантий и компенсаций в трудовом праве. Оплата и нормирование труда.
- 16. Понятие, виды и условия возникновения материальной ответственности сторон трудового договора. Основные способы защиты трудовых прав работника.
- 10. Кр. Севера и приравнен. К ним местностям
- 18. Рассмотрение индивидуальных и коллективных трудовых споров.
- 19. Трудовой распорядок. Дисциплина труда. Охрана труда. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников.
- 20. Понятие, предмет, метод, система и источники административного права рф
- 21. Понятие, особенности административно-правовых норм. Структура и виды административных правоотношений
- 22. Предмет, задачи и принципы законод-ва об админ. Правонарушениях (апн). Апн и админ. Ответственность.
- 23. Понятие, цели, виды административного наказания. Назначение административного наказания
- 24. Понятие, виды, требования и процесс принятия административных актов. Административный договор.
- 25. Понятие, виды и система субъектов административного права. Сущность, функции, способы обеспечения законности в государственном управлении.
- 26. Классификация административных правонарушений (апн), виды наказаний, подведомственность дел и порядок производства по делам об административных правонарушениях на территории ао.
- 27. Возбуждение, рассмотрение, пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях
- 28. Производство по делам об административных правонарушениях. Участники производства, их права и обязанности. Предмет доказывания. Доказательства. Оценка доказательств.
- 29.Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях.
- 30. Конституция рф. Структура, основное содержание. Порядок внесения поправок и изменений. Защита Конституции рф.
- 1. Спрос и предложение, факторы их определяющие. Механизмы рыночного равновесия
- 2. Рациональный выбор потребителя. Основные теории поведения потребителя.
- 3. Рациональное поведение фирмы на рынках готовой продукции в различных конкурентных условиях
- 4. Особенности поведения фирм на факторных рынках
- 5. Макроэкономический анализ. Основные цели и показатели развития национальной экономики.
- 6. Различные подходы к экономической роли государства. Два типа задач и функции государства в экономике
- 7. Рынок труда и безработица. Особенности рынка труда в рф. Государственное регулирование рынка труда
- Инфляция: причины, виды, способы измерения. Антиинфляционная политика государства.
- 9. Сущность, направления и основные инструменты фискальной политики
- 10. Необходимость и инструменты монетарной политики: различные варианты регулирования денежного рынка
- 11. Экономические отношения в системе всемирного хозяйства. Проблемы привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику. Влияние глоального финансового кризиса на экономику России.
- 12. Структурная политика государства, структурные кризисы и сдвиги. Проблемы реструктуризации Российской экономики.
- 13. Инвестиционная политика государства. Инвестиционная привлекательность и инвестиционный климат.
- 14. Сущность и необходимость антимонопольного регулирования. Тарифное регулирование естественных монополий, жкх.
- 15. Распределение доходов, регулирование распределения доходов. Социальная политика.
- 16. Основные принципы и формы кредита. Государственный кредит. Кредитные методы регулирования рыночной экономики.
- 17. Банковская система рф. Место и роль Центрального банка России в денежно- кредитной политике государства
- 18. Функции денег. Понятие денежного обращения. Состояние денежного обращения в Российской Федерации.
- 19. Структура и звенья финансовой системы России. Финансовые институты.
- 20. Сущность и основные функции налогов и сборов. Классификация налогов. Уровни налоговой системы рф.
- 21. Построение бюджетной системы рф. Государственный бюджет. Бюджетный федерализм.
- 22. Формирование региональных и муниципальных бюджетов: проблемы и пути оптимизации. Межбюджетные трансферты.
- 23. Программно-целевой метод управления финансами на региональном и муниципальном уровнях.
- 24. Муниципальное хозяйство.
- 25. Учёт материалов. Методы оценки материальных запасов. Контроль запасов.
- 26.Муниципальная собственность.
- 27. Основные показатели социально-экономического развития региона.
- 29. Рыночная инфраструктура региона.
- 30. Бизнес-план развития региона