logo
Ответы к ГОСам

14. Сущность и необходимость антимонопольного регулирования. Тарифное регулирование естественных монополий, жкх.

Монополия – это господство на рынке товаров или услуг одного произв-ля, продавца или небол. групп произв-й, продавцов, объед-ся в целях захвата рынка, вытесн. конкурентов, продающих аналогич. товар, контроля цен. В соотв. с рос. закон. домин-м призн. положение, если у компании доля рынка сост.: 65% и более, если предпр. не докажет, что, несмотря на превыш. предела, его положение на рынке не явл. домин-м; менее 65%, если это устан. антимон. органами, исходя из критериев товарного рынка. Полож. компании не явл. домин., если доля на рынке не более 35%. АНР - комплекс экономических, административных и законодательных мер, осуществляемых государством и направленных на то, чтобы обеспечить условия для рыночной конкуренции и не допустить чрезмерной монополизации рынка, угрожающей нормальному функционированию рыночного механизма. АР включает регулирование уровня концентрации и монополизации производства, стратегии и тактики предприятий, внешнеэкономической деятельности, ценовое и налоговое регулирование.. Главным инструментом гос антимонопольной политики выступает государственно-правовой механизм - антимонопольное законодательство и система органов законодательной, исполнительной и судебной власти. С помощью антимонопольных законов государство осуществляет правовое и административное регулирование деятельности монополий, создавая условия для воспроизводства конкуренции. Административное (законодательное) регулирование конкуренции основывается на противодействии недобросовестной конкуренции, монополизации экономики путем издания законодательных актов и контроля за их соблюдением со стороны государства. Цели АНР: контроль за ценообразованием ЕМ; противод. форм-ю новых монополий и разруш. сложившихся; организация пост. антимон. контроля, создание новых предпр., конкур-х с монополистами; сниж. барьеров входа на товар. рынки новых хоз. субъектов, устран. админ., регион. барьеров; развитие добросовест. конкуренции и ее поддерж.; совершенств. практики выявления и пресечения соглашений, напр. на раздел рынка; созд. орг-х товар. рынков – ярмарок, выставок-продаж, аукционов. Методы АНР: 1) Ограничительные меры, примен. к хоз. субъектам, которые наруш. антимон. зак-во. 2) Контроль за усилением экон. концентрации (возник. в рез. создания, реорг. или слияния предпр. и объединений; 3) запрет на недобросовест. конкур. (действия, напр. на приобр. преимуществ, противор. зак-ву; 4) Запреты на действия органов власти и упр-я, которые могут неблагопр. повл. на конкуренцию. 5) Реестр (сост. по рез. анализа сост. товар. рынка и доли предпр. на нем (более или менее 35%) они вкл. / искл.) из гос. реестра.

Осн. напр. гос. регул. в антимон. сфере: принуд. демонополиз.; маркетинг и контроль над ценами, слияние и присоед., ликвидация или разделение мун. унитар. предпр.; антимон. экспертиза новых зак. и норм. актов; налог. политика, заставляющая снижать монопольные цены; льготные кредиты, налог. льготы для хоз-х структур, впервые вступ. на рынок; поддержка и финансирование меропр., приводящих к устран. дефицита на товар. рынках и по их расширению; система конкурсов и торгов.

ФЗ № 147 "О естественных монополиях". Федеральный закон распространяется только на субъекты естественных монополий, регулируемые на федеральном уровне: транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; транспортировка газа по магистральным трубопроводам; услуги по передаче электрической и тепловой энергии; железнодорожные перевозки; услуги транспортных терминалов, портов и аэропортов; услуги электрической и почтовой связи.

Тарифное регулирование естественных монополий.

Существует 2 основные модели тарифного регулирования:1. Регулирование рентабельности:

P = C + K * r, где P - цена, С - издержки, К - капитал, r - норма рентабельности (США). Преимущества: –безубыточность предприятия; –возможность привлечения инвестиций; –возможность «начать с нуля». Недостатки: –нехватка информации у регулирующего органа;–активное вмешательство регулирующего органа в бизнес;–дороговизна процедуры регулирования;–временной лаг (частичное решение );–отсутствие стимулов к повышению эффективности;–субъективизм в определении нормы рентабельности.

2. Установление потолка цен: P1 = P0 * (RPI – X), где P1 – цена в регулируемом периоде, P0 – цена в базовом периоде, RPI – индекс цен, X – коэффициент повышения эффективности. Преимущества: –упрощение и удешевление процедуры регулирования; –появление стимулов к росту эффективности бизнеса; –рост хозяйственной самостоятельности предприятия. Недостатки: –возможность накопления груза прошлых ошибок; –субъективизм в установлении X, RPI; –возможность искажения графика капиталовложений; –повышение требований к уровню менеджмента; –рост рискованности бизнеса в глазах инвесторов.

В РФ – проблемы регулирования тарифов: •Несовершенные процедуры либо их отсутствие (политизированность), •Затратный принцип формирования тарифов, •Сохраняется перекрестное субсидирование. Какой должна быть тарифная политика (основные принципы): •Оптимизация интересов всех заинтересованных сторон (региона, потребителей, предприятия, инвестора); •Полное возмещение затрат; •Прозрачность процедуры регулирования;

•Создание регулирующего органа на муниципальном уровне; •Привлечение к регулированию всех заинтересованных сторон; •Открытость процедуры регулирования,

•Установление тарифа на определенный срок (с возможностью индексации по упрощенной схеме); •Определение причин для пересмотра тарифа в течение регулируемого периода.

Система ценообразования в ЖКХ РФ характеризуется различным уровнем государственного регулирования на услуги, работы, оказываемые потребителям, и, прежде всего, населению в жилищной сфере и коммунальном комплексе. ЖКХ - сектор экономики, который работает по регулируемым тарифам, рассчитываемым в порядке и по методическим рекомендациям, утверждаемым Правительством РФ и соответствующими органами власти. Тарифную политику в сфере ЖКХ формирует Правительство РФ (в том числе, установление федеральных стандартов оплаты жилого помещения и коммунальных услуг) совместно с федеральными органами исполнительной власти - Федеральной службой по тарифам, Министерством регионального развития РФ, Минэнерго России и др., а также региональными и муниципальными органами исполнительной власти в области тарифного регулирования - Региональными энергетическими комиссиями, региональными и муниципальными комитетами, департаментами, службами по регулированию цен и тарифов. Принципы, методы расчета, срок установления, условия пересмотра тарифов на коммунальные услуги, предельные индексы изменения тарифов и платы за ЖКУ определены в Федеральном законе от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и ряде подзаконных актов. Направленность тарифной политики государства в настоящее время определяется: - необходимостью модернизации всей совокупности инженерно-технических сетей (электрических, тепловых, сетей водоснабжения и водоотведения) и покрытия соответствующих затрат предприятий; - необходимостью привлечения инвестиций в отрасль; - необходимостью сдерживания значительных темпов роста тарифов на энергоресурсы и услуги ЖКХ.

С 2006 года для сдерживания необоснованного роста стоимости жизненно важных услуг ФСТ России устанавливает предельные индексы изменения тарифов и индексы изменения платы населения за услуги ЖКХ. Индексы утверждаются в разрезе субъектов РФ. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.2009 № 708 утверждены основы формирования предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги. Постановление Правительства РФ от 14.07.2008 № 520 «Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса». 3 метода регулирования тарифов и надбавок: метод установления фиксированных тарифов (традиционный); метод установления предельных тарифов; метод индексации установленных тарифов.