19. План-е как функция упр-я. Этапы план-я. Факторы, ограничивающие возможности план-я.
План-е - это 1 из функций упр-я- процесс выбора целей орг-ции и путей их достижения. Оно обеспечивает основу для всех УР. П – обосн и выбор целей, функц-ние и развитие О и ср-ва их достижений. План-е – это проектирование желаемого будущего предприятия и эффективных путей его достижения. План-е необходимо для достижения орг-цией след целей: повышение контролир. доли рынка, предвидение требований потребителя, выпуск продукции более высокого качества, обеспечение сроков поставок, устан-е уровня цен с учетом условий конкуренции, поддержание репутации орг-ции у потребителей. Осуществляя связь между современным состоянием организации и тем, которого она хочет достичь в будущем, процесс планирования включает принятие решений о том, что делать, когда делать и кто будет делать. Задачи план-я опр-ся каждой орг-й самостоятельно в зависимости от деят-ти, к-й она занимается. План-е находит своё выражение в составлении планов. Св-ва планов: преемственность (взаимосвязь планов разн уровня), непрерывность (взаимосвязь планов разл назначения), стабильность (отсутствие пересмотров планов в конкрет, относительно коротком промежутке времени), гибкость (оптим стабил план устан-тся в пределах горизонта план-я). План-е предполагает: обоснованный выбор целей; опр-е политики; разработку мер и мероприятий (образа действий); методы достижения целей; обеспечение основы для принятия последующих долгосрочных решений. План-е направлено на оптим использование возможностей фирмы, в том числе наилучшее использование всех видов ресурсов и предотвращение ошибочных действий, могущих привести к снижению эффективности деятельности фирмы.
Виды план-я: стратегич-е -долгосроч (прогнозы)/перспективн: определяют стратег задачи развития предприятия (на длит период времени); среднесроч.: составляются с учётом перспектив развития предприятия и конкретизируют задачи функц-ния предприятия в зависимости от внешних факторов в конкр врем отрезке; текущее - это планы повсеместного рук-ва произв-а. Стратеге план-е – опр-е гл целей деят-ти фирмы и ориентировано на опр-е намечаемых конечных результатов с учетом средств и способов достижения поставл целей и обеспечения необход ресурсами. Стратег план-е охватывает период в 10-15 лет, влияет на функционирование всей системы управления и основывается на огромных ресурсах.
Текущее план-е заключается в определении промежуточных целей на пути достижения стратегических целей и задач, при этом детально разрабатываются средства и способы решения задач, использование ресурсов, внедрение новой технологии.
Этапы стратегического планирования:
формирование миссии и целей;
проведение стратегического анализа;
оценка и выбор стратегических альтернатив;
1. Миссия фирмы – это публичная цель деятельности компании (понимание компанией своей роли в системе бизнеса). Цели - это конкретные конечные состояния или результаты, которых стремится достигнуть группа в процессе совместной работы. Цели разрабатываются руководством в ходе процесса планирования и сообщаются членам организации, что является важнейшим фактором координирования деятельности группы. Общие цели сплачивают коллектив и придают всей работе осознанность.
2. Проведение стратегического анализа - подразумевает оценку стратегического состояния фирмы с учетом факторов: внутренней микросреды, полностью контролируемой менеджментом фирмы и включающей подразделения фирмы; внешней микросреды (делового окружения), регулируемой менеджментом фирмы и включающей: поставщиков, конкурентов, посредников (торговые фирмы, транспортные компании, специализированные фирмы (реклама, консалтинг), кредитно-финансовые учреждения), клиентуру и контактные аудитории (средства массовой информации, государственные учреждения и органы, широкая публика); макросреды (фонового окружения), абсолютно неподконтрольной менеджменту фирмы и включающей: Политическое, Экономическое, Социальное, Технологическое окружение.
3. Оценка и выбор стратегических альтернатив. Процесс выбора стратегии состоит из этапов разработки, корректировки и анализа или оценки.
Процесс текущего, или оперативного, планирования состоит из нескольких стадий:
выявление проблемы;
определение возможных действий;
предварительный выбор одного из определенных возможных действий;
анализ возможных последствий;
окончательный выбор действия.
Причем менеджер должен уметь видеть не только текущий момент, но и предвидеть влияние решения на будущий временной период. Он должен уметь составлять стратегические планы, организовывать тактическое планирование и заниматься текущим планированием.
Факторы, огранич-щие возмож-ти планир-ия: - эластичные (поддающиеся контролю О): t и затраты на план-ие; опред-ие целей, процедур, правил; - неэластичные: политика правител-го регулир-ия, рабоч. сила (квалиф-я, мотив-я), капитал (наличие инвестиций и др.) Принципы план-я: своевременность, обоснованность, целенаправленность, информативность, рациональность, комплексность (организационные, технические, кадровые аспекты)
Требования к формированию планов:
Наличие высококвалиф планового персонала (менеджеров).
Активное использование методов моделирования.
Необходимость учитывать стохастичность (неопределенность, вероятностность) получения результатов.
Установление резервных мощностей (резервные «подушки безопасности»).
Прогнозирование в системе план-я Прогноз – это научно обоснов суждение о будущем и путях его достижения. В процессе прогн-я решаются задачи: устан-е целей развития, опр-е рацион путей и средств достижения, расчет необходимых ресурсов. Классификация прогнозов: По назначению: научно-технич; соц-экон; военные; демограф; полит. По масштабу действий: международные; национ; межотраслевые, отраслевые, прогнозы фирм и т.п.. По периоду прогн-я: оперативные (до 6 мес); краткосрочные (до 2 лет); среднесрочные (до 5 лет); долгосрочные (свыше 5лет).
План-е всегда ориентируется на данные прошлого, но стремится опр-ть и контролировать развитие организации в перспективе. Качество план-я в большей степени зависит от интеллектуального уровня компетентных сотрудников, менеджеров. Все планы должны составляться так, чтобы в них можно было вносить изменения, а сами планы взаимоувязывались с имеющимися условиями. Поэтому планы содержат в себе так называемые резервы- "надбавки безопасности", однако слишком большие резервы делают планы неточными, а небольшие влекут за собой частые изменения плана.
- 1. Роль государства в развития общества. Правовое, социальное государство
- 2. Структура высших органов государственной власти России и проблемы ее совершенствования.
- Законодательная власть (зв) в системе государственного управления.
- 4. Исполнительная власть в системе государственного управления.
- 5. Судебная власть в системе государственного управления.
- 6. Региональная модель мсу (на примере Архангельской области).
- 7. Государственная гражданская служба: законодательная база, основные права и обязанности госслужащих, категории, группы должностей
- 8. Административная реформа и основные направления совершенствования государственного и муниципального управления в России.
- Профессиональная этика государственных служащих.
- 10. Муниципальная организация местного самоуправления.
- 11. Север в стратегии развития России. Миссия Архангельской области в ее реализации.
- 12. Место и роль Архангельской области в России. Проблемы взаимоотношения с соседними регионами.
- 13. Характеристика внутренней и внешней среды организации, методы их стратегического анализа. Информационные ресурсы внешней и внутренней среды организации.
- 14. Служебные аномалии в государственной службе (бюрократия, коррупция): проблемы и пути решения.
- 15. Местное самоуправление как институт народовластия.
- 16. Территориальное общественное самоуправление в системе мсу: нормативно-правовые основы, функции, перспективы развития.
- 17. Общественно-деятельностная структура муниципальной организации местного самоуправления.
- 18. Организационная культура и ее влияние на деятельность организации.
- 19. План-е как функция упр-я. Этапы план-я. Факторы, ограничивающие возможности план-я.
- 20. Представительный орган муниципального образования в системе местного самоуправления (формирование, статус, компетенция, структура).
- 21. Местная администрация как муниципальная управленческая организация (формирование, статус, функции, структура).
- 22. Современные подходы к содержанию и роли управления
- 23. Особенности национальных моделей управления: японская, американская, западноевропейская.
- 24. Проблемы управления персоналом в условиях восстановления экономики после кризиса
- 25. Процесс подбора и отбора персонала. Формирование резерва управленческих кадров государственной службы
- 26. Управление адаптацией персонала, формы и методы развития персонала
- Оценка результативности труда персонала.
- 28. Информационные системы управления: понятие, свойства, структура, классификация.
- 29. Реализация программы «электронное правительство» (эп), проблемы и перспективы оказания государственных услуг в электронном виде.
- 30. Формирование связей с общественностью в государственном и муниципальном управлении. Организация и полномочия пресс-службы.
- 1. Конституционные основы организации местного самоуправления в рф
- Понятие и виды юридических лиц. Порядок создания и прекращения деятельности юридического лица.
- 4. Понятие, условия действительности гражданско-правовых сделок. Виды недействительных сделок. Правовые последствия признания сделки недействительной.
- 6. Понятие и виды обязательств в гражданском праве. Принципы и место их исполнения. Способы обеспечения исполнения обязательств.
- 7. Понятие, порядок заключения, виды гражданско-правовых договоров. Основания изменения и расторжения гражданско-правового договора.
- 8. Понятие, содержание, субъекты права собственности и иных вещных прав. Способы защиты права собственности и иных вещных прав.
- 9. Представительство и доверенность в гражданском праве (понятие, виды).
- 10. Понятие, предмет и система российского трудового права. Основные принципы и источники трудового права.
- 11. Субъекты трудового права. Понятие и классификация субъектов трудового права. Защита персональных данных работника.
- 12. Социальное партнерство в сфере труда
- 13. Понятие, содержание и виды трудового договора.
- 14. Рабочее время. Режим рабочего времени. Время отдыха. Перерывы в работе. Отпуска.
- 15. Понятие и виды гарантий и компенсаций в трудовом праве. Оплата и нормирование труда.
- 16. Понятие, виды и условия возникновения материальной ответственности сторон трудового договора. Основные способы защиты трудовых прав работника.
- 10. Кр. Севера и приравнен. К ним местностям
- 18. Рассмотрение индивидуальных и коллективных трудовых споров.
- 19. Трудовой распорядок. Дисциплина труда. Охрана труда. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников.
- 20. Понятие, предмет, метод, система и источники административного права рф
- 21. Понятие, особенности административно-правовых норм. Структура и виды административных правоотношений
- 22. Предмет, задачи и принципы законод-ва об админ. Правонарушениях (апн). Апн и админ. Ответственность.
- 23. Понятие, цели, виды административного наказания. Назначение административного наказания
- 24. Понятие, виды, требования и процесс принятия административных актов. Административный договор.
- 25. Понятие, виды и система субъектов административного права. Сущность, функции, способы обеспечения законности в государственном управлении.
- 26. Классификация административных правонарушений (апн), виды наказаний, подведомственность дел и порядок производства по делам об административных правонарушениях на территории ао.
- 27. Возбуждение, рассмотрение, пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях
- 28. Производство по делам об административных правонарушениях. Участники производства, их права и обязанности. Предмет доказывания. Доказательства. Оценка доказательств.
- 29.Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях.
- 30. Конституция рф. Структура, основное содержание. Порядок внесения поправок и изменений. Защита Конституции рф.
- 1. Спрос и предложение, факторы их определяющие. Механизмы рыночного равновесия
- 2. Рациональный выбор потребителя. Основные теории поведения потребителя.
- 3. Рациональное поведение фирмы на рынках готовой продукции в различных конкурентных условиях
- 4. Особенности поведения фирм на факторных рынках
- 5. Макроэкономический анализ. Основные цели и показатели развития национальной экономики.
- 6. Различные подходы к экономической роли государства. Два типа задач и функции государства в экономике
- 7. Рынок труда и безработица. Особенности рынка труда в рф. Государственное регулирование рынка труда
- Инфляция: причины, виды, способы измерения. Антиинфляционная политика государства.
- 9. Сущность, направления и основные инструменты фискальной политики
- 10. Необходимость и инструменты монетарной политики: различные варианты регулирования денежного рынка
- 11. Экономические отношения в системе всемирного хозяйства. Проблемы привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику. Влияние глоального финансового кризиса на экономику России.
- 12. Структурная политика государства, структурные кризисы и сдвиги. Проблемы реструктуризации Российской экономики.
- 13. Инвестиционная политика государства. Инвестиционная привлекательность и инвестиционный климат.
- 14. Сущность и необходимость антимонопольного регулирования. Тарифное регулирование естественных монополий, жкх.
- 15. Распределение доходов, регулирование распределения доходов. Социальная политика.
- 16. Основные принципы и формы кредита. Государственный кредит. Кредитные методы регулирования рыночной экономики.
- 17. Банковская система рф. Место и роль Центрального банка России в денежно- кредитной политике государства
- 18. Функции денег. Понятие денежного обращения. Состояние денежного обращения в Российской Федерации.
- 19. Структура и звенья финансовой системы России. Финансовые институты.
- 20. Сущность и основные функции налогов и сборов. Классификация налогов. Уровни налоговой системы рф.
- 21. Построение бюджетной системы рф. Государственный бюджет. Бюджетный федерализм.
- 22. Формирование региональных и муниципальных бюджетов: проблемы и пути оптимизации. Межбюджетные трансферты.
- 23. Программно-целевой метод управления финансами на региональном и муниципальном уровнях.
- 24. Муниципальное хозяйство.
- 25. Учёт материалов. Методы оценки материальных запасов. Контроль запасов.
- 26.Муниципальная собственность.
- 27. Основные показатели социально-экономического развития региона.
- 29. Рыночная инфраструктура региона.
- 30. Бизнес-план развития региона