15. Местное самоуправление как институт народовластия.
В условиях реформ возрастает роль МСУ как фактора демократизации общественной жизни, необходимой предпосылки становления гражданского общества.
МСУ согласно Европейской Хартии составляет одну из основ любого демократического строя. Принцип МСУ, - гласит статья 2 Хартии, - должен быть признан в законодательстве страны, и, по возможности, в конституции страны. Статья 3 Европейской Хартии о МСУ определяет МСУ как право и реальную способность органов МСУ регулировать и управлять в рамках закона и под свою ответственность важной частью публичных дел в интересах своего населения. Таким образом, Европейская Хартия о МСУ, связывая МСУ с правом на самостоятельную и под свою ответственность деятельность, указывает прежде всего на роль местных органов в реализации МСУ в реализации функций местного самоуправления.
Местное самоуправление играет важную роль в механизме народовластия. В рф единственным источником власти является ее многонациональный народ. Конституция РФ закрепляет определенную систему форм реализации принадлежащей народу власти. В соответствии с Конституцией народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы МСУ. Таким образом, Конституция РФ относит гос. власть и власть, осуществляемую органами МСУ, к самостоятельным формам реализации власти народа. В организации МСУ наиболее ярко выражается идея приближения власти к народу. Конституции закрепляет, что МСУ обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Вместе с тем она исходит из того, что право местного самоуправления осуществляется населением как через формы прямого волеизъявления, так и через выборные и другие органы (МСУ осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы МСУ.).
Концептуальные положения Конституции РФ о народовластии и роли в нем МСУ нашли свое отражение ФЗ № 131 «Об общих принципах организации МСУ в РФ» от 06.10.2003:
Местное самоуправление в РФ - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы VCE вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Признаваемое Конституцией и ФЗ право населения на осуществление местного самоуправления предполагает след. формы его реализации: 1. Местный референдум в целях решения непосредственно населением вопросов местного значения. Проводиться на всей территории МО. Решение о назначении принимается представительным органом МО: по инициативе, выдвинутой гражданами, имеющими право на участие в местном референдуме; по инициативе, выдвинутой избирательными объединениями, иными общественными объединениями, уставы которых предусматривают участие в выборах и (или) референдумах; по инициативе представительного органа и главы местной администрации, выдвинутой ими совместно. В местном референдуме имеют право участвовать граждане, место жительства которых расположено в границах МО на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании. Принятое на местном референдуме решение подлежит обязательному исполнению на территории МО и не нуждается в утверждении какими-либо органами гос. власти, их должностными лицами или органами МСУ. 2. Муниципальные выборы - для избрания депутатов, членов выборного органа МСУ, выборных должностных лиц местного самоуправления на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Назначаются представительным органом МО в сроки, предусмотренные уставом. 3. Голосование по отзыву депутата, члена выборного органа МСУ, выборного должностного лица, голосование по вопросам изменения границ МО, преобразования МО. Голосование по отзыву проводится по инициативе населения в порядке, установленном для проведения местного референдума. Основания для отзыва устанавливаются уставом МО и м.б. только его конкретные противоправные решения или действия (бездействие) в случае их подтверждения в судебном порядке.
4. Сход граждан, осуществляющий полномочия представительного органа МО: проводится в поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек для решения вопросов местного значения. Правомочен при участии в нем более половины жителей поселения, обладающих избирательным правом. Может созываться главой муниципального образования самостоятельно либо по инициативе группы жителей поселения численностью не менее 10 человек.
5. Правотворческая инициатива граждан. Может выступить инициативная группа граждан, обладающих избирательным правом. Минимальная численность - не может превышать 3% процента от числа жителей МО, обладающих избирательным правом.
6. ТОС - самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения. Посредством проведения собраний и конференций граждан, а также посредством создания органов территориального общественного самоуправления. В пределах: подъезда многоквартирного жилого дома; многоквартирного дома; группы домов; микрорайона; сельского населенного пункт - не поселения.
7. Публичные слушания. Для обсуждения проектов мун. правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей. Проводятся по инициативе населения, представительного органа или главы муниципального образования. Обязательно: 1) проект устава, проект мун. правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав; 2) проект местного бюджета и отчет о его исполнении; 3) проекты планов и программ развития МО; 4) вопросы о преобразовании МО.
8. Собрание граждан - для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов и должностных лиц МСУ, осуществления ТОС. По инициативе населения, представительного органа, главы МО, а также в случаях, предусмотренных уставом ТОС.
9. Конференция граждан (собрание делегатов). 10. Опрос граждан. Результаты опроса носят рекомендательный характер.
Одно из ключевых понятий, характеризующих сущность МСУ как форму организации и осуществления власти - самостоятельность. Самостоятельность гарантируется государством (Конституцией РФ). Государство признает МСУ в качестве самостоятельной формы осуществления народом принадлежащей ему власти. Это находит свое отражение в организационной обособленности МСУ, его органов в системе управления обществом, государством. Важнейшим признаком МСУ, отражающим его специфику как формы осуществления власти, является собственная ответственность МО.
- 1. Роль государства в развития общества. Правовое, социальное государство
- 2. Структура высших органов государственной власти России и проблемы ее совершенствования.
- Законодательная власть (зв) в системе государственного управления.
- 4. Исполнительная власть в системе государственного управления.
- 5. Судебная власть в системе государственного управления.
- 6. Региональная модель мсу (на примере Архангельской области).
- 7. Государственная гражданская служба: законодательная база, основные права и обязанности госслужащих, категории, группы должностей
- 8. Административная реформа и основные направления совершенствования государственного и муниципального управления в России.
- Профессиональная этика государственных служащих.
- 10. Муниципальная организация местного самоуправления.
- 11. Север в стратегии развития России. Миссия Архангельской области в ее реализации.
- 12. Место и роль Архангельской области в России. Проблемы взаимоотношения с соседними регионами.
- 13. Характеристика внутренней и внешней среды организации, методы их стратегического анализа. Информационные ресурсы внешней и внутренней среды организации.
- 14. Служебные аномалии в государственной службе (бюрократия, коррупция): проблемы и пути решения.
- 15. Местное самоуправление как институт народовластия.
- 16. Территориальное общественное самоуправление в системе мсу: нормативно-правовые основы, функции, перспективы развития.
- 17. Общественно-деятельностная структура муниципальной организации местного самоуправления.
- 18. Организационная культура и ее влияние на деятельность организации.
- 19. План-е как функция упр-я. Этапы план-я. Факторы, ограничивающие возможности план-я.
- 20. Представительный орган муниципального образования в системе местного самоуправления (формирование, статус, компетенция, структура).
- 21. Местная администрация как муниципальная управленческая организация (формирование, статус, функции, структура).
- 22. Современные подходы к содержанию и роли управления
- 23. Особенности национальных моделей управления: японская, американская, западноевропейская.
- 24. Проблемы управления персоналом в условиях восстановления экономики после кризиса
- 25. Процесс подбора и отбора персонала. Формирование резерва управленческих кадров государственной службы
- 26. Управление адаптацией персонала, формы и методы развития персонала
- Оценка результативности труда персонала.
- 28. Информационные системы управления: понятие, свойства, структура, классификация.
- 29. Реализация программы «электронное правительство» (эп), проблемы и перспективы оказания государственных услуг в электронном виде.
- 30. Формирование связей с общественностью в государственном и муниципальном управлении. Организация и полномочия пресс-службы.
- 1. Конституционные основы организации местного самоуправления в рф
- Понятие и виды юридических лиц. Порядок создания и прекращения деятельности юридического лица.
- 4. Понятие, условия действительности гражданско-правовых сделок. Виды недействительных сделок. Правовые последствия признания сделки недействительной.
- 6. Понятие и виды обязательств в гражданском праве. Принципы и место их исполнения. Способы обеспечения исполнения обязательств.
- 7. Понятие, порядок заключения, виды гражданско-правовых договоров. Основания изменения и расторжения гражданско-правового договора.
- 8. Понятие, содержание, субъекты права собственности и иных вещных прав. Способы защиты права собственности и иных вещных прав.
- 9. Представительство и доверенность в гражданском праве (понятие, виды).
- 10. Понятие, предмет и система российского трудового права. Основные принципы и источники трудового права.
- 11. Субъекты трудового права. Понятие и классификация субъектов трудового права. Защита персональных данных работника.
- 12. Социальное партнерство в сфере труда
- 13. Понятие, содержание и виды трудового договора.
- 14. Рабочее время. Режим рабочего времени. Время отдыха. Перерывы в работе. Отпуска.
- 15. Понятие и виды гарантий и компенсаций в трудовом праве. Оплата и нормирование труда.
- 16. Понятие, виды и условия возникновения материальной ответственности сторон трудового договора. Основные способы защиты трудовых прав работника.
- 10. Кр. Севера и приравнен. К ним местностям
- 18. Рассмотрение индивидуальных и коллективных трудовых споров.
- 19. Трудовой распорядок. Дисциплина труда. Охрана труда. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников.
- 20. Понятие, предмет, метод, система и источники административного права рф
- 21. Понятие, особенности административно-правовых норм. Структура и виды административных правоотношений
- 22. Предмет, задачи и принципы законод-ва об админ. Правонарушениях (апн). Апн и админ. Ответственность.
- 23. Понятие, цели, виды административного наказания. Назначение административного наказания
- 24. Понятие, виды, требования и процесс принятия административных актов. Административный договор.
- 25. Понятие, виды и система субъектов административного права. Сущность, функции, способы обеспечения законности в государственном управлении.
- 26. Классификация административных правонарушений (апн), виды наказаний, подведомственность дел и порядок производства по делам об административных правонарушениях на территории ао.
- 27. Возбуждение, рассмотрение, пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях
- 28. Производство по делам об административных правонарушениях. Участники производства, их права и обязанности. Предмет доказывания. Доказательства. Оценка доказательств.
- 29.Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях.
- 30. Конституция рф. Структура, основное содержание. Порядок внесения поправок и изменений. Защита Конституции рф.
- 1. Спрос и предложение, факторы их определяющие. Механизмы рыночного равновесия
- 2. Рациональный выбор потребителя. Основные теории поведения потребителя.
- 3. Рациональное поведение фирмы на рынках готовой продукции в различных конкурентных условиях
- 4. Особенности поведения фирм на факторных рынках
- 5. Макроэкономический анализ. Основные цели и показатели развития национальной экономики.
- 6. Различные подходы к экономической роли государства. Два типа задач и функции государства в экономике
- 7. Рынок труда и безработица. Особенности рынка труда в рф. Государственное регулирование рынка труда
- Инфляция: причины, виды, способы измерения. Антиинфляционная политика государства.
- 9. Сущность, направления и основные инструменты фискальной политики
- 10. Необходимость и инструменты монетарной политики: различные варианты регулирования денежного рынка
- 11. Экономические отношения в системе всемирного хозяйства. Проблемы привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику. Влияние глоального финансового кризиса на экономику России.
- 12. Структурная политика государства, структурные кризисы и сдвиги. Проблемы реструктуризации Российской экономики.
- 13. Инвестиционная политика государства. Инвестиционная привлекательность и инвестиционный климат.
- 14. Сущность и необходимость антимонопольного регулирования. Тарифное регулирование естественных монополий, жкх.
- 15. Распределение доходов, регулирование распределения доходов. Социальная политика.
- 16. Основные принципы и формы кредита. Государственный кредит. Кредитные методы регулирования рыночной экономики.
- 17. Банковская система рф. Место и роль Центрального банка России в денежно- кредитной политике государства
- 18. Функции денег. Понятие денежного обращения. Состояние денежного обращения в Российской Федерации.
- 19. Структура и звенья финансовой системы России. Финансовые институты.
- 20. Сущность и основные функции налогов и сборов. Классификация налогов. Уровни налоговой системы рф.
- 21. Построение бюджетной системы рф. Государственный бюджет. Бюджетный федерализм.
- 22. Формирование региональных и муниципальных бюджетов: проблемы и пути оптимизации. Межбюджетные трансферты.
- 23. Программно-целевой метод управления финансами на региональном и муниципальном уровнях.
- 24. Муниципальное хозяйство.
- 25. Учёт материалов. Методы оценки материальных запасов. Контроль запасов.
- 26.Муниципальная собственность.
- 27. Основные показатели социально-экономического развития региона.
- 29. Рыночная инфраструктура региона.
- 30. Бизнес-план развития региона