logo
Ответы к ГОСам

27. Основные показатели социально-экономического развития региона.

Анализ социально-экономического развития является отправной точкой работы по управлению региональным развитием. На основе анализа показателей определяются цели социально-экономического развития региона, уточняются программные мероприятия и приоритеты в развитии регионального хозяйственного комплекса. Социально-экономическое развитие региона - это центральная функция органов власти региона, которая становится особенно актуальной во время кризиса и постоянных структурных изменений. Тенденции и темпы социально-экономического развития, как РФ, так и ее субъектов зависят от большого количества факторов (показателей). Постановлением Правительства РФ от 11.10.2001 № 717 «О Федеральной целевой программе "Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов РФ (2002-2010 годы и до 2015 года)"», была утверждена разработанная Министерством экономического развития РФ методика комплексной оценки уровня социально-экономического развития субъектов РФ.

Принципы: комплексность оценки; системность оценки; достоверность исходных данных; соответствие системы индикаторов задачам ежегодного анализа и прогнозирования экономического и социального развития регионов; максимальная информативность результатов оценки уровня; сочетание общеэкономических индикаторов с показателями, отражающими результативность деятельности органов государственной власти субъектов.

Источники информации: годовая статистическая отчетность Гос. комитета по статистике; материалы, полученные от субъектов в ходе осуществления мониторинга и разработки прогнозов социально-экономического развития регионов.

1) валовой региональный продукт на душу населения (тыс. рублей), определяемый как отношение валового регионального продукта (ВРП) к численности населения, деленное на коэффициент уровня покупательной способности.

2) объем инвестиций в основной капитал на душу населения (тыс. рублей), определяемый как отношение объема инвестиций за счет средств всех источников финансирования к численности населения, деленное на коэффициент удорожания капитальных затрат.

3) показатель финансовой обеспеченности на душу населения на основе показателей финансового баланса (тыс. рублей), определяемый как отношение показателя финансовой обеспеченности субъекта к численности населения.

4) соотношение среднедушевых денежных доходов и величины прожиточного минимума.

5) доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в общей численности населения, по данным Федеральной службы государственной статистики;

6) площадь жилищ, приходящаяся в среднем на 1 жителя (кв. метров), по данным Федеральной службы государственной статистики;

7) обеспеченность местами детей, находящихся в дошкольных учреждениях (мест на 1 тыс. детей дошкольного возраста);

8) обеспеченность школами - доля учащихся, обучающихся во 2-ю и 3-ю смену (в процентах), по данным Федеральной службы государственной статистики;

9) выпуск специалистов высшими и гос. средними учебными заведениями (специалистов на 10 тыс. человек населения);

10) обеспеченность населения врачами и средним медицинским персоналом (на 10 тыс. человек населения);

11) обеспеченность населения амбулаторно-поликлиническими учреждениями (посещений в смену на 10 тыс. человек населения), по данным Федеральной службы государственной статистики.

На основании этих показателей рассчитывается интегральный показатель уровня социально-экономического развития субъекта и эффективности деятельности власти.

Архангельская область по итогам 2010 года в результате комплексной оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов заняла 55 место в рейтинге. В соответствии с оценкой значений показателей достигнутого уровня эффективности в 2010 году регион находится на 63 месте (в 2009 году - 82 место). Привлечение инвестиций в регион на душу населения - 17 тысяч рублей, улучшились показатели по уровню модернизации системы здравоохранения и образования. Главной проблемой в экономических показателях области - система жилищно-коммунального хозяйства.

28.Государственная региональная политика: цели, объекты, методы и направления.

Региональная политика - составная часть гос регулирования; комплекс законодательных, административных и экономических мероприятий, способствующих наиболее рациональному размещению производительных сил и выравниванию уровня жизни населения. Является составной частью политики государства, направленная на организацию национального пространства в соответствии с избранной стратегией развития. Основными объектами являются: административно-территориальные деления (области, края); единицы политико-территориального деления (автономии, образованные на моно- или полиэтнической основе); субъекты федерации. В чрезвычайных ситуациях объектами становятся зоны стихийных и экологических бедствий, конфликтов. Региональная политика охватывает все важнейшие отрасли материального производства, занятость населения, размещение сферы обслуживания, стимулирование туризма и т. д. Главная цель региональной политики заключается в сглаживании наиболее острых социальных и экономических диспропорций между отдельными районами страны.

Региональная политика - законодательно оформленная система правовых, организационных, институциональных и финансово-экономических мер, определяющих деятельность федеральных органов гос. власти, их территориальных органов, органов гос. власти субъектов РФ, органов МСУ, объединений бизнеса и иных институтов гражданского общества, направленная на достижение целей и решение задач политического, экономического и социального развития регионов в соответствии с основными направлениями внутренней и внешней политики государства. Базовая цель - обеспечение сбалансированного социально-экономического развития субъектов РФ. Это предполагает, с одной стороны, сокращение различий в уровне социально-экономического развития субъектов РФ. С другой стороны - обеспечение баланса между наращиванием экономического потенциала субъектов РФ и обеспечением комфортной среды обитания для населения, созданием равных возможностей для граждан РФ независимо от места проживания в реализации своих социальных и экономических прав и удовлетворении потребностей. ЗАДАЧИ: рациональное размещение федеральной производственной и социальной инфраструктуры с учетом конкурентных преимуществ регионов; переход к новым принципам применения финансово-бюджетных инструментов региональной политики; внедрение механизмов, обеспечивающих дополнительные стимулы к повышению эффективности деятельности органов гос. власти субъектов РФ и органов МСУ по развитию территорий.

Элементы: 1) Налоговая политика - определение налоговых платежей и льгот, определяющих налоговую систему региона и режим налогообложения предпринимательской деятельности. 2) Бюджетная - механизм формирования и использования гос. финансовых ресурсов и их перераспределения между регионами. 3) Ценовая - гос. регулирование цен и тарифов, способы и формы этого регулирования. 4) Инвестиционная - мера по поддержке инвестиционной активности хозяйствующих субъектов, распределению бюджетных капиталовложений. 5) Структурная - система мер по поддержке и реструктуризации отраслей экономики. 6) Социальная политика.

Основные направления: - координирование взаимодействия уровней управления экономикой как на региональном уровне, так и на общегосударственном; - определение эффективного направления специализации региона с учетом особенностей региона; - подъем экономики депрессивных районов; - освоение новых районов, с учетом их ресурсного потенциала; - проведение единой социальной политики и др. В настоящее время роль региональной политики в РФ постоянно возрастает. Каждый субъект федерации имеет свой уровень социально-экономического развития, природно-ресурсный потенциал, производственную специализацию. Поэтому направление региональной политики не может быть стандартным для всех регионов, ее необходимо координировать, опираясь на конкретные данные.

Методы проведения региональной политики- прямой и косвенный.

При прямых методах проведения региональной политики государство активно участвует в капиталовложениях, направленных на совершенствование территориальной структуры хозяйства (создание центров роста, промышленных парков, инфраструктуры в районах предпочтения и пр.). При косвенных государство через финансовую (налоговую, таможенную) систему стремится создать соответствующий экономический «климат» в тех или иных районах для стимулирования их ускоренного развития и управления миграционными потоками.

Методы прямого участия тесно связаны с административными - это осуществление государственных региональных программ, финансируемых за счет госбюджета, отдельных структурообразующих инвестиционных проектов; размещение заказов на поставку продукции для общегосударственных нужд (в том числе для поддержки проблемных регионов) посредством контрактной системы.

Методы косвенного регулирования: создание специальных фондов регионального развития, которые должны аккумулировать финансовые ресурсы для решения различных региональных проблем: проведения политики субвенции для предприятий, находящихся в сложных социально-экономических и экологических условиях; привлечения частных инвесторов для решения задач региональной политики; компенсации дополнительных затрат, которые несут хозяйствующие субъекты при размещении своих предприятий в районах со сложными условиями; предоставления налоговой скидки «на истощение недр»; установления льготных ставок арендной платы при изъятии площадей под строительство предприятий, имеющих важное значение для совершенствования отраслевой и территориальной структуры экономики; применения повышенных цен на экологически чистую продукцию; введения санкций для предприятий, загрязняющих окружающую среду, особенно в наиболее неблагополучных регионах.

Концепция Стратегии социально-экономического развития регионов (2005-2020). ПРИОРИТЕТЫ: Формирование из регионов - «локомотивов роста» нового опорного каркаса страны, Формирование региональных модулей Национальной инновационной системы, Создание условий для модернизации промышленности, поддержка и развитие конкурентоспособных экономических (территориальных производственных) кластеров, Создание системы управления человеческими ресурсами. Повышение мобильности населения, обеспечение эффективного миграционного баланса в стране. Развитие региональной занятости населения, Улучшение качества государственного (муниципального) управления в регионах, в первую очередь повышение эффективности использования общественных финансов.