25. Процесс подбора и отбора персонала. Формирование резерва управленческих кадров государственной службы
Исход этап в процессе УП – это набор и отбор кадров, т.к. от того, как проведен набор, и какие люди отобраны для работы в О, зависит вся послед деят-ть орг-ции, а поэтому, для того чтобы нанять соответств работников, необходимо в деталях знать, какие задачи они будут выполнять во время работы и каковы общественные характеристики этих работ, по кот знания получают посредством анализа содержания работы, т.к. эти знания являются краеугольным камнем УП, состоящим из следующей схемы набора и отбора кадров: 1.план-е персонала в соотв со штатным расписанием и фондом оплаты труда; 2. анализ работы; 3. организация работы, исходя из должностной инструкции; 4. требования, предъявляемые к персоналу, входят в требования набора, который подразделяется на: -поиск внешн кандидатов; -поиск внутр кандидатов; - сбор инфо о кандидатах. 5. выбор кандидата – «продажа работы»; 6. обсуждение контракта; 7. подписание контракта; 8. начало работы. При отборе персонала наниматели имеют дело с людьми, кот стремятся реализовать свои цели, выбирая ту или иную О. Точно также менеджеры стремятся реализовать свои цели, отбирая кандидата, соответст требованиям, предъявленным для этой работы. Для этого нужно, чтобы М имел точное представление о хар-ре работы, квалификации и качествах претендента, кот требуются для выполнения этой работы. Сбор такой инфо проводится в 3 этапа: - анализ содержания работы; - описание характера работы (составление должностной инструкции); - требования к персоналу. Анализ содержания и требования работы – это процесс систематич и подробного исслед-я содержания работы на основе анализа. Он является и основой содержания должн инструкции (осн задачи, требуем навыки, отв-сть и полномочия исполнителя). След шаг - составление требований к тому типу исполнителя, кот необходим для выполнения работы. На основе предшеств анализа необходимо точно опр-ть навыки, знания, квалификацию и качества, кот понадобятся при выполнении данной работы, а также практич опыт и черты характера претендента. Необходимо установить min требования для претендентов.
След этап – это найти чел., кот будет удовлетворять этим критериям. Наем на работу – мероприятия, направленные на привлечение кандидатов, обладающих кач-ми, необходимыми для достижения целей, поставленных орг-цией. 2 вида источников найма персонала: Внешние источники – это кандидаты до этого не связанные трудовыми отношениями с дан орг-цией - объявления о приеме через СМИ, орг-ции занимающиеся трудоустройством (биржи, бюро, консультац центры, агентства по найму и т.д.), посреднич. фирмы, ВУЗы, колледжи, техникумы и т.д, личные связи работников предприятии. Внутр – это работники данного предпр. объявления о найме на работу во внутрифирм средствах инфо, резерв кадров на выдвижение. Внутр: + Работники видят пример реализ-х возможностей соседа по работе, Лучшие возможности оцеки рабоч. кач-в сотрудников. Наиболее глубокое знание достоин-в/недостатков кандидатов. ↓ затрат на наем. - Угроза накопления сложных личных взаимоотношений работников. "Семейственность - застой в нов идей и изобретат мысли, Плохое отношение со стороны его бывших коллег. Внеш + Выбор из большего числа кандидатов. Появление нов идей и приемов работы. Меньшая угроза возникновения интриг внутри предприятия. - Долгий период привыкания. Ухудшение морального климата, Рабочая "хватка' новых работников точно неизвестна. следует разумно сочетать внутр и внешние источники рабочей силы.
Методы отбора: 1. Нетрадицион.: 1) “Британский”, ведущим основанием для решения о приеме является его родословная и связи: старый “британский” опирается на родословную претендента, его родовитость; “адмиралтейский” метод учитывает семейные традиции, родители претендента, работающие в той же профессии- самый веский довод;нов “британ” - уровень полученного образования (спортивные достижения, иностранные языки) стали наиболее используемыми критериями выбора. б) “Китайский”: старый “китайский” - многодневные “гонки на выживание” претендентов (последовательно оцен знание философии и литературы, легкость слога самих претендентов, их интеллектуальная и физическая выносливость);Нов “китайск” -составить объявление так изящно, чтобы на него откликнулся всего один-единственный человек, но именно он-то и оказался идеально подходящим заказчику. 3) Head hunting – охота за головами – важно, чтобы сотрудник согла-ся ориет-ся на перспективу роста, а не высокую з/п. 2. Трацион.: 1. Анкетирование - изучение представленных кандидатами анкетных и автобиографич данных, послужного списка и рекомендаций. 2. Собеседование, в ходе к-го д. б. получены ответы на след. вопросы: Сможет ли кандидат выполнять работу? Будет ли он ее выполнять? Подойдет ли он (будет ли лучшим)? Первое необходимое условие интервью – умение задавать вопросы, второе – контролировать ход собеседования, третье – умение слушать ( в том числе анализировать жесты, мимику). 3. Тестирование (м.б. до/после собеседования) для тог, чтобы убедиться в реал. способностях кандидата, его проф-ме, знаниях. Тесты м.б. психолог., на внимание и память, личностн., интеллект, на мотивацию и ценностн. ориентации, на межличн. отношения и т.п.
Гос. кадровая политика в части формирования резерва управленческих кадров – деятельность органов гос. власти по определению общих принципов, направлений подбора кадров по профессиональным, нравственным и иным качествам в целях обеспечения систематического обновления гос. аппарата и рационального использования имеющегося кадрового потенциала. Резерв управленческих кадров – группа граждан, в том числе находящихся на должностях гос. и мун. службы, сформированная по проф., нравственным и иным качествам в целях обеспечения устойчивого развития административного аппарата, его обновления с соблюдением преемственности в работе.
В РФ многоуровневая система формирования кадрового резерва с выделением следующих видов кадровых резервов: - федеральный кадровый резерв; - кадровый резерв федерального гос. органа; - кадровый резерв субъекта; - кадровый резерв гос. органа субъекта. Кадровый резерв федерального гос. органа - совокупность сведений о гражданский служащих (гражданах), признанных победителями конкурсного отбора для включения в кадровый резерв на замещение вакантной должности определенной категории и группы, а также по другим основаниям, предусмотренным №79-ФЗ «О государственной гражданской службе». Основ цель - своевременное обеспечение гражданской службы высококвалифицированными кадрами. Кадровый резерв формируется с учетом поступивших в гос. орган заявлений от гражданских служащих и граждан. Общим правилом является включение гражданского служащего (гражданина) в кадровый резерв государственного органа для замещения должности гражданской службы по результатам конкурса, в рамках которого оценивается соответствие участников конкурса квалификационным требованиям, предъявляемым к должностям гражданской службы, а также уровень их знаний, навыков и умений.
+ в кадровый резерв включаются гражданские служащие, освобожденные от замещаемой должности гражданской службы, служебный контракт с которыми приостановлен по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон. + гражданский служащий, освобожденный от замещаемой должности гражданской службы в связи с дисциплинарным взысканием, подлежит включению в кадровый резерв для замещения иной должности на конкурсной основе. + по результатам аттестации гражданских служащих аттестационная комиссия может рекомендовать гражданского служащего к включению в кадровый резерв для повышения в должности. В этом случае издается правовой акт (приказ, распоряжение) о включении гражданского служащего в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста.
Непосредственную работу с кадровым резервом осуществляет кадровая служба гос. органа, так как формирование кадрового резерва, организация работы с кадровым резервом и его эффективное использование относится к содержанию кадровой работы.
- 1. Роль государства в развития общества. Правовое, социальное государство
- 2. Структура высших органов государственной власти России и проблемы ее совершенствования.
- Законодательная власть (зв) в системе государственного управления.
- 4. Исполнительная власть в системе государственного управления.
- 5. Судебная власть в системе государственного управления.
- 6. Региональная модель мсу (на примере Архангельской области).
- 7. Государственная гражданская служба: законодательная база, основные права и обязанности госслужащих, категории, группы должностей
- 8. Административная реформа и основные направления совершенствования государственного и муниципального управления в России.
- Профессиональная этика государственных служащих.
- 10. Муниципальная организация местного самоуправления.
- 11. Север в стратегии развития России. Миссия Архангельской области в ее реализации.
- 12. Место и роль Архангельской области в России. Проблемы взаимоотношения с соседними регионами.
- 13. Характеристика внутренней и внешней среды организации, методы их стратегического анализа. Информационные ресурсы внешней и внутренней среды организации.
- 14. Служебные аномалии в государственной службе (бюрократия, коррупция): проблемы и пути решения.
- 15. Местное самоуправление как институт народовластия.
- 16. Территориальное общественное самоуправление в системе мсу: нормативно-правовые основы, функции, перспективы развития.
- 17. Общественно-деятельностная структура муниципальной организации местного самоуправления.
- 18. Организационная культура и ее влияние на деятельность организации.
- 19. План-е как функция упр-я. Этапы план-я. Факторы, ограничивающие возможности план-я.
- 20. Представительный орган муниципального образования в системе местного самоуправления (формирование, статус, компетенция, структура).
- 21. Местная администрация как муниципальная управленческая организация (формирование, статус, функции, структура).
- 22. Современные подходы к содержанию и роли управления
- 23. Особенности национальных моделей управления: японская, американская, западноевропейская.
- 24. Проблемы управления персоналом в условиях восстановления экономики после кризиса
- 25. Процесс подбора и отбора персонала. Формирование резерва управленческих кадров государственной службы
- 26. Управление адаптацией персонала, формы и методы развития персонала
- Оценка результативности труда персонала.
- 28. Информационные системы управления: понятие, свойства, структура, классификация.
- 29. Реализация программы «электронное правительство» (эп), проблемы и перспективы оказания государственных услуг в электронном виде.
- 30. Формирование связей с общественностью в государственном и муниципальном управлении. Организация и полномочия пресс-службы.
- 1. Конституционные основы организации местного самоуправления в рф
- Понятие и виды юридических лиц. Порядок создания и прекращения деятельности юридического лица.
- 4. Понятие, условия действительности гражданско-правовых сделок. Виды недействительных сделок. Правовые последствия признания сделки недействительной.
- 6. Понятие и виды обязательств в гражданском праве. Принципы и место их исполнения. Способы обеспечения исполнения обязательств.
- 7. Понятие, порядок заключения, виды гражданско-правовых договоров. Основания изменения и расторжения гражданско-правового договора.
- 8. Понятие, содержание, субъекты права собственности и иных вещных прав. Способы защиты права собственности и иных вещных прав.
- 9. Представительство и доверенность в гражданском праве (понятие, виды).
- 10. Понятие, предмет и система российского трудового права. Основные принципы и источники трудового права.
- 11. Субъекты трудового права. Понятие и классификация субъектов трудового права. Защита персональных данных работника.
- 12. Социальное партнерство в сфере труда
- 13. Понятие, содержание и виды трудового договора.
- 14. Рабочее время. Режим рабочего времени. Время отдыха. Перерывы в работе. Отпуска.
- 15. Понятие и виды гарантий и компенсаций в трудовом праве. Оплата и нормирование труда.
- 16. Понятие, виды и условия возникновения материальной ответственности сторон трудового договора. Основные способы защиты трудовых прав работника.
- 10. Кр. Севера и приравнен. К ним местностям
- 18. Рассмотрение индивидуальных и коллективных трудовых споров.
- 19. Трудовой распорядок. Дисциплина труда. Охрана труда. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников.
- 20. Понятие, предмет, метод, система и источники административного права рф
- 21. Понятие, особенности административно-правовых норм. Структура и виды административных правоотношений
- 22. Предмет, задачи и принципы законод-ва об админ. Правонарушениях (апн). Апн и админ. Ответственность.
- 23. Понятие, цели, виды административного наказания. Назначение административного наказания
- 24. Понятие, виды, требования и процесс принятия административных актов. Административный договор.
- 25. Понятие, виды и система субъектов административного права. Сущность, функции, способы обеспечения законности в государственном управлении.
- 26. Классификация административных правонарушений (апн), виды наказаний, подведомственность дел и порядок производства по делам об административных правонарушениях на территории ао.
- 27. Возбуждение, рассмотрение, пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях
- 28. Производство по делам об административных правонарушениях. Участники производства, их права и обязанности. Предмет доказывания. Доказательства. Оценка доказательств.
- 29.Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях.
- 30. Конституция рф. Структура, основное содержание. Порядок внесения поправок и изменений. Защита Конституции рф.
- 1. Спрос и предложение, факторы их определяющие. Механизмы рыночного равновесия
- 2. Рациональный выбор потребителя. Основные теории поведения потребителя.
- 3. Рациональное поведение фирмы на рынках готовой продукции в различных конкурентных условиях
- 4. Особенности поведения фирм на факторных рынках
- 5. Макроэкономический анализ. Основные цели и показатели развития национальной экономики.
- 6. Различные подходы к экономической роли государства. Два типа задач и функции государства в экономике
- 7. Рынок труда и безработица. Особенности рынка труда в рф. Государственное регулирование рынка труда
- Инфляция: причины, виды, способы измерения. Антиинфляционная политика государства.
- 9. Сущность, направления и основные инструменты фискальной политики
- 10. Необходимость и инструменты монетарной политики: различные варианты регулирования денежного рынка
- 11. Экономические отношения в системе всемирного хозяйства. Проблемы привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику. Влияние глоального финансового кризиса на экономику России.
- 12. Структурная политика государства, структурные кризисы и сдвиги. Проблемы реструктуризации Российской экономики.
- 13. Инвестиционная политика государства. Инвестиционная привлекательность и инвестиционный климат.
- 14. Сущность и необходимость антимонопольного регулирования. Тарифное регулирование естественных монополий, жкх.
- 15. Распределение доходов, регулирование распределения доходов. Социальная политика.
- 16. Основные принципы и формы кредита. Государственный кредит. Кредитные методы регулирования рыночной экономики.
- 17. Банковская система рф. Место и роль Центрального банка России в денежно- кредитной политике государства
- 18. Функции денег. Понятие денежного обращения. Состояние денежного обращения в Российской Федерации.
- 19. Структура и звенья финансовой системы России. Финансовые институты.
- 20. Сущность и основные функции налогов и сборов. Классификация налогов. Уровни налоговой системы рф.
- 21. Построение бюджетной системы рф. Государственный бюджет. Бюджетный федерализм.
- 22. Формирование региональных и муниципальных бюджетов: проблемы и пути оптимизации. Межбюджетные трансферты.
- 23. Программно-целевой метод управления финансами на региональном и муниципальном уровнях.
- 24. Муниципальное хозяйство.
- 25. Учёт материалов. Методы оценки материальных запасов. Контроль запасов.
- 26.Муниципальная собственность.
- 27. Основные показатели социально-экономического развития региона.
- 29. Рыночная инфраструктура региона.
- 30. Бизнес-план развития региона